ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2015года
Охрана труда: особенности отрасли

Охрана труда в грузоперевозках автомобильным транспортом

Елена ЯКОВЛЕВА, ведущий специалист, инженер по охране труда ГКУ КК «Автобаза ОГВ»

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Работодатель, который занимается грузоперевозками, обязан обеспечить безопасные условия труда и правильно организовать рабочий процесс. Для этого потребуется соблюдать ряд требований – к персоналу, транспортным средствам, перевозимым грузам. Какие нюансы по охране труда учесть при организации грузоперевозок, разберемся в статье.

Какие требования предъявляются к персоналу, занятому грузоперевозками

На предприятиях, занятых грузоперевозками, персонал, работающий во вредных условиях труда, обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. Так, для водителей обязателен предварительный при приеме на работу и периодический (один раз в два года) медосмотры. Другая периодичность медосмотров может быть оговорена в карте спецоценки рабочего места. Неотъемлемой частью являются предрейсовые и послерейсовые медосмотры.

Советует
Светлана САЛДИНА, 
специалист по охране труда ООО «Небоскреб ГБ» (Москва)

Основным опасным и вредным производственным фактором для водителей и других работников автотранспортных предприятий является повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, особенно при работе с пылящими грузами. Поэтому нужно контролировать содержание вредных веществ в воздухе: ежегодно при производственном контроле, один раз в пять лет при специальной оценке условий труда. Кроме того, замеры фактического уровня вредных факторов производятся в рамках проверок Роспотребнадзора.

На работу по перевозке грузов следует принимать квалифицированных водителей, которые знают устройство автомобиля, правила дорожного движения, способы устранения неисправностей, порядок техобслуживания и правила перевозки грузов. Подробные требования к квалификации водителей можно найти в постановлении Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 31.

С водителями проводят инструктажи – вводный по охране труда и первичный на рабочем месте. Кроме того, есть требование проводить предрейсовый инструктаж перед первым выездом водителя на маршрут, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Предусмотрены и сезонные инструктажи – два раза в год в весенне-летний и осенне-зимний периоды1. Затем работники проходят обучение безопасным методам и приемам работ и стажировку сроком до одного месяца2 (в зависимости от характера и сложности профессии).

Для этого каждого работника, имеющего профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасной работы прикрепляют к опытному наставнику. Если стажировка пройдет успешно, работника допускают к самостоятельной работе. Для водителей оформляется специальный лист стажировки, в котором указываются:

  • объем предмаршрутной и маршрутной стажировки в часах;
  • отметки о проведенных занятиях и зачетах;
  • допуск к самостоятельной работе.

Листок стажировки может выглядеть так:


Cкачать и распечатать образец
Cкачать и распечатать шаблон

Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти инструктаж и специальную подготовку, которая включает:

  • изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);
  • изучение свойств перевозимых опасных грузов;
  • обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;
  • обучение действиям в случае инцидента (порядок действий, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);
  • подготовку и передачу донесений (докладов) должностным лицам о происшедшем инциденте.

Не менее важно обеспечить компетентность персонала, связанного с движением транспортных средств. Для этого работодателю нужно3:

  • проводить профотбор и профподготовку работников;
  • назначить ответственного за безопасность дорожного движения, который, в том числе, организует подготовку персонала.

Какие особенности учесть при организации грузоперевозок

При отправке груза необходимо организовать выдачу:

  • путевых листов;
  • заданий водителю;
  • сопроводительных документов на груз (товарно-транспортной накладной, сертификатов, если они необходимы, деклараций о соответствии, разрешений на перевозку особо опасных грузов).

Перед выпуском на линию механик по выпуску вместе с водителем проверяют исправность автомобиля и его соответствие требованиям безопасности и Правилам дорожного движения.

Если рейс будет длиться более суток, то также необходимо проверить укомплектованность автомобиля дополнительным инвентарем – металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время – цепями противоскольжения. Исправность и укомплектованность автомобиля подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск на линию и водителя.

