ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2015года
Организация работы по охране труда

Новые правила по охране труда на судах речного и морского флота

Михаил СОКОЛОВ, заведующий Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте ЦНИИ Морского флота (Санкт-Петербург)

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Для чего приняты новые правила охраны на судах морского и речного флота

Современные правила по охране труда, учитывающие как национальные, так и международные требования, – важнейший элемент безопасных условий труда на судах. В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ от 23 февраля 2006 г. «О труде в морском судоходстве» были разработаны и утверждены Правила по охране труда на судах морского и речного флота (далее – Правила). Указанный документ введен приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н, зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 г. № 33445 и вступает в силу 2 июня 2015 года. Правила воплотили в себе также положения Свода правил МОТ 2001 г. «Предупреждение несчастных случаев на судне в море и порту».

Новые правила приняты с целью не только реализовать в России международные нормы, но и систематизировать законодательство по охране труда на судах. С момента вступления Правил в силу перестанут действовать:

Правила распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслом, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота РФ.

Кто будет проверять соблюдение правил

Надзор за соблюдением Правил будет вести федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). Ростехнадзор и прочие ведомства отношения к этому не имеют. Общественный контроль будет проводиться уполномоченными представителями профсоюза. Как правило, это руководители, технические и правовые инспекторы труда.

Контроль за соблюдением Правил на рабочих местах членов экипажей судна организует работодатель (судовладелец). Непосредственными исполнителями будут специалисты служб (отделов) охраны труда, безопасности мореплавания, механико-судовых служб.

Что нового появилось в правилах и какова их структура

Правила состоят из трех частей.

  1. Общие положения.
  2. Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации.
  3. Охрана труда на проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судах.

Воплощая международные требования, в правила ввели новые разделы.

  1. Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава.
  2. Система допуска к работе.
  3. Требования охраны труда при общесудовых работах.
  4. Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
  5. Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях.
  6. Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом.
  7. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда.

Впервые в правилах указали, какие документы должны находиться на судах.

  • Система управления охраной труда на судне.
  • Нормативно-техническая документация по охране труда.
  • Учетно-отчетная документация.
  • Документы контролирующих надзорных органов.
  • Карты специальной оценки условий труда.
  • Сертификаты соответствия организации работ по охране труда.
  • Документация по обучению вопросам охраны труда.
  • Копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

На судах, совершающих международные рейсы, с валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн дополнительно нужно иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

Еще одно новое положение, не отраженное в прежних правилах, – возможность создания на судне по инициативе работодателя (судовладельца) и (или) по инициативе работников либо их представительного органа комитетов (комиссий) по охране труда. Впрочем, оно перекочевало из статьи 218 Трудового кодекса.

В Правилах также рассматриваются особенности обучения и проверки знаний экипажей судов, обеспечение членов экипажа судов специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Данные разделы не заменяют, например, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», а только уточняют некоторые особенности применения законодательства в судовых условиях.

Какие обязанности и ответственность установлены в области охраны труда

Правилами установлены обязанности и пределы ответственности судовладельца и командного состава в области охраны труда.

Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

  • наличие системы управления охраной труда;
  • регулярное инспектирование всех рабочих мест;
  • выявление, оценку рисков, управление ими, информирование членов экипажа о них;
  • безопасность членов экипажа при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;
  • наличие подготовленных в установленном порядке специалистов по оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа;
  • рассмотрение всех поступающих с судна предложений о мерах по созданию безопасных и здоровых условий труда;
  • наличие необходимых документов по охране труда;
  • организацию работы судовых комитетов по охране труда (при их наличии);
  • разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению судовых работ;
  • обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитанов, лиц командного состава и членов экипажа.

Капитан обеспечивает:

  • безопасные условия труда, соблюдение требований охраны труда;
  • выполнение требований действующей в судоходной компании системы управления охраной труда;
  • выполнение требований Государственной инспекции труда.

Ответственный за организацию работ по охране труда на судне должен:

  • вести судовую документацию системы управления охраной труда;
  • совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа СИЗ;
  • участвовать в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа;
  • участвовать в работе судового комитета по охране труда;
  • участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

Руководители судовых служб обеспечивают соблюдение Правил в своих подразделениях. Они же организуют обучение членов экипажа судов своей службы или подразделения безопасным приемам и методам работы.

Кроме того, капитан и командный состав должны следить за тем, чтобы:

  • все механизмы, устройства, системы и оборудование эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации, правил технической эксплуатации;
  • все механизмы, устройства, системы и оборудование осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями, правилами технической эксплуатации;
  • при работе механизмов и другого оборудования судна все движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;
  • проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

Члены экипажа обязаны:

  • сообщать своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также обо всех нарушениях правил и инструкций по охране труда;
  • использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;
  • выполнять требования инструкций по охране труда;
  • при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

Какие требования установлены к проведению работ повышенной опасности

 В категорию повышенной опасности входят следующие судовые работы:

  • выполняемые на высоте и за бортом;
  • выполняемые с использованием изолирующих СИЗ в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров;
  • связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
  • связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
  • выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
  • связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
  • выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов и требующие оформления разрешения.

