Профилактика травматизма в АО «Карельский окатыш»: поиск новых решений
Пути минимизации травматизма
Работа по снижению уровня травматизма ведется сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, на предприятии не оставляют без внимания ни один случай травматизма, даже самый мелкий, который попадает в разряд микротравм, – ушиб, царапина, синяк, порез. Информация о травмах поступает в отдел охраны труда из двух источников:
- по линии ИТР от непосредственных руководителей пострадавшего (мастера или бригадира), которых работник предупреждает перед обращением в медпункт;
- из медицинского учреждения.
А сотрудники управления по охране труда фиксируют все случаи травматизма в программе «Клиент-ПРО».
Во-вторых, на предприятии создается комиссия для расследования каждого несчастного случая. Ее цель – не поиск и наказание виновного, а определение причин и устранение последствий происшествия, которые в другом случае могут стать более серьезными. Расследование микротравм проводится по инициативе руководства предприятия, поскольку законодательством оно не требуется.
В состав комиссии по расследованию микротравм входят:
- инженер по охране труда конкретного цеха;
- линейный руководитель;
- представитель управления по охране труда.
Расследование проводится по специальной процедуре «Внутренние расследования происшествий».
В-третьих, управление охраны труда и промышленной безопасности разрабатывает мероприятия, в том числе по результатам расследования несчастных случаев, которые позволят избежать повторного травматизма в тех же самых условиях, и обучает приемам безопасного выполнения работ всех сотрудников, которые попадают в схожие ситуации.
Очаги опасности
В 2014 году на предприятии был применен новый подход при разработке предупредительных мер для снижения травматизма: выявление так называемых очагов опасности.
Очаг опасности – это место, оборудование или вид работ, которые послужили или могут послужить причиной травмирования работников.
В работу по выявлению очагов опасности были вовлечены все работники предприятия посредством анкетирования. Так были выявлены пять основных очагов опасности:
- работы на высоте, верхолазные работы;
- ремонтные работы;
- движущиеся части оборудования;
- дорожно-транспортные происшествия (ДТП);
- падение работников.
По итогам работы 2014 года, после внедрения мероприятий по устранению очагов опасности два из них удалось убрать. Это работы на высоте и ДТП.
Но три оставшихся сохранили свою актуальность.
Помимо основных очагов опасности, актуальных для всего предприятия в целом, в каждом подразделении были определены дополнительные очаги опасности, которые присущи только конкретному цеху из-за специфики производства. Для их устранения в цехах разрабатывали свои собственные мероприятия, о выполнении которых рассказывали на общей конференции «День безопасности».
Например, управление железнодорожного транспорта приобрело для своих нужд специальную траверсу для перемещения колесно-моторных блоков и колесных пар. Раньше блоки зацепляли обычными стропами. В результате замки на стропах ломались, поскольку они не предназначены для фиксации груза подобного рода. Это было небезопасно. Теперь перемещение данных блоков происходит абсолютно безопасно с применением устройства, предназначенного специально для этого вида работ.
Рисунок 1. Траверса для перемещения колесно-моторных блоков
Каналы обратной связи с работниками
Для получения обратной связи от работников у нас создано несколько каналов обратной связи.
1. Проблему можно и нужно озвучить своему непосредственному руководителю на ежедневной раскомандировке и в течение рабочего дня.
2. Проблему можно написать на Доске решения проблем. Все сообщения, которые появляются на Доске решения проблем, ежедневно рассматриваются уполномоченным представителем цеха. На доске делается специальная отметка:
- о текущем состоянии заданного вопроса;
- о том, когда будет принято решение;
- о том, какое именно решение было принято и когда;
- кто назначен ответственным за выполнение принятого решения.
Доски решения проблем вывешены в каждом цехе на самом видном месте – на первом этаже административных корпусов подразделений. Ведь через них все работники проходят минимум дважды в день – по дороге на работу и обратно.
Рисунок 2. Доска решения проблем
3. Предусмотрено смс-информирование. На «Карельском окатыше» выделен единый специальный номер телефона. На него любой работник предприятия может прислать смс-сообщение по любой проблеме, которая его волнует на рабочем месте. Это не только жалобы, но и инициативы по улучшениям условий труда и рационализаторские предложения. Все, что поступило, автоматически заносится в Банк идей программы «Клиент-ПРО». Все обращения по регламенту просматривает руководитель подразделения и отвечает каждому его автору.
4. Можно задать вопрос на послеотпускном инструктаже. Его проходит каждый работник предприятия или подрядной организации после выхода из отпуска, перед тем как приступить к работе после длительного отсутствия.
5. Написать и опустить сообщение в ящик для предложений. Такие ящики висят в каждом цехе на информационном стенде. Даже если обращение написано на простом листочке, а не на специальном бланке, оно все равно попадет в Банк идей и будет зафиксировано в программе «Клиент-ПРО». На него будет дан ответ.