Для безопасной перевозки грузов работодатель обязан организовать правильную эксплуатацию транспортных средств – своевременно проводить технические осмотры, как периодические, так и перед выпуском на линию. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Техобслуживание должно проводиться в специально оборудованных местах только квалифицированными специалистами.

Направляя водителя в длительный рейс, ему нужно оформить командировку и путевой лист, а также установить:

  • график движения по времени;
  • время для кратковременного отдыха;
  • пункты отдыха и питания, места ночлега;
  • указать лиц, сопровождающих автомобиль (если таковые имеются);
  • указать особенности погрузки и выгрузки груза.

Если остановка на отдых будет вне населенного пункта, то ответственный за охрану труда организует дежурство, чтобы:

  • контролировать соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности;
  • наблюдать за отдыхающими водителями;
  • прогревать двигатели и т. д.

Необходимо строго соблюдать режимы труда и отдыха водителя4 и не направлять его в рейс, если он не отдыхал перед выездом.

Предупреждает
Анатолий ПЛЮХИН, 
 директор ООО «Центр охраны труда» (Екатеринбург)

Иногда водителям приходится участвовать в погрузочно-разгрузочных работах. Для этого они должны проходить специальный целевой инструктаж. Если водитель понимает, что погрузочно-разгрузочные работы организованы неправильно (нет механизации при погрузке или разгрузке тяжеловесных грузов, нет возможности обеспечить безопасные условия для грузчиков при погрузке и т. д.), он обязан потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленно прекратить погрузку или разгрузку. В случае невыполнения его требований – сообщить администрации и сделать отметку о своем заявлении в путевом листе.

Особенности перевозки опасных грузов

К организациям, которые занимаются перевозкой опасных грузов, предъявляют особые требования. Их водители обязательно проходят специальный инструктаж не реже одного раза в три месяца. Если был перерыв на пять и более дней, проводят дополнительный инструктаж перед каждым возобновлением перевозок. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

Принимая опасные грузы к перевозке, водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки согласно ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).

Для перевозки опасных и особо опасных грузов организации нужно иметь:

  • аварийную карточку системы информации об опасности;
  • маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем). Один экземпляр согласованного маршрута обязательно должен быть у водителя или сопровождающего лица;
  • планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю или сопровождающему (на каждую перевозку выделяют аварийные бригады для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов и организуют с ними соответствующую подготовку);
  • свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Для особо опасных грузов дополнительно потребуется:

  • специальная инструкция на перевозку опасного груза (предоставляется грузоотправителем (грузополучателем));
  • разрешение на транспортировку грузов (выдает МВД России по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя)).

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть укомплектованы аварийным инструментом и оборудованием для тушения пожара (огнетушители, лопаты, запас песка). В случаях, предусмотренных условиями безопасной перевозки и аварийной карточкой, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.

Какие документы должны быть в организации, занимающейся грузоперевозками

Чтобы организовать охрану труда в грузоперевозках, работодателю потребуется подготовить пакет документов.

Во-первых, нужны приказы о назначении ответственных за:

  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • допуск транспортных средств к эксплуатации, выпуск на линию автотранспорта;
  • проведение вводного, периодического, целевого, предрейсового, сезонного, специального инструктажей;
  • безопасную эксплуатацию транспортных средств;
  • техническое состояние транспортных средств;
  • сопровождение опасного груза;
  • безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ;
  • охрану труда на маршруте (при направлении двух и более автомобилей для совместной работы);
  • организацию и проведение занятий с водителями по повышению профессионального мастерства.

А также приказы:

  • о назначении постоянно действующей аттестационной комиссии по проверке знаний по охране труда у работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;
  • на право управления автотранспортными средствами на территории организации;
  • о проведении обучения работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, безопасным методам и приемам труда;
  • о закреплении транспортных средств за конкретными водителями;
  • об утверждении маршрутов движения транспортных средств предприятия.

Во-вторых, необходима дополнительная документация для организации грузоперевозок:

1. Транспортная политика предприятия.

2. Протоколы аттестации ответственных лиц за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств.

