ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2015года
Специальный выпуск: Промышленная безопасность

Как просто зарегистрировать опасный производственный объект

Ключевые проблемы

  • Какие объекты нужно регистрировать?
  • Какие документы нужны для регистрации ОПО?
  • Чем заканчивается регистрация?
Юлия КУТЛЫЕВА, эксперт по лицензированию и регистрации ОПО органа по сертификации «СЕРКОНС» (Москва)

В СЛЕДУЮЩЕМ ПОЛУГОДИИ:

Читайте статью «Особенности обучения охране труда при работе на высоте по новым правилам»

Чтобы ее прочитать, убедитесь, что Ваша подписка продлена. Это удобно сделать по телефону
8-800-555-66-00

Опасные производственные объекты (далее – ОПО) есть практически на любом промышленном предприятии. Поэтому работодателям рано или поздно приходится столкнуться с процедурой регистрации ОПО. Как собрать все документы и быстро зарегистрировать ОПО, разберемся в статье.

Какие объекты нужно регистрировать

Для начала уточним, что понимают под опасным производственным объектом.

Опасный производственный объект1

К опасным производственным объектам (далее – ОПО) относятся объекты, на которых:

  1. Получают, используют, перерабатывают, образуют, хранят, транспортируют, уничтожают опасные вещества – воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
  2. Используют оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа:
    а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
    б) воды при температуре нагрева более 115 °С;
    в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.
  3. Применяют стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
  4. Получают, транспортируют, используют расплавы черных и цветных металлов, сплавы на их основе с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более.
  5. Ведут горные работы, (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки их россыпных месторождений, открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
  6. Хранят или перерабатывают растительное сырье, в процессе чего образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также хранят зерно, продукты его переработки и комбикормовое сырье, склонные к самосогреванию и самовозгоранию.

В то же время к ОПО не относят объекты электросетевого хозяйства.

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Регистрировать ОПО должны организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие собственные или арендованные объекты. Но прежде работодатель должен провести идентификацию2 ОПО, чтобы определить:

  • наименование ОПО3;
  • признаки опасности;
  • единственный тип каждого ОПО.

В результате идентификации определяют количественные и качественные характеристики ОПО и другие сведения о нем. По итогам процедуры:

  • оформляют карту учета4 ОПО;
  • составляют документ5 со сведениями об ОПО.

Какие документы нужны для регистрации ОПО

Советует
Оксана ПОПОВА,
 генеральный директор ООО «ГИПЭксперт» (Москва)

Документы для регистрации ОПО удобно представлять в электронной форме через Единый портал госуслуг или официальные сайты Ростехнадзора (при наличии такой возможности). Если вы хотите представить документы лично, то придется предварительно записываться по телефону.

Чтобы зарегистрировать ОПО, нужно представить в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения организации следующие документы:

  • заявление от эксплуатирующей организации;
  • карту учета ОПО (в двух экземплярах на каждый объект);
  • сведения, характеризующие каждый ОПО (в двух экземплярах).

Специалист Ростехнадзора может запросить дополнительные сведения об ОПО, если нужно подтвердить правильность и полноту проведенной идентификации. Дополнительные сведения могут запрашиваться, если:

  • специфика производства предприятия предполагает наличие иного количества ОПО или идентификация осуществлена не в полном объеме;
  • наличие опасного вещества не соответствует проектной мощности технических устройств, обеспечивающих их размещение, хранение и т. п., то есть тип ОПО определен неверно;
  • указаны не все признаки опасности на ОПО;
  • не отражена деятельность всех структурных подразделений предприятия;
  • не представлены необходимые сведения, характеризующие ОПО;
  • необходимо уточнение видов деятельности предприятия или границ ОПО;
  • нужно подтвердить наличие разрешения на применение того или иного технического устройства в составе ОПО или иных причин.
Предупреждает
Наталья СТЕПАНЦЕВА, 
генеральный директор ООО «Независимый экспертный центр “Сфера Безопасности”» (Москва)

Документы на регистрацию ОПО нужно подавать в орган Ростехнадзора по юридическому адресу организации. Если он не совпадает с местом нахождения ОПО, то карту учета ОПО дополнительно согласовывают с органом Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО. Согласовать карту должны в течение 20 рабочих дней.

Если проводилась оценка риска аварии на ОПО (в случаях отступления от требований эксплуатации, ремонта, консервации и т. д.), то в Ростехнадзор представляют также обоснование безопасности ОПО6.

