Как организовать здравпункт на предприятии
Кому из работодателей необходим здравпункт
Правовая база
Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.
Вряд ли кто станет спорить с утверждением, что одна из основных ценностей предприятия – его трудовой коллектив. И заботиться необходимо не только об укомплектованности штата, но и о здоровье работников. Одним из способов проявления такой заботы является организация здравпункта на предприятии.
С точки зрения трудового законодательства работодателю необходимо наладить медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК РФ). В этих целях работодатель оборудует помещения для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).
Некоторые предприятия обязаны иметь здравпункты. Требования об этом содержатся в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда, в санитарных правилах и других нормативных правовых актах. Таких как:
- Правила охраны труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03-96;
- Правила безопасной эксплуатации и охраны труда для нефтеперерабатывающих производств ПБЭ НП-2001;
- Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов СанПиН 1.2.1330-03;
- Санитарные правила и нормы по устройству и эксплуатации теплиц и тепличных комбинатов (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР 26 июня 1991 г. № 5791-91) и т. д.
Например, Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте для проведения медосмотров водителей установлена необходимость иметь фельдшерские или врачебные здравпункты в организациях со списочным количеством работающих более 300 человек. Состав и площадь данных пунктов предусматриваются действующими строительными нормами и правилами и иными нормативными актами (п. 3.6.23 ПОТ Р М-027-2003, утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28).
Также обязательно нужно иметь здравпункты на атомных электростанциях и железнодорожном транспорте.
Организации, в которых рекомендуется иметь здравпункт
Одной из задач здравпункта является поддержание здоровья работников. Поэтому заинтересованность в его работе должны проявлять работодатели, у которых на производстве имеется большое количество вредных факторов. Ведь именно они наиболее сильно влияют на здоровье работников. Речь идет, прежде всего, о предприятиях, занимающихся добычей нефти, газа и других полезных ископаемых в условиях Крайнего Севера, пустынных и отдаленных районах. Кроме того, существует ряд производств, в которых состояние здоровья сотрудника влияет на качество выпускаемой продукции. Например, производство продуктов питания, оказание услуг общепита, образовательных и транспортных услуг и проч.
Основные функции здравпункта
Чтобы понять, какие основные функции может выполнять здравпункт на предприятии, необходимо обратиться к приложению № 1 приказа Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Вот основные из них:
- оказание первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи;
- экспертиза временной нетрудоспособности;
- организация направления по медицинским показаниям работников, обратившихся за медицинской помощью, на консультацию к врачам-специалистам;
- выдача справок о факте обращения за медицинской помощью;
- участие в подготовке списков контингентов и поименных списков работников, направляемых для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинских осмотров;
- участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодического медицинских осмотров;
- проведение предрейсовых, послерейсовых, предсменых, послесменных осмотров;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации;
- проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации;
- охрана здоровья работников организации;
- участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществлении контроля за выполнением рекомендаций по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации;
- ведение учетно-отчетной документации по установленным формам, в том числе направление извещений о предварительном диагнозе профессионального заболевания;
- участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на территории организации;
- оформление документов (выписок из журналов приема больных, актов освидетельствования) по запросам;
- повышение квалификации медицинских работников здравпункта, участие в конференциях и семинарах;
- изучение и соблюдение правил охраны труда;
- предоставление регулярных отчетов о проводимой работе и полученных результатах.
Что нужно для организации здравпункта
Чтобы организовать здравпункт, необходимо руководствоваться Правилами организации деятельности врачебного здравпункта (приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).
Врачебный здравпункт создается в виде структурного подразделения организации, которое, наряду с основной (уставной), занимается медицинской деятельностью.
Для его размещения нужно выделить помещение. Требования к нему установлены в СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782).
Состав и площадь помещений врачебного здравпункта определены в таблице 5 СП 44.13330.2011.
Помещения, в которых будет осуществляться медицинская деятельность, также должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 58).
