ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2015года
Управление охраной труда: опыт компании

Профилактика травматизма в АО «Карельский окатыш»: поиск новых решений

Свести травматизм к нулю – главная цель горно-обогатительного комбината «Карельский окатыш». Чтобы достичь поставленной цели, усилий только управления по охране труда и промышленной безопасности недостаточно. В этот процесс должны быть вовлечены все сотрудники предприятия, с которыми управление находится в постоянном диалоге.
 
Оксана ГЕМЕЛЬ, ведущий инженер по охране труда АО «Карельский окатыш» (Костомукша)

Пути минимизации травматизма

Работа по снижению уровня травматизма ведется сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, на предприятии не оставляют без внимания ни один случай травматизма, даже самый мелкий, который попадает в разряд микротравм, – ушиб, царапина, синяк, порез. Информация о травмах поступает в отдел охраны труда из двух источников:

  • по линии ИТР от непосредственных руководителей пострадавшего (мастера или бригадира), которых работник предупреждает перед обращением в медпункт;
  • из медицинского учреждения.

А сотрудники управления по охране труда фиксируют все случаи травматизма в программе «Клиент-ПРО».

Во-вторых, на предприятии создается комиссия для расследования каждого несчастного случая. Ее цель – не поиск и наказание виновного, а определение причин и устранение последствий происшествия, которые в другом случае могут стать более серьезными. Расследование микротравм проводится по инициативе руководства предприятия, поскольку законодательством оно не требуется.

В состав комиссии по расследованию микротравм входят:

  • инженер по охране труда конкретного цеха;
  • линейный руководитель;
  • представитель управления по охране труда.

Расследование проводится по специальной процедуре «Внутренние расследования происшествий».

В-третьих, управление охраны труда и промышленной безопасности разрабатывает мероприятия, в том числе по результатам расследования несчастных случаев, которые позволят избежать повторного травматизма в тех же самых условиях, и обучает приемам безопасного выполнения работ всех сотрудников, которые попадают в схожие ситуации.

Очаги опасности

В 2014 году на предприятии был применен новый подход при разработке предупредительных мер для снижения травматизма: выявление так называемых очагов опасности.

Очаг опасности – это место, оборудование или вид работ, которые послужили или могут послужить причиной травмирования работников.

В работу по выявлению очагов опасности были вовлечены все работники предприятия посредством анкетирования. Так были выявлены пять основных очагов опасности:

  • работы на высоте, верхолазные работы;
  • ремонтные работы;
  • движущиеся части оборудования;
  • дорожно-транспортные происшествия (ДТП);
  • падение работников.

По итогам работы 2014 года, после внедрения мероприятий по устранению очагов опасности два из них удалось убрать. Это работы на высоте и ДТП.

Но три оставшихся сохранили свою актуальность.

Помимо основных очагов опасности, актуальных для всего предприятия в целом, в каждом подразделении были определены дополнительные очаги опасности, которые присущи только конкретному цеху из-за специфики производства. Для их устранения в цехах разрабатывали свои собственные мероприятия, о выполнении которых рассказывали на общей конференции «День безопасности».

Например, управление железнодорожного транспорта приобрело для своих нужд специальную траверсу для перемещения колесно-моторных блоков и колесных пар. Раньше блоки зацепляли обычными стропами. В результате замки на стропах ломались, поскольку они не предназначены для фиксации груза подобного рода. Это было небезопасно. Теперь перемещение данных блоков происходит абсолютно безопасно с применением устройства, предназначенного специально для этого вида работ.


Рисунок 1. Траверса для перемещения колесно-моторных блоков
 

Каналы обратной связи с работниками

Для получения обратной связи от работников у нас создано несколько каналов обратной связи.

1. Проблему можно и нужно озвучить своему непосредственному руководителю на ежедневной раскомандировке и в течение рабочего дня.

2. Проблему можно написать на Доске решения проблем. Все сообщения, которые появляются на Доске решения проблем, ежедневно рассматриваются уполномоченным представителем цеха. На доске делается специальная отметка:

  • о текущем состоянии заданного вопроса;
  • о том, когда будет принято решение;
  • о том, какое именно решение было принято и когда;
  • кто назначен ответственным за выполнение принятого решения.

Доски решения проблем вывешены в каждом цехе на самом видном месте – на первом этаже административных корпусов подразделений. Ведь через них все работники проходят минимум дважды в день – по дороге на работу и обратно.


Рисунок 2. Доска решения проблем

 

3. Предусмотрено смс-информирование. На «Карельском окатыше» выделен единый специальный номер телефона. На него любой работник предприятия может прислать смс-сообщение по любой проблеме, которая его волнует на рабочем месте. Это не только жалобы, но и инициативы по улучшениям условий труда и рационализаторские предложения. Все, что поступило, автоматически заносится в Банк идей программы «Клиент-ПРО». Все обращения по регламенту просматривает руководитель подразделения и отвечает каждому его автору.

4. Можно задать вопрос на послеотпускном инструктаже. Его проходит каждый работник предприятия или подрядной организации после выхода из отпуска, перед тем как приступить к работе после длительного отсутствия.