Правилами установлено, что для проведения таких работ необходимо иметь определенный перечень документов и получить специальное разрешение. Перечень должен быть утвержден работодателем (судовладельцем).

В Правилах закреплены требования к содержанию разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности (далее – Разрешение). В нем должно быть отражено:

  • наименование судовой работы повышенной опасности;
  • Ф. И.О. и должность руководителя работы;
  • время действия Разрешения;
  • сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;
  • сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);
  • сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • Ф. И.О. и должность страхующего лица;
  • сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя и исполнителя работы;
  • Ф. И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;
  • сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

Форма Разрешения не приведена намеренно, поскольку это позволяет, не меняя действующего на судне вида документа, при необходимости внести в него дополнения.

Ответы на ваши вопросы

Нужна ли своя программа первичного инструктажа для каждой профессии?

Программа первичного инструктажа разрабатывается для каждой рабочей профессии и прикладывается к инструкции по охране труда?
Валентина НОЗДРАЧЕВА, инженер по охране труда (Санкт-Петербург)

Да, для каждой профессии нужна отдельная программа первичного инструктажа. Ведь все они имеют свои особенности, которые должны быть учтены в процессе первичного инструктажа на рабочем месте. Программу не обязательно прикладывать к инструкции. Она должна быть у работника, который занимается инструктажем.

Нужно ли расследовать смерть работника, с которым не заключен договор?

Кто должен расследовать несчастный случай (смерть работника), если договор с ним не был оформлен, но работу он выполнял? Как в этом случае определяется степень виновности?
Виктор ПОПОВ, инженер по технике безопасности (Тюмень)

По общему правилу, расследовать несчастный случай с работником работодатель обязан только при условии, что травмы получены в ходе выполнения пострадавшим трудовых обязанностей либо работы в интересах работодателя (ст. 227 ТК РФ). Поэтому формально в данной ситуации оснований для расследования нет. Однако родственники пострадавшего имеют право обратиться в трудовую инспекцию с заявлением. На его основании инспекция проведет проверку. Если будет установлено, что фактически существовали трудовые отношения, материалы проверки могут быть переданы в суд. В дальнейшем работодателю грозит штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а руководителю – от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). Дополнительно может быть назначен штраф в размере о 110 000 до 130 000 рублей за допуск сотрудника к работе без обучения охране труда (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Нужно ли дворникам и уборщикам мусоропроводов проходить медосмотр?

Что делать с дворниками и уборщиками мусоропровода, если по результатам поведенной спецоценки они не должны проходить медосмотр. Требовать только флюорографическое обследование?
Валентина НОЗДРАЧЕВА, инженер по охране труда (Санкт-Петербург)

Для перечисленных профессий характерна работа в зимнее время на улице. Поэтому имеется вредный физический фактор – пониженная температура воздуха (п. 3.8 приложения № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н (далее – Приказ)). Также присутствует такой фактор, как физические перегрузки (п. 4.1 приложения № 1 к Приказу). Следовательно, есть необходимость направлять таких работников на медосмотры. Но, поскольку по результатам спецоценки медосмотры не обязательны, рекомендуем обратиться за письменным разъяснением к организации, которая проводила спецоценку. Необходимо уточнить, на каком основании ее эксперты не приняли во внимание перечисленные выше вредные факторы.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет вам

Статья 353 ТК РФ

Вспомнить, кто занимается надзором за исполнением работодателями требований охраны труда

Статья 218 ТК РФ

Уточнить, как можно создать комитет по охране труда

Приказ Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н

Узнать, какие новые требования установлены к охране труда на морском и речном транспорте

Конвенция МОТ от 23 февраля 2006 г. «О труде в морском судоходстве»

Выяснить, каковы международные требования к безопасности работ на морском транспорте

Запомните главное

1 Новые правила охраны труда на морском и речном транспорте объединили в себе уже известные требования, а также воплотили в действие требования международных норм.

2 Правила состоят из трех частей: общие положения, охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации, и охрана труда на проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судах.

3 В правилах появилось семь новых разделов, которых ранее не было ни в каких документах. Они касаются обязанностей и ответственности судовладельца и командного состава, системы допуска к работе, требований охраны труда при общесудовых работах, обеспечения экипажа СИЗ и др.

4 Правилами установлены обязанности и пределы ответственности работодателя (судовладельца), командующего состава и экипажа судов в области охраны труда и эксплуатации судового оборудования.

5 В Правилах подробно описана система допуска к судовым работам повышенной опасности.

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
На основании какого международного документа приняты новые правила охраны труда на морском и речном транспорте:
Конвенция МОТ от 22 октября 1996 г. № 180
Конвенция МОТ от 22 июня 1981 г. № 155
Конвенция МОТ от 23 февраля 2006 г.
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.