
Новые правила по охране труда на судах речного и морского флота
Правовая база
Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.
Для чего приняты новые правила охраны на судах морского и речного флота
Современные правила по охране труда, учитывающие как национальные, так и международные требования, – важнейший элемент безопасных условий труда на судах. В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ от 23 февраля 2006 г. «О труде в морском судоходстве» были разработаны и утверждены Правила по охране труда на судах морского и речного флота (далее – Правила). Указанный документ введен приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н, зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 г. № 33445 и вступает в силу 2 июня 2015 года. Правила воплотили в себе также положения Свода правил МОТ 2001 г. «Предупреждение несчастных случаев на судне в море и порту».
Новые правила приняты с целью не только реализовать в России международные нормы, но и систематизировать законодательство по охране труда на судах. С момента вступления Правил в силу перестанут действовать:
- РД 31.81.10-91 «Правила техники безопасности на судах морского флота»;
- Правила безопасности труда на судах речного флота (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 242);
- РД 31.87.02-95 «Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников плавающего состава судов морского транспорта»;
- РД 31.81.01-87 «Требования техники безопасности к морским судам»;
- Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию (утверждены распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 г. № НС-59-р).
Правила распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслом, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота РФ.
Кто будет проверять соблюдение правил
Надзор за соблюдением Правил будет вести федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). Ростехнадзор и прочие ведомства отношения к этому не имеют. Общественный контроль будет проводиться уполномоченными представителями профсоюза. Как правило, это руководители, технические и правовые инспекторы труда.
Контроль за соблюдением Правил на рабочих местах членов экипажей судна организует работодатель (судовладелец). Непосредственными исполнителями будут специалисты служб (отделов) охраны труда, безопасности мореплавания, механико-судовых служб.
Что нового появилось в правилах и какова их структура
Правила состоят из трех частей.
- Общие положения.
- Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации.
- Охрана труда на проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судах.
Воплощая международные требования, в правила ввели новые разделы.
- Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава.
- Система допуска к работе.
- Требования охраны труда при общесудовых работах.
- Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
- Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях.
- Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом.
- Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда.
Впервые в правилах указали, какие документы должны находиться на судах.
- Система управления охраной труда на судне.
- Нормативно-техническая документация по охране труда.
- Учетно-отчетная документация.
- Документы контролирующих надзорных органов.
- Карты специальной оценки условий труда.
- Сертификаты соответствия организации работ по охране труда.
- Документация по обучению вопросам охраны труда.
- Копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).
На судах, совершающих международные рейсы, с валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн дополнительно нужно иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.
Еще одно новое положение, не отраженное в прежних правилах, – возможность создания на судне по инициативе работодателя (судовладельца) и (или) по инициативе работников либо их представительного органа комитетов (комиссий) по охране труда. Впрочем, оно перекочевало из статьи 218 Трудового кодекса.
В Правилах также рассматриваются особенности обучения и проверки знаний экипажей судов, обеспечение членов экипажа судов специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Данные разделы не заменяют, например, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», а только уточняют некоторые особенности применения законодательства в судовых условиях.
Какие обязанности и ответственность установлены в области охраны труда
Правилами установлены обязанности и пределы ответственности судовладельца и командного состава в области охраны труда.
Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:
- наличие системы управления охраной труда;
- регулярное инспектирование всех рабочих мест;
- выявление, оценку рисков, управление ими, информирование членов экипажа о них;
- безопасность членов экипажа при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;
- наличие подготовленных в установленном порядке специалистов по оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа;
- рассмотрение всех поступающих с судна предложений о мерах по созданию безопасных и здоровых условий труда;
- наличие необходимых документов по охране труда;
- организацию работы судовых комитетов по охране труда (при их наличии);
- разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению судовых работ;
- обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитанов, лиц командного состава и членов экипажа.
Капитан обеспечивает:
- безопасные условия труда, соблюдение требований охраны труда;
- выполнение требований действующей в судоходной компании системы управления охраной труда;
- выполнение требований Государственной инспекции труда.
Ответственный за организацию работ по охране труда на судне должен:
- вести судовую документацию системы управления охраной труда;
- совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа СИЗ;
- участвовать в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа;
- участвовать в работе судового комитета по охране труда;
- участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.
Руководители судовых служб обеспечивают соблюдение Правил в своих подразделениях. Они же организуют обучение членов экипажа судов своей службы или подразделения безопасным приемам и методам работы.
Кроме того, капитан и командный состав должны следить за тем, чтобы:
- все механизмы, устройства, системы и оборудование эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации, правил технической эксплуатации;
- все механизмы, устройства, системы и оборудование осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями, правилами технической эксплуатации;
- при работе механизмов и другого оборудования судна все движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;
- проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.
Члены экипажа обязаны:
- сообщать своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также обо всех нарушениях правил и инструкций по охране труда;
- использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;
- выполнять требования инструкций по охране труда;
- при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.
