ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2023года
Несчастные случаи и профзаболевания
особенности расследования

Хотел помочь, а в итоге – навредил. Покажите на реальном примере, что замалчивание может привести к гибели работника

Николай Звуйковский, эксперт журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Чтобы не нарушать права пострадавшего и участников расследования, все персональные данные, регион и названия организации мы изменяем. Также мы скрыли в интервью личность инспектора ГИТ, чтобы не получилось установить регион происшествия.

Комиссия по расследованию выяснила, что причиной НС стало падение Гончарова с лестничного марша. Он ударился головой о металлическую площадку и потерял сознание. Экспертиза подтвердила, что пострадавший при поступлении в больницу был в состоянии алкогольного опьянения.

В какой момент Гончаров употреблял алкоголь, установить не удалось. Стоянов рассказал, что перед НС дежурившие в ту ночь работники собирались в комнате отдыха несколько раз и пили чай. Потом все расходились по рабочим местам. Это подтвердили и другие работники. Начальник смены Громова в чаепитиях не участвовала и в цехе ее во время смены не было.

Требования знали, но не выполняли

Комиссия по расследованию изучила локальные документы. СУОТ в организации работала, работодатель идентифицировал риски. Работники, в том числе и погибший, при трудоустройстве знакомились под подпись с инструкциями. Вовремя проходили медосмотры, прослушивали все необходимые инструктажи, обучались по ОТ и стажировались. Недочеты были, но в целом требования по ОТ организация выполняла.

Комиссия по расследованию выяснила, что работники и руководитель знали требования, но не следовали им. Это и привело к трагедии. Виноват сам погибший — он грубо нарушил дисциплину, потому что находился на рабочем месте в состоянии опьянения. Но трагических последствий, возможно, не наступило бы, если бы Гончарову оперативно оказали медицинскую помощь. В промедлении виноват оператор Стоянов, он не сообщил сразу о случившемся руководителю. А если бы начальник смены отстранила пьяного работника от работ, НС не произошел бы.

Инструкцию знал, но поступил по-своему

Инструкция по ОТ обязывает работника участка немедленно информировать руководителя о любой нештатной ситуации. Так, оператор участка должен сообщить, если узнал, что:

  • возникла ситуация, которая угрожает жизни и здоровью людей;
  • работники нарушают требования ОТ;
  • произошел НС.

Стоянов во время опроса подтвердил, что знал требования. Сразу не сообщил потому, что Гончарова лишили бы премии за нахождение на рабочем месте пьяным. Оператор думал, что помогает пострадавшему и не осознавал, что с ним произошло. Не осознавали и другие работники, которые помогли перенести Гончарова в операторскую на топчан.

Случаи замалчивания нарушений и НС в практике ГИТ нередки. Причины разные. Работники не знают требования, потому что не читают инструкции, а сразу подписывают листы ознакомления. А если прочитали — нарушают осознанно. Например, скрывают чужие проступки, потому что боятся прослыть в коллективе предателями и не задумываются о последствиях замалчивания. Еще боятся, что санкции руководства могут коснуться и их, или просто не знают, как сообщить. Иногда думают, что сокрытие нарушения поможет работнику, как в этом случае.

Чтобы работники выполняли требования, мало их прописать в инструкции. Объясняйте, что может случиться при нарушении, приводите реальные примеры. Знакомьте с требованиями на инструктажах и напоминайте о них перед началом каждой смены. Регулярная работа поможет привить работникам культуру поведения, развеять их опасения по поводу предательства и санкций.

В инструкциях по ОТ прописывайте не только требования сообщать о нештатных ситуациях и нарушениях, но и порядок, как это делать. Указывайте способы оперативной связи с руководством в экстренных ситуациях. На рабочих местах и в местах массового присутствия работников размещайте стенды с памятками о действиях при НС.

Расчет на дистанционный контроль не оправдался

Инструкция по ОТ обязывает начальника смены контролировать, как работники соблюдают трудовую дисциплину и требования ОТ. Громова исполняла предписания инструкции по-своему, она следила за работой из главного производственного корпуса. Во время опроса она пояснила, что сбоев технологического процесса не было, поэтому не было и необходимости делать обход или связываться с работниками. Дистанционного контроля оказалось недостаточно, чтобы выявить нетрезвого работника и отстранить его от работы.

Громова виновата в том, что не обеспечила должного контроля за соблюдением работниками технологической, производственной и трудовой дисциплины, требований ОТ. Кроме должностной инструкции начальника смены, она нарушила статью 214 ТК и локальное положение о СУОТ.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Как наладить коммуникацию с работниками

Если просто попросить работников сообщать о нарушениях, можно столкнуться с психологическими проблемами: рассказ об инциденте считают «стукачеством». Поэтому ваша задача — показать сотрудникам, что информация нужна для сохранения жизни и здоровья и на основании заявки никого не накажут.

Проинструктируйте работников, как они могут сообщить о проблемах, опасных ситуациях и внести предложения по безопасности. Создайте условия для анонимности, если работники этого хотят. Например, расставьте на предприятии ящики, где каждый сможет кидать сообщения об опасной практике. Либо зарегистрируйте специальный e-mail, чтобы работник смог написать с любого адреса, не боясь быть рассекреченным. Кроме того, специалист по охране труда должен дать работникам свой номер телефона и не отказывать в разговоре, в том числе и на условиях анонимности.

Эффективная практика — завести для обратной связи информационную доску. Поясните на инструктаже: на этой доске удобно оставить запись о неисправном оборудовании и посторонних предметах на рабочем месте, которые могут привести к авариям и несчастным случаям. Проинформируйте, где размещена доска, и регулярно проверяйте ее.

Объясните, что работодатель стремится обеспечить безопасность на предприятии, а не развивать систему доносов и интриг. Сделайте так, чтобы работники вам доверяли. Налаженные коммуникации между руководством и персоналом предприятия создают атмосферу доверия. Ведь работник, который не доверяет службе охраны труда, не станет информировать ее о происшествиях и проблемах в безопасности.

 Арсений НАЗАРОВ, эксперт в области охраны труда

Диалог с инспектором ГИТ о причинах замалчивания НС, ответственности руководителей за нарушения подчиненных и роли специалиста по ОТ в повышении профессиональной грамотности работников

Слушать:

Вы можете прослушать диалог с инспектором

Если диалог в иллюстрациях не отображается, обновите страницу — нажмите F5

Образец акта 

Скачать:

Акт Н-1
(шаблон формы № 2)

Если акт не отображается, обновите страницу — нажмите F5

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.