ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2015года
Организация работы по охране труда

Нужно ли заниматься охраной труда в некоммерческой организации

Татьяна РЫБАКОВА, руководитель службы охраны труда ООО «Гранд-Сервис» (Санкт-Петербург)

Для чего заниматься охраной труда в некоммерческой организации

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Некоммерческие организации работают для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Они не делают извлечение прибыли своей основной целью и не распределяют полученную прибыль между участниками. Такие организации обычно занимаются:

  • развитием физической культуры и спорта;
  • удовлетворением духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
  • защитой прав, законных интересов граждан и организаций, разрешением споров и конфликтов, оказанием юридической помощи;
  • другой деятельностью, направленной на достижение общественных благ.

В России есть более 30 видов некоммерческих организаций. Основные формы установлены главой 4 Гражданского кодекса и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 Некоммерческая организация становится работодателем, как только заключает трудовой договор с работником. Как известно, любой работодатель должен обеспечивать работникам безопасные условия труда и заниматься охраной труда (ст. 212 ТК РФ):

  • создавать систему управления охраной труда;
  • разрабатывать инструкции по охране труда;
  • обучать работников по охране труда;
  • проводить специальную оценку условий труда;
  • организовывать медосмотры работников и т.  д.

Что касается работников некоммерческой организации, то они должны как минимум знать свои права и обязанности в сфере охраны труда. Важно донести до работников, что несоблюдение требований безопасности может привести к травмам, а также грозит наказанием – вплоть до увольнения.

Руководитель некоммерческой организации должен определить, кто будет заниматься охраной труда. В небольшой организации, у которой в штате менее 50 человек, функции специалиста по охране труда может выполнять один из сотрудников. Также есть возможность воспользоваться услугами сторонней организации – передать охрану труда на аутсорсинг. Чаще всего к такой мере прибегают организации гуманитарного профиля, в том числе некоммерческие, у которых в штате нет специалистов с техническим образованием. Это позволяет сэкономить деньги и избежать штрафов от надзорных органов.

Где взять деньги на охрану труда в некоммерческой организации

Главный вопрос, который встает перед руководителем некоммерческой организации, – где взять деньги на охрану труда? Ведь в большинстве случаев некоммерческие организации существуют за счет спонсорской поддержки, членских взносов, грантов, премий и т.  д. Поэтому придется расходовать средства на охрану труда в минимальных количествах.

Например, работников можно обучать охране труда своими силами. Для этого нужно организовать комиссию для проверки знаний по охране труда как минимум из трех человек. Они должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в учебном центре. Стоит отметить, что комиссия только проверяет знания работников, а обучать персонал должен специалист по охране труда или другой уполномоченный работодателем сотрудник. Также самостоятельно можно изготавливать журналы регистрации работ по охране труда.

Журналы регистрации работ по охране труда

Журналы регистрации работ по охране труда вы можете скачать здесь.

Работа некоторых некоммерческих организаций подразумевает проведение культурно-массовых, спортивных и иных разовых мероприятий с участием большого количества людей. При этом работодатель несет ответственность не только за своих работников, но и за волонтеров, которые работают на безвозмездной основе. С ними обязательно нужно проводить инструктаж по охране труда, так как работа на массовых мероприятиях – это большая ответственность.

Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью и получать доход, если это служит достижению целей, ради которых она создана. Поэтому часть полученных средств нужно тратить на финансирование мероприятий по охране труда.

Предупреждает
Светлана ПОНОМАРЕВА, 
специалист по охране труда ООО «Первый Партнер охраны труда» (Москва)

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда могут финансироваться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц (ч. вторая ст. 226 ТК РФ). При этом нельзя оплачивать охрану труда за счет средств работников. То есть это целиком забота работодателя.

Как извлечь пользу из затрат на охрану труда

Материальная мотивация работников в некоммерческой организации обычно невелика. Если работодатель не может материально стимулировать работника, то нужно использовать все возможности для улучшения условий его труда. За счет охраны труда и социальной поддержки можно повысить лояльность персонала. Некоторые инструменты мотивации сотрудников приведены в таблице.

Таблица. Инструменты мотивации и социальной поддержки работников некоммерческой организации

Инструмент

Проводимые мероприятия

Обеспечение безопасных и комфортных условий труда

– Своевременное обновление офисной мебели и техники;
– создание мест для приема пищи;
– поставка в офис питьевой воды

Забота о здоровье работников

– Предоставление добровольной медицинской страховки;
– частичная компенсация абонемента в фитнес-клуб;
– компенсация санаторно-курортного лечения

Предоставление дополнительного отпуска

– Кратковременный отпуск с сохранением или без сохранения заработной платы;
– увеличение продолжительности основного оплачиваемого отпуска

Компенсация за период нетрудоспособности

Доплата работнику до 100 процентов среднего дневного заработка за период нетрудоспособности независимо от стажа работы

