ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2015года
Специальный выпуск: Экологическая безопасность

Экспресс-метод расчета платежей за НВОС

Наталья ШАДРИНА, к. х. н., главный эксперт-эколог ООО «АВРИО Групп» (Санкт-Петербург)

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Как рассчитать плату за НВОС, если у предприятия нет разрешения на выбросы

Если организация или индивидуальный предприниматель в ходе работы негативно воздействуют на окружающую среду, они должны ежеквартально отчитываться об этом в Росприроднадзор. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) основывается на экологическом проекте, разработать который малому предприятию часто не по карману.

Не имея информации о своих реальных выбросах, предприятие сталкивается с первой трудностью – как сосчитать платеж? Мы предлагаем воспользоваться экспресс-методом расчета. Он не является универсальным, но применим к небольшим предприятиям с однородной технологией и относительно небольшими по массе загрязнениями (до 10 т в год по выбросам и сбросам и до 100 т в год по отходам).

Экспресс-метод расчета платы за НВОС можно успешно применять в рамках действующего законодательства. При таком подходе у предприятия появляется стимул снизить загрязнения, от которых напрямую зависит размер платы. Разберемся, как применять экспресс-метод расчета платежей за НВОС.

В настоящее время утвердилось негласное правило, что все предприятия обязаны получить разрешительную документацию (лимиты), в которой приведены предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов и предельная масса размещения отходов по видам. Если по поводу сбросов ответ однозначен – да, необходимо, то с выбросами и отходами дело обстоит не так просто. Попробуем сформулировать основные принципы правильного и необременительного платежа НВОС на небольших предприятиях, у которых по тем или иным причинам нет разрешительной документации и, соответственно, предельных норм по загрязнению. Именно в этом случае целесообразен экспресс-метод, который позволяет сделать расчет быстро и точно.

Ряд предприятий рассчитывают свой платеж НВОС по фактическому загрязнению, что допускается законом с учетом соответствующих повышающих коэффициентов к нормативу платы: 5 – по отходам, 25 – по выбросам в атмосферу и сбросам в водоемы. Важно своевременно ежеквартально определить аналитически свой фактический выброс. Рассмотрим, как рассчитывается плата НВОС, когда у предприятия есть разрешение на выбросы и если его нет.

Пример

Металлообрабатывающее предприятие в Северо-Западном регионе имеет разрешение на выбросы в атмосферу. Расчет квартальной платы за загрязнение составляет 25,6 руб. Если бы предприятие не имело разрешения, то оно платило бы:
25,6 × 25= 640 руб/квартал,
где 25 – повышающий коэффициент к первичному нормативу платы за выбросы.


Скачать и распечатать образец

Стоимость проекта допустимых выбросов, на основе которого выдается разрешение на выбросы сроком на пять лет, составляет не менее 50 000 рублей. Предприятие платит всего 2560 рублей в год за свой фактический выброс при отсутствии разрешения. Стоит обратить внимание, что при этом нужно проводить ежеквартальный анализ (или расчет) массового содержания загрязняющих веществ в своем выбросе в тоннах.

Для такого предприятия получать разрешение на выбросы экономически не целесообразно – общая сумма платежа за выбросы значительно ниже стоимости получения разрешения. Следовательно, предприятие может провести инвентаризацию источников своих выбросов, сделав анализы в аккредитованной лаборатории (или произвести расчет) и рассчитать плату НВОС с коэффициентом 25.

Осуществлять сбросы в водные источники без разрешений категорически запрещено, поэтому экспресс-метод не применим для расчета платы за загрязнение водных объектов.

Предупреждает
Наталья СТЕПАНЦЕВА, 
генеральный директор ООО «Независимый экспертный центр “Сфера Безопасности”» (Москва)

Расчет платы за загрязнение окружающей среды от передвижных источников не нормирован разрешительной документацией. Например, автотранспортное предприятие, имеющее на балансе несколько десятков автомобилей, должно проводить расчет квартальной платы за НВОС по совокупному фактически израсходованному топливу по маркам автомобилей, помноженному на норматив платы за каждый вид топлива с учетом определенных коэффициентов.