Таблица 1. Состав и площадь помещений врачебного здравпункта
Помещения врачебных здравпунктов | Площадь, м2 | |||
при категории здравпунктов | при размещении здравпунктов в мобильных зданиях | |||
I | II | |||
Вестибюль с местами для ожидания и регистратуры | 24 | 18 | 15 | |
Перевязочные – гнойная и чистая | 36 | 36 | 16 | |
Кабинеты для приема больных | 48 | 24 | 12 | |
Кабинет физиотерапии | 24 | 18 | 12 | |
Кабинет стоматолога | 24 | 12 | 12 | |
Процедурный кабинет | 18 | 12 | - | |
Комната временного пребывания больных | 12 | 9 | 9 | |
Кабинет заведующего здравпунктом | 9 | 9 | - | |
Кабинет гинеколога* | 12 | 9 | - | |
Кладовая лекарственных средств, с киоском | 9 | 9 | 6 | |
Помещение для автоклава и перевязочных материалов | 9 | 9 | 6 | |
Кладовая медицинского оборудования | 6 | 6 | 6 | |
Уборная с умывальником в тамбуре | На 1 унитаз | |||
Душевая | На 1 душевую сетку | |||
* В соответствии с примечанием 2 таблицы 4. Примечание: На предприятиях, где предусматривается использование труда инвалидов, состав врачебного здравпункта может быть дополнен по согласованию с местными органами здравоохранения с учетом вида инвалидности, групп заболеваний и степени утраты трудоспособности работающих. |
Структура здравпункта и его штатная численность устанавливаются руководителем организации, в составе которой он создан. Рекомендованные штатные нормативы и стандарт оснащения здравпункта установлены приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Однако они могут быть откорректированы по решению руководителя организации в зависимости от вида деятельности
Таблица 2. Рекомендуемые штатные нормативы врачебного здравпункта
№ п/п | Наименование должности | Количество должностей |
1 | Заведующий здравпунктом – врач-терапевт | 1 |
2 | Врач-терапевт | 1 на рабочую смену* |
3 | Старшая медицинская сестра | 1 |
4 | Медицинская сестра | 1 на рабочую смену* |
5 | Санитар | 1 на рабочую смену для уборки помещений* |
* Количество рабочих смен определяется соответственно графику работы организации |
Стандарт оснащения врачебного здравпункта включает в себя 87 наименований оборудования. В это число входят:
- пять аптечек первой помощи;
- два набора для оказания экстренной медицинской помощи;
- одна аптечка антиспид;
- один электрокардиограф портативный, 6-канальный;
- три фонендоскопа;
- пять термометров медицинских;
- три тонометра для измерения артериального давления;
- два алкометра;
- две медицинские кушетки;
- десять стульев, включая стулья-вертушки;
- один сейф для хранения сильнодействующих медикаментов;
- два холодильника;
- три кровоостанавливающих жгута;
- десять перевязочных индивидуальных пакетов и проч. (приложение № 3 к приказу Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).

Оснащая здравпункт, не обязательно собирать все 87 наименований медицинского оборудования. Ведь помещений может быть и меньше, чем предусмотрено в рекомендованном стандарте. Все зависит от специфики производства, а также возможностей работодателя.
Нужна ли лицензия на медицинскую деятельность?
Поскольку для ведения медицинской деятельности нужно иметь лицензию1, ее следует получить для легальной работы здравпункта. В противном случае в нем можно оказывать только первую доврачебную помощь. На оказание медицинской помощи работникам, на проведение предварительных и периодических и предрейсовых медицинских осмотров необходима медицинская лицензия. Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и порядок ее лицензирования, определен постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.
Получение лицензии на медицинскую деятельность для большинства организаций – дело весьма хлопотное и затратное, как правило, по этому пути идут предприятия, имеющие большое количество работников, занятых во вредных условиях труда, или крупные транспортные компании.