Какие требования установлены к проведению работ повышенной опасности
В категорию повышенной опасности входят следующие судовые работы:
- выполняемые на высоте и за бортом;
- выполняемые с использованием изолирующих СИЗ в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров;
- связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
- связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
- выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
- связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
- выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов и требующие оформления разрешения.
Правилами установлено, что для проведения таких работ необходимо иметь определенный перечень документов и получить специальное разрешение. Перечень должен быть утвержден работодателем (судовладельцем).
В Правилах закреплены требования к содержанию разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности (далее – Разрешение). В нем должно быть отражено:
- наименование судовой работы повышенной опасности;
- Ф. И.О. и должность руководителя работы;
- время действия Разрешения;
- сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;
- сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);
- сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- Ф. И.О. и должность страхующего лица;
- сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя и исполнителя работы;
- Ф. И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;
- сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.
Форма Разрешения не приведена намеренно, поскольку это позволяет, не меняя действующего на судне вида документа, при необходимости внести в него дополнения.
Ответы на ваши вопросы
Нужна ли своя программа первичного инструктажа для каждой профессии?
Программа первичного инструктажа разрабатывается для каждой рабочей профессии и прикладывается к инструкции по охране труда?
Валентина НОЗДРАЧЕВА, инженер по охране труда (Санкт-Петербург)
Да, для каждой профессии нужна отдельная программа первичного инструктажа. Ведь все они имеют свои особенности, которые должны быть учтены в процессе первичного инструктажа на рабочем месте. Программу не обязательно прикладывать к инструкции. Она должна быть у работника, который занимается инструктажем.
Нужно ли расследовать смерть работника, с которым не заключен договор?
Кто должен расследовать несчастный случай (смерть работника), если договор с ним не был оформлен, но работу он выполнял? Как в этом случае определяется степень виновности?
Виктор ПОПОВ, инженер по технике безопасности (Тюмень)
По общему правилу, расследовать несчастный случай с работником работодатель обязан только при условии, что травмы получены в ходе выполнения пострадавшим трудовых обязанностей либо работы в интересах работодателя (ст. 227 ТК РФ). Поэтому формально в данной ситуации оснований для расследования нет. Однако родственники пострадавшего имеют право обратиться в трудовую инспекцию с заявлением. На его основании инспекция проведет проверку. Если будет установлено, что фактически существовали трудовые отношения, материалы проверки могут быть переданы в суд. В дальнейшем работодателю грозит штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а руководителю – от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). Дополнительно может быть назначен штраф в размере о 110 000 до 130 000 рублей за допуск сотрудника к работе без обучения охране труда (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Нужно ли дворникам и уборщикам мусоропроводов проходить медосмотр?
Что делать с дворниками и уборщиками мусоропровода, если по результатам поведенной спецоценки они не должны проходить медосмотр. Требовать только флюорографическое обследование?
Валентина НОЗДРАЧЕВА, инженер по охране труда (Санкт-Петербург)
Для перечисленных профессий характерна работа в зимнее время на улице. Поэтому имеется вредный физический фактор – пониженная температура воздуха (п. 3.8 приложения № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н (далее – Приказ)). Также присутствует такой фактор, как физические перегрузки (п. 4.1 приложения № 1 к Приказу). Следовательно, есть необходимость направлять таких работников на медосмотры. Но, поскольку по результатам спецоценки медосмотры не обязательны, рекомендуем обратиться за письменным разъяснением к организации, которая проводила спецоценку. Необходимо уточнить, на каком основании ее эксперты не приняли во внимание перечисленные выше вредные факторы.
Задайте свой вопрос!
Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.
Самые необходимые нормативные акты
Документ | Поможет вам |
Статья 353 ТК РФ | Вспомнить, кто занимается надзором за исполнением работодателями требований охраны труда |
Статья 218 ТК РФ | Уточнить, как можно создать комитет по охране труда |
Узнать, какие новые требования установлены к охране труда на морском и речном транспорте | |
Конвенция МОТ от 23 февраля 2006 г. «О труде в морском судоходстве» | Выяснить, каковы международные требования к безопасности работ на морском транспорте |
Запомните главное
1 Новые правила охраны труда на морском и речном транспорте объединили в себе уже известные требования, а также воплотили в действие требования международных норм.
2 Правила состоят из трех частей: общие положения, охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации, и охрана труда на проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судах.
3 В правилах появилось семь новых разделов, которых ранее не было ни в каких документах. Они касаются обязанностей и ответственности судовладельца и командного состава, системы допуска к работе, требований охраны труда при общесудовых работах, обеспечения экипажа СИЗ и др.
4 Правилами установлены обязанности и пределы ответственности работодателя (судовладельца), командующего состава и экипажа судов в области охраны труда и эксплуатации судового оборудования.
5 В Правилах подробно описана система допуска к судовым работам повышенной опасности.
за правильный ответ