5. Написать и опустить сообщение в ящик для предложений. Такие ящики висят в каждом цехе на информационном стенде. Даже если обращение написано на простом листочке, а не на специальном бланке, оно все равно попадет в Банк идей и будет зафиксировано в программе «Клиент-ПРО». На него будет дан ответ.

6. Заполнить форму онлайн-обращения. Такой способ предназначен в основном для инженерно-технических работников, которые имеют доступ к программе «Клиент-ПРО» с рабочего места.

7. В каждом цехе проводятся Дни безопасности, на которых можно озвучить все свои вопросы по безопасности труда. Раз в год проводится общий День безопасности, на который приходят представители общественного контроля безопасности труда и высказывают наболевшие проблемы. Плюс ко всему прочему генеральный директор комбината ежеквартально проводит встречи с общественными уполномоченными по охране труда.

В общем работникам комбината предоставлено максимальное количество каналов обратной связи. Остается ими только воспользоваться. Как показывает практика, наиболее популярными являются смс-сообщения, заполнение онлайн-формы непосредственно через программу «Клиент-ПРО» и письменные обращения, опускаемые в ящик для предложений.

Основные мероприятия по обеспечению безопасных условий труда

В результате проведенной работы были выработаны мероприятия по снижению количества несчастных случаев и случаев травматизма.

Мероприятия по предотвращению травматизма

Для предотвращения травматизма на предприятии используются все доступные средства, начиная с профилактических бесед, инструктажей и плакатов и заканчивая модернизацией производства, которая требует значительных финансовых вложений.

Все мероприятия разделены на четыре больших блока:

  1. Модернизация и реконструкция технологического оборудования.
  2. Обеспечение работников качественной сертифицированной спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.
  3. Обучение рабочих.
  4. Визуализация опасностей и рисков получения вреда здоровью (нанесение светоотражающей ленты на ступени лестниц, сигнальной разметки на выступающие части оборудования, размещение плакатов и табличек).


Рисунок 3. Очаги опасности
 

Опасная высота

Выше уже отмечалось, что среди очагов опасности выявлены работы на высоте и верхолазные работы. Для его ликвидации применили несколько мероприятий одновременно.

Во-первых, путем опроса работников определили, какие сотрудникам нужны привязи для работы на высоте. После этого предприятие закупило качественные и весьма дорогие привязи марки MILLER разного назначения.

Во-вторых, обучили персонал безопасным приемам работы на высоте. Оно проходило как в нашем учебном центре «Перспектива», так и в одном из московских специализированных учебных центров, который, помимо теоретической подготовки, может предоставить и практические занятия по всем видам высотных работ. Для этих целей там оборудован специальный класс. Обучение в этом центре прошли наши преподаватели, главные специалисты цехов и инженеры по охране труда.

В-третьих, мы постарались вообще устранить саму необходимость работать на высоте. Для этого в управлении железнодорожного транспорта (УЖДТ), к примеру, приобрели специальные подкатные площадки, огражденные перилами, с которых можно безопасно выполнять работы на значительной высоте над полом.


Рисунок 4. Подкатная площадка

Использование всех этих мер и привело к тому, что данный очаг опасности в 2014 году был ликвидирован.

Дорожно-транспортные происшествия

Все случаи ДТП, произошедшие с нашим транспортом, всегда фиксируются. При этом совершенно не важно, произошло данное происшествие на территории промплощадки или в городе. На место ДТП обязательно вызывают специалиста по безопасности движения, который является сотрудником управления по охране труда. Если необходимо, вызывают и представителя ГИБДД. Все зависит от серьезности происшествия.

При любом происшествии работник сообщает об этом непосредственному руководителю. Тот передает информацию вышестоящему руководству и диспетчеру комбината, вызывает на место происшествия специалиста по безопасности движения и ставит в известность начальника управления по охране труда.

Все ДТП, так же как и микротравмы, фиксируются в программе «Клиент-ПРО», расследуются и разрабатываются мероприятия для их дальнейшего предотвращения.

Например, по итогам 2013 года, когда было зафиксировано большое количество ДТП, мы разработали следующие мероприятия:

  1. Оборудовали полигон для тренировки водительских навыков. Причем им пользуются не только вновь устроившиеся на работу, но и водители с большим стажем, которым предстоит управлять новой незнакомой техникой. Например, человек постоянно ездит на машине одной марки, а ему нужно пересесть на другой автомобиль. Перед тем как он начнет на нем работать постоянно, ему необходимо пройти курс обучения вождению на полигоне на новом типе автомобиля.

    Рисунок 5. Полигон
     
  2. Все автомобили оборудовали видеорегистраторами, камерами заднего вида и системами парктроник.
  3. На особо сложных поворотах, где у большегрузных автомобилей возникает слепая зона, были установлены специальные зеркала, помогающие расширить обзор потенциально опасных участков пути.
  4. У всех водителей, работающих на комбинате, есть ежегодная проверка знаний по охране труда, куда входит, в том числе, и проверка знаний по правилам дорожного движения.

В результате данный очаг опасности в 2014 году был ликвидирован.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.