Оплата профессионального обучения и повышения квалификации

– Участие в корпоративных программах обучения за счет организации;
– частичная компенсация затрат на повышение квалификации

Проведение корпоративных мероприятий для сотрудников

– Совместные выезды на природу, экскурсии;
– организация праздников для детей сотрудников;
– регулярные встречи с руководством и презентация результатов проделанной работы

Предупреждает
Татьяна ТРАУТВЕЙН, 
ведущий инженер по охране труда Сибирского центра безопасности труда ООО «Сибирский центр безопасности труда» (Барнаул)

Нужно учитывать, что у работников некоммерческих организаций иная мотивация, нежели у тех, кто занят в коммерческом секторе. Ключевыми факторами для формирования лояльности сотрудников здесь является, например, возможность помогать детям, заниматься интересной и содержательной работой. То есть на первом плане в некоммерческой организации должна быть социальная политика.

Охрана труда и социальная защита сотрудников должны быть неотъемлемой частью корпоративной культуры некоммерческой организации. Потому что невозможно заниматься социально направленной деятельностью, не проявляя заботы о собственном персонале. Повышение лояльности работников за счет мероприятий по охране труда – это не только отличная нематериальная мотивация, но и прекрасная возможность для работодателя популяризовать корпоративные ценности и создать благоприятную атмосферу в коллективе.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли разрабатывать соглашение по охране труда?

Обязательно ли разрабатывать соглашение по охране труда в организации?
Людмила ЕФИМОВА, начальник отдела кадров (Сыктывкар)

Нет, не обязательно. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения между работодателем и работниками и устанавливает общие принципы этих отношений (ч. первая ст. 45 ТК РФ). Проект соглашения по охране труда разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Их инициатором может быть как работодатель, так и уполномоченный представитель работников.

Нужно ли включать в правила внутреннего распорядка раздел по охране труда?

Должен ли быть в правилах внутреннего распорядка отдельный раздел, посвященный охране труда?
Кристина ПОМЕРКО, специалист по охране труда (Саров)

Правила внутреннего распорядка – это локальный нормативный акт, который регламентирует порядок приема и увольнения работников, основные права и обязанности сторон трудового договора, режим работы и отдыха и т.  д. (ст. 189 ТК РФ). Документ обычно включает следующие разделы:

  • общие положения;
  • порядок приема, перевода и увольнения работников;
  • основные обязанности работников и работодателя;
  • режим работы;
  • время отдыха;
  • оплата труда и поощрения за труд;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

То есть включать в правила внутреннего распорядка отдельный раздел по охране труда не обязательно. В документе и так будут отражены основные требования.

Должен ли быть специалист по охране труда в каждом филиале организации?

Организация имеет несколько филиалов. В головном подразделении есть служба охраны труда. Нужно ли иметь специалиста по охране труда в каждом филиале?
Евгений КОЧЕРГИН, начальник службы охраны труда (Москва)

Специалист по охране труда должен быть в каждой организации, в которой штат превышает 50 человек (ч. первая ст. 217 ТК РФ). Филиалы организации не являются юридическими лицами, поэтому не могут быть работодателями (ст. 55 ГК РФ). То есть работодатель не обязан создавать службу охраны труда или иметь специалиста по охране труда в каждом подразделении. Всю работу по охране труда могут выполнять специалисты головного офиса.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет вам

Глава 4 ГК РФ

Узнать, какие есть формы некоммерческих организаций

Статья 212 ТК РФ

Уточнить обязанности работодателя по охране труда

Статья 226 ТК РФ

Понять, что охрана труда может финансироваться за счет добровольных взносов организаций и физических лиц

Статья 45 ТК РФ

Узнать, что социально-трудовые отношения между работником и работодателем могут регулироваться соглашениями

Статья 189 ТК РФ

Уточнить, что включают в Правила внутреннего распорядка

Статья 55 ГК РФ

Узнать, что филиалы организации не являются юридическими лицами

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Понять принципы работы некоммерческих организаций

Запомните главное

1 У некоммерческой организации, которая является юридическим лицом, есть такие же обязанности, как у коммерческих организаций. Поэтому заниматься охраной труда необходимо.

2 Если не хватает средств на охрану труда, нужно, прежде всего, решить организационные вопросы и назначить работника, который будет выполнять функции специалиста по охране труда.

3 Руководитель и все работники должны пройти обучение по охране труда. Его можно организовать своими силами внутри организации.

4 Если материальная мотивация персонала в некоммерческой организации невелика, то лояльность работников можно повысить за счет мероприятий по охране труда и социальной поддержки.

 
Звезда
за правильный ответ
Блицпроверка
Неправильно
Правильно!
Должна ли некоммерческая организация проводить мероприятия по охране труда:
нет, некоммерческие организации освобождены от этой обязанности
должна, если в организации занято более 50 работников
должна, как и любой работодатель