Чем заканчивается регистрация

Cрок регистрации ОПО составляет 20 рабочих дней с момента представления сведений об этом объекте. Если работодатель хочет зарегистрировать более 100 ОПО в составе предприятия, то срок регистрации могут увеличить. Процедура также затянется, если Ростехнадзор затребует дополнительные документы для регистрации или выявятся нарушения в уже поданных документах.

После регистрации ОПО работодатель получает:

  • свидетельство7 о регистрации ОПО в государственном реестре (в нем содержатся сведения о классе опасности объекта);
  • утвержденные карты учета ОПО.

Зарегистрировать ОПО нужно в течение 10 рабочих дней с момента начала их эксплуатации. Иначе работодатель нарушит требования промышленной безопасности, за что грозит штраф (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ):

  • для граждан – от 2000 до 3000 рублей;
  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
  • для организации – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ответы на ваши вопросы

Какие документы на ОПО должны быть в организации?

Мы закупаем фасадные (строительные) люльки. Ставим их на учет в Ростехнадзор как ОПО. Какой пакет документов должен быть в организации для представления Ростехнадзору при проверке?
Ольга ШАЙМУРАТОВА, специалист по охране труда (Уфа)

После успешной регистрации ОПО Ростехнадзор выдает работодателю свидетельство о регистрации и утвержденную карту учета ОПО. Кроме того, у работодателя должен быть полис обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО. Эти документы инспектор Ростехнадзора обязательно потребует при проверке.

Как исключить ОПО из госреестра?

Мы прекратили эксплуатировать один из ОПО на предприятии. Нужно ли вносить изменения в его свидетельство о регистрации?
Николай ЛАВРУШКО, ведущий специалист по промышленной безопасности (Красноярск)

При выводе ОПО из эксплуатации его исключают из государственного реестра. Для этого нужно представить в Ростехнадзор:

  • заявление (по той же форме, что и при регистрации ОПО);
  • полученную ранее карту учета ОПО;
  • свидетельство о регистрации ОПО;
  • копии документов, подтверждающих вывод ОПО из эксплуатации (точный перечень документов лучше уточнить в территориальном Ростехнадзоре).

Если в свидетельстве о регистрации ОПО есть сведения о других ОПО, которые продолжают работу, то его переоформляют на новом бланке и выдают работодателю.

Нужно ли вносить изменения в свидетельство о регистрации ОПО?

Организация изменила название, но продолжает эксплуатировать те же объекты. Должны ли мы внести изменения в свидетельство о регистрации ОПО?
Александр МАТВЕЕВ, заместитель руководителя (Пермь)

Да, должны. Для этого нужно подать в Ростехнадзор:

  • заявление (в нем указывают причину подачи – изменение сведений об организации);
  • карту учета ОПО;
  • сведения, характеризующие ОПО;
  • ранее выданные свидетельство о регистрации ОПО и карты учета (если в них нужно вносить изменения);
  • документы, подтверждающие произошедшие изменения.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет вам

Статья 9.1 КоАП РФ

Уточнить, чем грозит эксплуатация незарегистрированного ОПО

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ

Понять, какие объекты нужно регистрировать в Ростехнадзоре

Приказ Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606

Узнать, как провести идентификацию ОПО

Приказ Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. № 168

Определить, какое наименование присвоить ОПО

Распоряжение руководителя Ростехнадзора от 19 марта 2013 г. № 31-рп

Выяснить, как оформить документы на ОПО

Запомните главное

1 Зарегистрировать ОПО нужно в течение 10 рабочих дней с момента начала его эксплуатации.

2 Перед подачей документов в Ростехнадзор нужно провести идентификацию ОПО, оформить карту учета и документ со сведениями об ОПО.

3 Документы представляют в орган Ростехнадзора по юридическому адресу организации лично или в электронном виде через портал госуслуг.

4 Срок регистрации составляет 20 рабочих дней. После этого работодателю выдадут свидетельство о регистрации ОПО и утвержденные карты учета.

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
Когда нужно дополнительно согласовывать карты учета ОПО:
когда эксплуатируется больше двух ОПО
когда адрес нахождения ОПО не совпадает с юридическим адресом организации
когда нужно перерегистрировать ОПО
1Приложение № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2Приложение № 8 к Административному регламенту Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606).
3Требования к ведению государственного реестра ОПО в части присвоения наименований ОПО для целей регистрации в государственном реестре ОПО (утверждены приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. № 168).
4Приложение № 1 к Временному порядку ведения государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному распоряжением руководителя Ростехнадзора от 19 марта 2013 г. № 31-рп.
5Приложение № 7 к Административному регламенту Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606).
6Пункт 4 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
7Приложение № 2 к Временному порядку ведения государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному распоряжением руководителя Ростехнадзора от 19 марта 2013 г. № 31-рп.