Как рассчитать плату за размещение отходов

Наибольшее количество вопросов у предприятий возникает при расчете платы за размещенные отходы. Если у предприятия есть лимиты на размещение, то проблема состоит только в том, как наиболее точно вычислить массу промышленных отходов 4-го класса общей суммы с бытовыми отходами, которые размещаются, как правило, совместно, и отчетность ведется в кубометрах, а не в тоннах. Этому следует уделить внимание отдельно, поскольку плотность бытовых и промышленных отходов сильно отличается.

Необходимо вычесть объем бытового мусора из общего объема отходов 4-го класса опасности и оставшийся объем отхода пропорционально разложить на отдельные виды промышленных отходов, пересчитав в тонны с учетом плотности отдельных видов. Тем самым расчет платежа будет точным и достоверным и не возникнут вопросы при проверках.


Скачать и распечатать образец

Статья в тему

Образец расчета платы за выбросы в атмосферу от передвижного источника вы найдете в статье «Рассчитываем экологический платеж за выбросы в атмосферу» (№ 9, 2014).

В данном образце приведен пример расчета платежа НВОС за отходы для небольшого химического предприятия в Северо-Западном регионе, которое имеет действующие лимиты на размещение отходов. Здесь отходы 4-го класса как промышленные, так и бытовые переведены в тонны, плотность бытовых отходов – 0,1 т/м3, плотность остальных промышленных видов берется по справочным данным.

Если бы данное предприятие не имело лимитов, то платеж бы увеличился в пять раз по фактическому размещению отходов и составил бы:

38 209 × 4 × 5 = 764 180  руб/г.

Очевидно, что предприятию целесообразно разрабатывать проект по отходам и на его основе получать разрешение (лимиты) сроком на пять лет, поскольку стоимость проекта покрывается менее чем за один год сверхлимитного платежа.

Каким предприятиям подходит экспресс-метод расчета

Некрупным предприятиям экономически целесообразно декларировать свои выбросы любым правовым способом с привлечением аккредитованных лабораторий для замеров на источниках и платить НВОС с соответствующими повышающими коэффициентами. Аргументом в пользу предложенного способа является то, что разрешение на выбросы никак не стимулирует предприятие к уменьшению своих выбросов. В то же время для его получения необходимы значительные средства на экологический проект.

Если на предприятии нет стационарных источников выбросов или их очень мало (до 10 штук), есть автотранспорт на балансе, то целесообразно декларативно определять выброс в каждом квартале и платить НВОС с повышающим коэффициентом 25. Платеж в любом случае не превысит 1000 рублей в квартал.

Если у предприятия нет опасных отходов 1–3-го класса опасности, а суммарное количество отходов 4-го класса не превышает 100 т в год, то более выгодно размещать отходы на специализированные полигоны и платить НВОС декларативно с коэффициентом 5.

Важно понимать, что цель экологического проектирования (проекты ПДВ, ПНОЛРО) – устранить повышающие коэффициенты и снизить платы НВОС. Полученные разрешения на выбросы не стимулируют предприятие снижать загрязнения. Поскольку, получив такое разрешение, предприятие пять лет платит по лимитам, фактически не задумываясь о путях снижения загрязнений.

Что касается представленной в этой статье декларативной стратегии с повышающими коэффициентами, она направлена на то, чтобы заинтересовать предприятие в:

  • снижении НВОС путем снижения загрязнений;
  • выполнении экологического законодательства по внесению платы за НВОС.

Ответы на ваши вопросы

Как рассчитать плату за сверхлимитный выброс?

Как рассчитать плату за выбросы в атмосферу, если у предприятия сверхлимитный выброс?
Екатерина ВЕРЕНИНА, инженер-эколог (Тобольск)

Рассмотрим данный случай на примере химического завода, находящегося в Перми (Уральский экономический район). Коэффициент, учитывающий экологический фактор в этой местности, равен 2. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов применяется дополнительный коэффициент 1,2.