Однако большинство предприятий предпочитает аутсорсинг медицинских услуг – передачу имеющегося на предприятии здравпункта по договору на профессиональное управление медицинской организации, имеющей лицензию на соответствующие виды медицинской деятельности. Это направление сейчас активно развивается, и на рынке появляется все больше медицинских учреждений, предлагающих услуги по организации работы медпункта или здравпункта на территории предприятия.
Медицинские учреждения могут предложить предприятию различные формы организации медицинского обслуживания, например:
- предоставление штата медицинских работников (врач, фельдшер, медсестра) в зависимости от особенностей деятельности предприятия и потребностей в медицинских услугах;
- обеспечение средствами медицинского назначения, медикаментами, пополнение аптечек;
- оснащение медпункта необходимой мебелью, аппаратурой, медицинским оборудованием по согласованию;
- выезд специалиста на предприятие для медицинского обслуживания сотрудников;
- прием сотрудников без отрыва от работы с возможностью оформления больничных листов, выдачи справок.
При такой форме обслуживания предприятие имеет возможность сформировать индивидуальный пакет медицинских услуг, в том числе дающий возможность получать медицинские услуги различной сложности в поликлиниках и стационарах лечебного учреждения.
Ответы на ваши вопросы
Какое образование должно быть у сотрудника медпункта?
Должен ли работник медпункта иметь высшее медицинское образование? Может быть достаточно медобразования любого уровня?
Вера КОВАЛЕВА, инспектор отдела кадров (Воронеж)
Медицинский работник, оказывающий медпомощь в здравпункте, должен иметь медобразование и действующий сертификат специалиста, если он является штатным сотрудником медучреждения или организации, в которой действует здравпункт. Если же договор об оказании медуслуг заключен лично с ним, то у медработника должна быть лицензия на предоставление медуслуг. Уровень образования зависит от конкретной деятельности. Медсестра может провести отдельные лечебные и профилактические медицинские мероприятия, сделать укол, а вот для того чтобы провести медосмотр и поставить диагноз, назначить лечение больному, нужно как минимум фельдшерское образование.
Как правильно оформить аренду помещения под здравпункт?
Помещение, выделяемое под здравпункт, находится на балансе предприятия. Значит, организовать в нем работу врачей можно, только сдав его в аренду. Как правильно оформить отношения с медучреждением, чтобы не было встречных платежей?
Ирина САПЕЛКИНА, менеджер по кадрам (Ухта)
В договоре с медучреждением об оказании медицинских услуг нужно указать, что работодатель обязуется предоставить помещение под здравпункт. При этом заключать договор аренды не нужно и встречных платежей не будет.
Задайте свой вопрос!
Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.
Самые необходимые нормативные акты
Документ | Поможет вам |
Статья 212 ТК РФ | Выяснить, какие обязанности по обеспечению медобслуживанием имеются у работодателя |
Статья 223 ТК РФ | Узнать, в каких целях необходимо организовать здравпункт |
Приложению № 1 приказа Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н | Уточнить, какие функции должен выполнять здравпункт |
СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782) | Вспомнить, какие требования предъявляют к помещениям здравпункта |
Приложение № 3 к приказу Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н | Понять, какие требования предъявляют к оснащению здравпункта |
Запомните главное
1 Здравпункт обязаны организовывать не все предприятия, а только те, для которых это требование установлено отраслевыми или межотраслевыми нормативными правовыми актами. Например, предприятия автомобильного транспорта.
2 Здравпункт выполняет широкий перечень функций, в том числе, по оказанию первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи, участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодического медицинских осмотров и многих других.
3 Размер помещений здравпункта зависит от их вида. В нем не обязательно должны быть все помещения, которые рекомендованы приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н.
4 Если лицензия на медицинскую деятельность не получена, в здравпункте можно оказывать только первую доврачебную помощь. Или же нужно заключить договор с медицинской организацией, которая будет оказывать медпомощь работникам.
за правильный ответ