6. Заполнить форму онлайн-обращения. Такой способ предназначен в основном для инженерно-технических работников, которые имеют доступ к программе «Клиент-ПРО» с рабочего места.
7. В каждом цехе проводятся Дни безопасности, на которых можно озвучить все свои вопросы по безопасности труда. Раз в год проводится общий День безопасности, на который приходят представители общественного контроля безопасности труда и высказывают наболевшие проблемы. Плюс ко всему прочему генеральный директор комбината ежеквартально проводит встречи с общественными уполномоченными по охране труда.
В общем работникам комбината предоставлено максимальное количество каналов обратной связи. Остается ими только воспользоваться. Как показывает практика, наиболее популярными являются смс-сообщения, заполнение онлайн-формы непосредственно через программу «Клиент-ПРО» и письменные обращения, опускаемые в ящик для предложений.
Основные мероприятия по обеспечению безопасных условий труда
В результате проведенной работы были выработаны мероприятия по снижению количества несчастных случаев и случаев травматизма.
Мероприятия по предотвращению травматизма
Для предотвращения травматизма на предприятии используются все доступные средства, начиная с профилактических бесед, инструктажей и плакатов и заканчивая модернизацией производства, которая требует значительных финансовых вложений.
Все мероприятия разделены на четыре больших блока:
- Модернизация и реконструкция технологического оборудования.
- Обеспечение работников качественной сертифицированной спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.
- Обучение рабочих.
- Визуализация опасностей и рисков получения вреда здоровью (нанесение светоотражающей ленты на ступени лестниц, сигнальной разметки на выступающие части оборудования, размещение плакатов и табличек).
Рисунок 3. Очаги опасности
Опасная высота
Выше уже отмечалось, что среди очагов опасности выявлены работы на высоте и верхолазные работы. Для его ликвидации применили несколько мероприятий одновременно.
Во-первых, путем опроса работников определили, какие сотрудникам нужны привязи для работы на высоте. После этого предприятие закупило качественные и весьма дорогие привязи марки MILLER разного назначения.
Во-вторых, обучили персонал безопасным приемам работы на высоте. Оно проходило как в нашем учебном центре «Перспектива», так и в одном из московских специализированных учебных центров, который, помимо теоретической подготовки, может предоставить и практические занятия по всем видам высотных работ. Для этих целей там оборудован специальный класс. Обучение в этом центре прошли наши преподаватели, главные специалисты цехов и инженеры по охране труда.
В-третьих, мы постарались вообще устранить саму необходимость работать на высоте. Для этого в управлении железнодорожного транспорта (УЖДТ), к примеру, приобрели специальные подкатные площадки, огражденные перилами, с которых можно безопасно выполнять работы на значительной высоте над полом.
Рисунок 4. Подкатная площадка
Использование всех этих мер и привело к тому, что данный очаг опасности в 2014 году был ликвидирован.
Дорожно-транспортные происшествия
Все случаи ДТП, произошедшие с нашим транспортом, всегда фиксируются. При этом совершенно не важно, произошло данное происшествие на территории промплощадки или в городе. На место ДТП обязательно вызывают специалиста по безопасности движения, который является сотрудником управления по охране труда. Если необходимо, вызывают и представителя ГИБДД. Все зависит от серьезности происшествия.
При любом происшествии работник сообщает об этом непосредственному руководителю. Тот передает информацию вышестоящему руководству и диспетчеру комбината, вызывает на место происшествия специалиста по безопасности движения и ставит в известность начальника управления по охране труда.
Все ДТП, так же как и микротравмы, фиксируются в программе «Клиент-ПРО», расследуются и разрабатываются мероприятия для их дальнейшего предотвращения.
Например, по итогам 2013 года, когда было зафиксировано большое количество ДТП, мы разработали следующие мероприятия:
- Оборудовали полигон для тренировки водительских навыков. Причем им пользуются не только вновь устроившиеся на работу, но и водители с большим стажем, которым предстоит управлять новой незнакомой техникой. Например, человек постоянно ездит на машине одной марки, а ему нужно пересесть на другой автомобиль. Перед тем как он начнет на нем работать постоянно, ему необходимо пройти курс обучения вождению на полигоне на новом типе автомобиля.
Рисунок 5. Полигон
- Все автомобили оборудовали видеорегистраторами, камерами заднего вида и системами парктроник.
- На особо сложных поворотах, где у большегрузных автомобилей возникает слепая зона, были установлены специальные зеркала, помогающие расширить обзор потенциально опасных участков пути.
- У всех водителей, работающих на комбинате, есть ежегодная проверка знаний по охране труда, куда входит, в том числе, и проверка знаний по правилам дорожного движения.
В результате данный очаг опасности в 2014 году был ликвидирован.
