ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2024года
Отраслевая специфика
строительство

Пять процедур по ОТ, которые должны проводить в строительной компании

Сергей КРОТОВ, аудитор по охране труда в строительной отрасли в группе компаний «Техногаз», «Газ-инвест», «КПДГазстрой Сервис», «ТЕХСТРОЙТРАНС», «АлександрГРАДЪ», «БИЛДСЕРВИС», УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «МЕРИДИАН», «Лифтсервисмонтаж»

1. Оценка профрисков

Без оценки профрисков работодатель не может наладить другие процедуры, чтобы обеспечить безопасность работников. Уже при планировании строительных работ понадобится идентифицировать опасности и оценить уровни рисков. Используйте для идентификации перечень из 12 опасностей, который утвердил для отрасли Минтруд (п. 5 ПОТ, утв. приказом Минтруда от 11.12.2020 № 883н; далее — ПОТ № 883н).

В зависимости от специфики предприятия и видов работ перечень идентифицированных опасностей можно дополнять. Определить опасности и разобраться в требованиях по охране труда поможет удобный перечень НПА.

Скачать:

Таблица

Если таблица не отображается, обновите страницу — нажмите F5

Если оценку профрисков выполняют эксперты привлеченной организации, участвуйте в процедуре вместе с ними. Это поможет в дальнейшем эффективнее проводить мероприятия по управлению профрисками и повторно оценивать их уровни.

Когда составят отчет об оценке профрисков, проверьте, чтобы опасности в нем указали подробно и пояснили, почему возникает каждая из них и к чему может привести. По каждой выявленной опасности нужно формировать мероприятия, с помощью которых будете контролировать риски.

2. Спецоценка

Обратите внимание

На вакантных местах спецоценку не проводят

Руководителю строительной компании нужно утвердить состав комиссии по спецоценке и график ее проведения. Специализированная организация идентифицирует вредные и опасные факторы и измерит их уровни после того, как с ней заключат договор и передадут перечень рабочих мест. Процедура необходима, чтобы определить условия труда работников, назначить компенсации вредникам, определить факторы для направления на медосмотры.

На новом предприятии спецоценку должны организовать и провести в течение 12 месяцев. Такой же срок действует при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест, изменениях в технологии работ или замене оборудования. Шесть месяцев на СОУТ есть со дня, когда получили предписание инспектора или мотивированное предложение профсоюза, изменили состав применяемых на производстве материалов и сырья, средства защиты, произошли НС или профзаболевание, причины которых воздействие вредных производственных факторов (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее — Закон № 426-ФЗ).

Проследите, чтобы спецоценку проводили при штатных производственных и технологических процессах. Эксперты должны сделать измерения при работающем оборудовании и в рабочее время (п. 15 Методики, утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н). Обычно на стройплощадках идентифицируют такие вредные факторы, как неблагоприятный микроклимат, шум, вибрация, превышенная концентрация пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Важно

У экспертов есть три рабочих дня, чтобы проинформировать работодателя о том, что они внесли сведения о результатах спецоценки во ФГИС СОУТ (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ)

Когда работодатель получит отчет о спецоценке, документ подписывают члены комиссии и утверждает председатель. Сделать это нужно, пока не истекут 30 календарных дней с момента, когда эксперты направили отчет. После утверждения документа за три рабочих дня уведомляют об этом организацию, которая проводила СОУТ и направляют ей подписанную копию (ч. 2 и 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Если у организации есть сайт, сводные данные о результатах СОУТ нужно разместить на нем в течение 30 календарных дней после утверждения отчета. Проверьте, что на сайте есть сводная ведомость с установленными классами условий труда и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

3. Медосмотр и психосвидетельствование

Убедитесь, что состояние здоровья позволяет работникам выйти на стройплощадку. Перед допуском к работам вновь принятых в компанию направляют на предварительный медосмотр, по истечении установленного срока — на периодический. Для этого у работодателя должен быть договор с лицензированным медцентром (п. 4 Порядка, утв. приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н; далее — Порядок № 29н).

Чтобы направить работников на медосмотр, составляют список лиц, подлежащих предварительным осмотрам. В нем указывают профессии, виды работ, установленные после СОУТ вредные факторы, из приложения к Порядку № 29н (п. 10 Порядка № 29н).

Затем оформляют направления на медосмотр. Документ работнику выдают под подпись в журнале учета направлений. Если после предварительного или периодического медосмотра врачи выдают заключение с отметкой «противопоказания не выявлены», можно приступать к работе. Не прошедших медосмотр работодатель обязан отстранить или не допускать к трудовой деятельности (ч. 1 ст. 76 ТК).

Часть работников помимо медосмотров должны проходить психосвидетельствование. Определяют категории таких работников по приложению 2 к Порядку психосвидетельствования (утв. приказом Минздрава от 20.05.2022 № 342н). Например, в строительной организации без психосвидетельствования нельзя допускать к работам водителей, крановщиков и т. д.

4. Обучение

Все работники строительного производства обязаны пройти подготовку по охране труда и стажировку (п. 28 ПОТ № 883н). Подготовка по охране труда включает в себя инструктажи, обучение и проверку знаний по программам А, Б, В, оказания первой помощи и использования СИЗ.