Фактические выбросы в атмосферу вредных веществ составили: хлор – 3,5 т, мышьяк – 0,6 т. Допустимый норматив установлен в размере: хлор – 2 т, мышьяк – 0,2 т. Ставка платы в пределах норматива равна: хлор – 41 руб/т; мышьяк – 683 руб/т. Сумма платы за загрязнение в пределах допустимых нормативов составит:

41 руб/т × 2 × 1,2 × 2 т + 683 руб/т × 2 × 1,2 × 0,2 т = 524,64 руб.

Установленный лимит выбросов: хлор – 3 т, мышьяк – 0,5 т. Ставка платы в пределах установленного лимита: хлор – 340 руб/т, мышьяк – 3415 руб/т. Количество вредных веществ в пределах установленных лимитов, но превышающее установленные нормативы: хлор – 1 т, мышьяк – 0,3 т. Сумма платы в пределах установленных лимитов:

(340 руб/т × 2 × 1,2) × 1 т + (3415 руб/т × 2 × 1,2) × 0,3 т = 3274,8 руб.

Теперь вычислим количество вредных веществ, превышающее установленные лимиты: хлор – 0,5 т, мышьяк – 0,1 т. Затем рассчитаем сумму платы за сверхлимитные выбросы:

{(340 руб/т × 2 × 1,2) × 0,5 т + (3415 руб/т × 2 × 1,2) × 0,1 т} × 5 = 6138 руб.

И, наконец, получим общую сумму платежа c учетом годового коэффициента инфляции:

2,45 × (524,64 + 3274,8 + 6138) руб. = 24 346,7 руб.

Что делать при сверхлимитном образовании отходов?

Как быть, если у предприятия образовались отходы сверх лимита?
Петр ЕВСЕЕНКО, специалист по промышленной безопасности и экологии (Юбилейный)

Если у предприятия есть лимиты на размещение, но по каким-то причинам образовались сверхлимитные отходы, что бывает, например, если в проекте не было достаточно обоснованной оценки предстоящей реконструкции. Появление сверхлимитного отхода в пределах перечня отходов, разрешенных к размещению, не является экологическим нарушением. Разберем конкретный пример.

Предприятие размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства и потребления предприятие использует понижающий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где расположен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб/т.

Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна:

248,4 руб/т × 0,3 × 2 = 149,04 руб/т.

Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т. Но фактически предприятие разместило 7 т. Сумму платы в пределах установленных лимитов получают таким образом:

149,04 руб/т × 5 т = 745,2 руб.

Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 2 т. Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна:

(149,04 руб/т × 2 т) × 5 = 1490,4 руб.

Общую сумму платежа за загрязнение окружающей среды рассчитывают так:

(745,2 руб. + 1490,4 руб.) × 2,45=5477,2 руб.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет вам

Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632

Понять порядок определения платы за НВОС

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344

Узнать нормативы платы за НВОС

Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204

Ознакомиться с формой расчета платы за НВОС

Запомните главное

1 Экспресс-расчет платы за НВОС подходит для небольших предприятий с количеством загрязнений до 10 т в год по выбросам и сбросам и до 100 т в год по отходам, а также для тех, у кого нет разрешений на выбросы.

2 Чтобы использовать экспресс-метод, нужно ежеквартально проводить анализ состава выбросов или рассчитывать валовый выброс по соответствующим методикам и плату за НВОС с учетом повышающих коэффициентов.

3 Для передвижных источников выбросы рассчитываются по суммарному массовому расходу отдельных видов топлива.

4 Если у предприятия нет опасных отходов 1–3-го класса опасности, а суммарное количество отходов 4-го класса не превышает 100 т в год, то выгоднее размещать отходы на специализированные полигоны и платить НВОС декларативно с коэффициентом 5.

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
Можно ли рассчитать плату за выбросы в атмосферный воздух, если у предприятия нет разрешения на выбросы:
да, можно
нет, это невозможно
можно, если предприятие проработало менее пяти лет