
Не спешите избавляться от закрытых документов по охране труда: где, как и сколько их хранить
Кто должен хранить документы по охране труда

Важно
Когда правила хранения архивных документов нарушают, ответственного штрафуют до 5 тыс. руб., компанию — до 10 тыс. руб. (ст. 13.20 КоАП)
Документы, которые составляют и ведут специалисты по ОТ, храните в службе охраны труда. К таким документам, например, относят положение о СУОТ, документы с результатами СОУТ, приказы и распоряжения по охране труда, журналы регистрации вводных инструктажей, документы по расследованию НС и журналы их регистрации. Специалисты по ОТ также должны вести и хранить НПА с требованиями охраны труда по специфике предприятия (п. 3.1.5 профстандарта, утв. приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н).
Документы, которые оформляют на рабочих местах, хранят в структурных подразделениях. Руководители структурных подразделений или другие ответственные за охрану труда на местах отвечают за хранение инструкций по ОТ, нарядов-допусков, журналов регистрации инструктажей на рабочем месте, программ стажировок и т. д.
Специалистам по ОТ нужно организовать работу так, чтобы требования охраны труда на предприятии выполняли. С этой целью следует, в том числе контролировать хранение документов в структурных подразделениях.
Сколько хранить документы по охране труда
Хранить документы на предприятиях должны в соответствии со сроками, которые утвердил Росархив. Для документов по охране труда сроки указали в разделе 7.3 Перечня типовых управленческих архивных документов (утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236, далее — Перечень № 236).
Соблюдать сроки хранения обязаны и госорганизации, и коммерческие компании. Исключений ни для кого нет (п. 4.3 Инструкции по применению Перечня, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 237, далее — Инструкция № 237).
Чтобы быстро разобраться в сроках хранения документов, используйте электронный сервис. Выберите из выпадающего списка вид документа и узнаете, сколько его нужно хранить и можно ли это делать в электронном виде.
Сроки хранения документов по ОТ
Для одних документов сроки хранения временные, для других — постоянные. Временный срок ограничен определенным количеством лет. Если временный срок указан как 50/75 лет, 50 лет следует хранить закрытые после 1 января 2003 года документы, а 75 — до этой даты (п. 4.8 Инструкции № 237).
Что делать с документами постоянного хранения

Обратите внимание
Если приняли решение создать свой архив, номенклатуру дел работодатель утверждает самостоятельно. Ее можно составить по форме из приложения 1 к Правилам № 77
Работодателю не нужно хранить документы постоянно, этим занимаются архивы. Документы с отметкой о постоянном хранении в архивы сдают:
- федеральные госорганы и организации, госкорпорации, госкомпании и государственные внебюджетные фонды — спустя 15 лет хранения;
- региональные госорганы и организации — спустя 10 лет;
- органы местного самоуправления и муниципальные организации — спустя 5 лет;
- организации, которые обязаны передавать документы в архивы, — в срок по договору.
Государственные и муниципальные архивы создают списки организаций, которые являются источниками их комплектования. Чтобы попасть в список, нужно заключить договор с госархивом, без него документы компании в архив не примут (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ). Договор составляют в двух экземплярах и подписывают уполномоченные лица. После того как архив примет решение включить компанию в список источников его комплектования, один экземпляр подписанного договора включают в архивное дело, второй — направляют в компанию.
Компании, чьи документы не подлежат передаче в архивы, должны хранить документы с отметкой «Постоянно» не менее 10 лет. Затем можно сдать документы постоянного хранения в собственный архив, создавать который коммерческие компании вправе, но не обязаны. Если срок хранения документа менее 10 лет, передавать его в архив не нужно (пп. 1, 2 Правил, утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77, далее — Правила № 77).
Хранение архивных документов можно передать на аутсорс. Для этого следует заключить договор с организацией, у которой такой вид деятельности есть в уставе. Подготовиться к передаче документов в архив поможет пошаговый алгоритм.
Как быть с документами, которых нет в Перечне № 236
Не все документы по охране труда перечислили в разделе 7.3 Перечня № 236. Поэтому Минтруд и Роструд дополнительно разъясняли возникшие вопросы. Например, пояснили, что сроки для приказов по охране труда нужно определять исходя из их содержания и цели издания. Если приказ выпустили по основной деятельности предприятия, он подлежит постоянному хранению, если по административно-хозяйственной — 5 лет (письмо Минтруда от 03.06.2022 № 15-2/ООГ-1277).
Срок хранения для документов о СОУТ в Перечне № 236 указали. Однако не уточнили, как долго хранить документы по оценке профрисков. Поскольку оценку профрисков проводят, чтобы узнать о состоянии охраны труда и принять меры по улучшению, руководствуйтесь пунктом 409 Перечня № 236. Храните документы по оценке профрисков пять лет.
Инструкции по охране труда можно считать документами об обучении работников, срок для хранения этих документов — пять лет. Поэтому недействующие инструкции по охране труда достаточно хранить в течение пяти лет (п. 421 Перечня № 236). Учтите, что для журналов регистрации инструктажей отдельный срок, их следует хранить 45 лет (п. 423 Перечня № 236).
Как отсчитывать сроки хранения
Сроки считают с момента, как завершили вести документ. За точку отсчета берите 1 января года, который следует за годом, в котором закрыли документ (п. 4.1 Инструкции № 237).
Работодатель вправе хранить документы по охране труда дольше положенного срока, когда того требуют особенности работы компании и ее практические потребности. Уменьшать сроки хранения нельзя (п. 4.10 Инструкции № 237).
Что делать с документом, когда срок временного хранения истечет

Обратите внимание
Подтверждение факта утилизации прикладывают к акту о выделении к уничтожению документов
Когда срок временного хранения закончится, документу нужно пройти экспертизу ценности. Процедуру ежегодно должна проводить экспертная комиссия. По результатам экспертизы принимают решение о передаче в архив или об уничтожении документов (пп. 14, 17 Правил № 77).
Если в архив направлять документ не нужно, после экспертизы руководитель компании или уполномоченный им сотрудник утверждает акт о выделении документов к уничтожению. Затем документы передают предприятию по переработке вторсырья. Документы, которые содержат информацию ограниченного доступа, сначала должны измельчать в шредере (п. 31 Правил № 77).
за правильный ответ