3. Удостоверения на право управления автотранспортным средством определенной категории.

4. Листы стажировки водителей.

5. Протоколы проверки знаний безопасных методов и приемов труда работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

6. Сертификаты, декларации о соответствии, паспорта безопасности и другие документы, подтверждающие характеристики перевозимых грузов.

7. Графики профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств.

8. Путевые листы с отметкой медика о предрейсовом и послерейсовом медосмотре, ответственного за выпуск на линию, ответственного за техническое состояние автомобиля после рейса.

9. Журналы:

  • учета выдачи путевых листов;
  • технического состояния и выпуска на линию транспортных средств;
  • предрейсового и послерейсового медосмотра водителей.

10. Положение об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

11. Личная карточка выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

12. Личная карточка выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

13. Карты специальной оценки условий труда. Ознакомление персонала.

14. Ежегодный план мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, и транспортных средств к безопасной работе.

15. Удостоверения о повышении квалификации специалистов по организации и осуществлению перевозок на автомобильном транспорте на соответствующих курсах не реже одного раза в пять лет.

16. Удостоверения об обучении специалистов, ответственных за безопасную организацию и осуществление перевозок, на знание и обеспечение выполнения нормативных актов по безопасности дорожного движения на автотранспорте.

17. План-график проведения занятий с водителями по повышению их мастерства.

18. Документы (протоколы, удостоверения и т. д.), подтверждающие повышение мастерства водителей.

19. График профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств на текущий год.

Ответы на ваши вопросы

Можно ли брать на работу водителей-иностранцев?

Компания занимается грузоперевозками, в том числе международными. Может ли она брать на работу иностранцев, а именно украинцев и белорусов, имеющих украинские и белорусские водительские удостоверения?
Олег УМНОВ (Санкт-Петербург)

Нет, не может. Организациям и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению автомобилем водителей, у которых нет российских национальных водительских удостоверений5. Гражданам Украины и Беларуси нужно получать российские водительские права. Для работы в международных грузоперевозках водительское удостоверение должно соответствовать требованиям Конвенции о дорожном движении6.

Нужно ли выдавать работникам спецжиры?

На предприятии находятся холодильные установки для хранения продукции (мясо птицы). В них работают люди (грузчики, кладовщики). Полагаются ли им спецжиры за работу в постоянном холоде?
Марина ПЕНЮШЕВА (Чайковский)

Перечень работников, которым положены дерматологические средства индивидуальной защиты, формируется на основании результатов специальной оценки условий труда или, если спецоценка не проводилась, на основании типовых норм, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н, с учетом мнения профсоюза. Согласно типовым нормам работникам полагаются защитные средства для кожи при воздействии пониженных температур – 100 мл на одного работника в месяц.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет вам

Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15

Понять особенности режима труда и отдыха водителей

Статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ

Узнать, что работодатель не может допустить к работе водителей с иностранными водительскими правами

ГОСТ 19433-88

Уточнить, как маркируют опасные грузы

ДОПОГ

Ознакомиться с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов

Запомните главное

1 Заниматься грузоперевозками должны квалифицированные водители. Кроме обучения по охране труда им нужна стажировка перед допуском к самостоятельной работе.

2 Водители, которые перевозят опасные грузы, должны проходить специальный инструктаж, чтобы научиться правильно действовать при аварии, пожаре или другом инциденте.

3 Безопасная перевозка грузов зависит от состояния транспортных средств. Поэтому работодателям стоит уделять повышенное внимание качеству техосмотров.

4 Чтобы перевозить особо опасные грузы, нужно иметь специальную инструкцию на перевозку опасного груза, предоставленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное МВД России по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя).

1 Пункт 1920 приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
2 Пункт 4.2 РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утвержден Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г.).
3 Пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утвержден приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7).
4 Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
5 Пункт 2 ст. 20, п. 13. ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
6 Заключена в Вене 8 ноября 1968 г.
 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
Сколько должна длиться стажировка водителя:
до трех месяцев
до двух месяцев
до одного месяца
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.