ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2024года
Несчастные случаи и профзаболевания
особенности расследования

Осторожно: гололед! История, которая убедит работать с профрисками не фиктивно

Примечание

Чтобы не нарушать права пострадавшего и участников расследования при рассмотрении НС, мы скрыли все персональные данные, регион и название организации, а также фамилию инспектора ГИТ

С чего началось расследование несчастного случая

Инспектор ГИТ изучил справку 315-у. Медики обнаружили у пострадавшей компрессионно-оскольчатый перелом позвонка. Это повреждение здоровья относят к категории тяжелых.

Затем инспектор запросил у работодателя документы: Положение о СУОТ, Положение об управлении профрисками, карту оценки профрисков, личную карточку учета выдачи СИЗ, протоколы проверки знаний, данные о медосмотрах и трудовой договор с пострадавшей. Инспектор ГИТ осмотрел также место происшествия. В протоколе осмотра он отметил, что тротуар ото льда очистили частично, обработали его смесью из песка и соли.

После осмотра инспектор приступил к опросу пострадавшей. Между ними состоялся диалог.

Какие нарушения стали причиной несчастного случая

Обратите внимание

В разработке мер управления профрисками пригодится примерный перечень из приложения 1 к Примерному положению № 776н

Причиной травмы Александры инспектор ГИТ признал нарушения обязательных требований по управлению профрисками. В карте оценки профрисков указали, что на рабочем месте медсестры провели их идентификацию. При этом в ходе идентификации выявили опасность травм при передвижении по скользким поверхностям из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании. Мерой управления этим риском признали необходимость следить за состоянием покрытия поверхности при ходьбе, если она скользкая — обходить опасное место.

Работодатель обязался оценивать эффективность мер по управлению допустимых рисков 1 раз в 2 года, недопустимых — ежегодно. Главврач онкодиспансера утвердил Положение об управлении профрисками в августе 2021 года. С тех пор меры ни разу не пересмотрели и не переработали.

В Положении об управлении профрисками зафиксировали обязанность работодателя определять методы их снижения. Среди таких методов указали, в том числе, предупредительные надписи и знаки безопасности. Как показал несчастный случай, в реальности эти методы не применяли.

Кроме проблем по управлению профрисками инспектор ГИТ отметил ряд других нарушений. В журнал регистрации не вносили причину, по которой проводили инструктаж на рабочем месте, число, месяц и год рождения работника (п. 87 Правил обучения, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464). Личную карточку выдачи СИЗ вели, но не указывали в ней пункт локальных Норм выдачи СИЗ, по которому медсестра получала средства защиты (пп. 24, 25 Правил, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н). Пару кожаных тапочек на два года пострадавшей не выдали, хотя этого требовали типовые нормы (п. 22 Типовых норм, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.09.2010 № 777н).

Почему нарушителями признали руководителя службы ОТ и пострадавшую 

Важно

Мероприятия по выявлению опасностей, оценке уровней профрисков и их снижению должны быть системными (ч. 1 ст. 218 ТК)

Комиссию по проведению оценки профрисков в онкодиспансере возглавлял замглавврача, а состояли в ней председатель профсоюза и руководитель службы ОТ. При этом именно за членами комиссии в Положении об управлении профрисками закрепили ответственность за проведение идентификации опасностей и достоверность ее данных, а также за оформление результатов. Поэтому в акте Н-1 нарушителями указали замглавврача, председателя профсоюза и руководителя службы ОТ.

Пострадавшую не избавили от ответственности за свою травму. Она не выполнила мероприятия из карты профрисков, с которой ее ознакомили под подпись. При ходьбе Александра не контролировала состояние тротуара, поэтому не заметила гололедицу и не обошла ее на безопасном расстоянии. Если бы она была внимательнее и предусмотрительнее, травмы удалось бы избежать.

По результатам расследования инспектор потребовал от работодателя провести повторно оценку профрисков. Также в акте Н-1 обязали проинформировать работников об обстоятельствах несчастного случая и результатах его расследования: издать приказ руководителя и провести персоналу онкодиспансера внеплановый инструктаж на рабочем месте.

Как избежать ошибок коллег

Обратите внимание

Управление профрисками — базовая процедура СУОТ, обязательная для каждой компании независимо от специфики ее деятельности

Проводите процедуры по управлению профрисками систематически (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК). Периодичность работодатель определяет сам, но ее нужно закрепить в ЛНА и контролировать. Соблюдайте основания для внеплановых процедур и анализа их итогов. Кроме результатов оценки эффективности мер пересматривайте профриски после несчастных случаев и аварий, проверок ГИТ, при жалобах работников, изменениях в технологии производства и вводе в эксплуатацию нового оборудования.

Учтите, что причиной травм работников может стать не только несвоевременная оценка рисков, но и формально выполненная процедура. Недостаточно идентифицировать опасность поскользнуться на гололедице и разработать меры по снижению рисков. При расследовании несчастного случая ГИТ проверит, применял ли работодатель на практике разработанные меры. Например, использовал ли предупредительные надписи и знаки безопасности, наносил ли на обледенелые поверхности опилки, песок, другие противоскользящие средства. Если меры в реальности не соблюдали, ответственными за нарушения признают тех, за кем закрепили контроль за процедурами в локальном акте.

Образец акта

Скачать:

Акт Н-1
(шаблон формы № 2)
(вернуться в статью >>>)

Если акт не отображается, обновите страницу — нажмите F5

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.