Вводный инструктаж. Специалист по ОТ или другой ответственный сотрудник строительной компании должен проводить вводный инструктаж каждому новому работнику. На вводном инструктаже рассказывают о работах на стройплощадке, источниках опасности на ней и необходимых действиях при возникновении аварий. Темы для программы вводного инструктажа составляют по приложению 1 к Правилам обучения (утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464; далее — Правила № 2464).

Вводный инструктаж проводят всем, кто работает на объекте. Получать информацию об ОТ должен в том числе персонал подрядных организаций, практиканты, командированные, а также работающие не на постоянной основе, например водители автобетоносмесителей. Поэтому тому, кто проводит вводный инструктаж, нужно наладить взаимодействие с координатором по подрядным организациям и службой контрольно-пропускного пункта.

Обратите внимание

Заказчик инструктирует руководителей, уполномоченных и специалистов по ОТ подрядчика о специфике организации и проведения работ на территории предприятия (п. 10 Перечня, утв. приказом Минтруда от 22.09.2021 № 656н)

Инструктаж на рабочем месте. Есть четыре вида такого инструктажа: первичный, повторный, целевой и внеплановый. Первичный обязаны провести до начала самостоятельной работы. Повторный инструктаж проводят не реже одного раза в шесть месяцев. Целевой инструктаж необходим, если предстоят работы повышенной опасности, ликвидация ЧС и работники будут выполнять задачи, которые не предусмотрели в должностных инструкциях (пп. 17, 19 Правил № 2464).

Основания для внепланового инструктажа прописали в пункте 16 Правил № 2464. Смотрите на схеме, когда его придется организовать.

Проводит инструктажи на рабочем месте и регистрирует их в журнале непосредственный руководитель работника. Организация-заказчик инструктаж на рабочем месте персоналу подрядчика не проводит.

Важно

Работодатель решает самостоятельно, где обучать рабочих по программам Б и В: внутри организации или в учебном центре

Обучение и проверка знаний по программам А, Б, В, первой помощи и СИЗ. На то, чтобы обучить работника охране труда и проверить его знания, у работодателя есть 60 календарных дней с момента приема на работу или перевода (п. 63 Правил № 2464).

Обучение по программе А не реже одного раза в три года проходят руководители компаний и структурных подразделений, специалисты по ОТ и другие категории, которые указаны в пункте 53 Правил № 2464. Рабочих обучать по этой программе не нужно.

Всех работников, кроме офисного персонала, обязательно обучают по программе Б не реже одного раза в три года. Также рабочим и ответственным руководителям нужно усвоить программу В, если они выполняют работы повышенной опасности или контролируют их. Например, повышенную опасность имеют высотные, сварочные, газоопасные работы. Периодичность обучения по программе В — ежегодная (п. 60 Правил № 2464).

Обучение первой помощи и использованию СИЗ. Всем рабочим необходимо пройти обучение по первой помощи. Практические занятия для умения и навыков оказания первой помощи должны занимать не меньше половины общего количества учебных часов. Обучение использованию СИЗ проводите тем, кому нужно освоить соответствующие практические навыки (пп. 33, 38 Правил № 2464).

Продолжительность обучения определяет работодатель. Использованию СИЗ и первой помощи можно обучать в рамках программы Б. В этом случае проверку знания проводит единая комиссия, а ее результаты оформляют одним протоколом (пп. 40, 42 Правил № 2464).

Стажировка. Для выполняющих работы повышенной опасности стажировка обязательна. Нужно ли стажировать на рабочем месте остальных работников, работодатель решает самостоятельно. В любом случае утверждают перечень профессий и должностей, для которых нужна стажировка (пп. 25, 26 Правил № 2464).

5. Выдача СИЗ

Обратите внимание

Работодатель за свой счет должен обеспечить своевременную выдачу СИЗ, их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ч. 5 ст. 221 ТК)

Требования к выбору СИЗ и смывающих средств содержат Правила обеспечения, утвержденные приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н. До 31 декабря 2024 года работодатель может применять для выдачи СИЗ отраслевые типовые нормы с учетом результатов спецоценки и оценки профрисков или Единые типовые нормы (утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 767н; далее — ЕТН). С 2025 года выбора уже не будет: все обязаны перейти на ЕТН.

Есть СИЗ, которые обязательны для каждого, даже посетителя организации. Всем, кто идет на стройплощадку, должны выдавать защитную каску. Выполняющих работы по разборке строений работодатель обязан обеспечить СИЗ органов дыхания, например респираторами. Если при разборке образуется газ, выдают противогазы (пп. 30, 110 ПОТ № 883н).

Нужно также учитывать ПОТ для работы на высоте. Если работы выполняют в местах движения транспорта, необходим сигнальный жилет, если есть опасность получить травму ног — спецобувь (п. 138 Правил, утв. приказом Минтруда от 16.11.2020 № 782н).

Даже если работодатель выдает все необходимые по нормам СИЗ, работники могут игнорировать необходимость использования их. Температурные условия — одна из причин, по которой работники не применяют СИЗ. Например, в жару одни снимают куртки с длинными рукавами, другие отказываются от ношения касок из-за дискомфорта. Убеждайте не совершать ошибок. Рассказывайте на инструктажах о НС, которые происходили с теми, кто не применял СИЗ. Тщательно контролируйте использование СИЗ во время работы.

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
Кому специалист по ОТ строительной компании должен проводить вводный инструктаж?
Всем, кто приступает к работе на объекте
Только работникам своей компании
Выполняющим работы повышенной опасности
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.