Как оценивают профриски на практике: реестр опасностей и расчетчик уровня риска
Как действовали эксперты, чтобы организовать управление профрисками в магазине
Оценку рисков проводят отдельно на каждом рабочем месте или делят всю территорию предприятия на рабочие зоны. В состав магазина входят различные помещения: торговые залы, кассовые зоны, примерочные, склады и пр. Все сотрудники в течение смены передвигаются по территории и находятся в различных помещениях магазина, поэтому эксперты проводили оценку рисков по рабочим зонам.
Обратите внимание
Работодатель может провести оценку рисков сам или привлечь организацию с обученными экспертами, опытом и оборудованием для измерения уровня производственных факторов
Управление рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, чтобы его организовать, эксперты выполнили три задачи:
1. Выявили опасности в рабочих зонах.
2. Оценили уровни профрисков.
3. Разработали мероприятия по снижению уровня профрисков.
На какие рабочие зоны эксперты разделили магазин и как оформили результаты по каждому этапу, смотрите в отчете по оценке профрисков.
Как выявляли опасности
Словарь
Опасность — источник потенциального вреда, который может быть причиной травмы или ухудшения состояния здоровья
Чтобы выявить профриски в магазине, эксперты применяли комбинацию двух методов — «Чек-лист» и «Предварительный анализ опасностей». Перед тем как проводить идентификацию опасностей, у работодателя запросили результаты спецоценки, схемы помещений, документы на оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. Также проверили, прошли ли сотрудники инструктажи и обучение по охране труда, пожарно-техническому минимуму, электробезопасности и первой помощи.
Работодатель вправе выбрать методы идентификации опасностей в зависимости от специфики и структуры своей организации. Выберите подходящий для себя, например, в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.12.2011 № 680-ст).
Важно
Чек-листы составляют на основе реестра опасностей и с учетом специфики деятельности работодателя
Эксперты изучили исходные документы и подготовили план работы. Для удобства разработали чек-листы для идентификации опасностей и опроса работников. После этого дополнительно провели интервью с сотрудниками и руководителями. При идентификации анализировали повседневную работу сотрудников, а также их возможное поведение в чрезвычайных ситуациях, например, при несчастных случаях или эвакуации из здания.
Реестр опасностейСкрытьЧтобы составить перечень опасностей для своей организации, воспользуйтесь электронным реестром. Он составлен на основе списка опасностей из пункта 35 приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Нажмите крестик слева от названия, если такой опасности не может быть на вашем предприятии. Далее щелкните по кнопке «Сформировать реестр», чтобы получить итоговый документ в формате Word.
Чтобы выявить опасности, нужно установить все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников. Их называют факторами риска. Чтобы систематизировать работу, эксперты выделили в магазине следующие объекты оценки профрисков:
- процессы;
- помещения;
- оборудование, инструменты, вещества и материалы;
- люди, в том числе работники магазина, подрядчики, покупатели.
Во время обхода и осмотра помещений и территорий магазина эксперты заносили выявленные опасности в таблицу, чтобы в дальнейшем составить реестр факторов риска и соответствующих им опасностей. Чтобы зафиксировать обстановку, использовали фото- и видеосъемку, при необходимости проводили дополнительные измерения уровней производственных факторов.
Как оценивали уровень профрисков
Оценить уровень профриска — значит определить его величину и тяжесть потенциальных последствий. Чтобы выразить значение риска в виде конкретного числа, эксперты использовали метод Файна-Кинни. Он заключается в том, что для каждой выявленной опасности рассчитывают индекс профессионального риска (далее — ИПР).
Чтобы определить величину ИПР, нужно перемножить балльные значения трех показателей: вероятности, подверженности и последствий наступления событий. Каждый из них имеет определенное смысловое значение, которому можно поставить в соответствие некоторое количество баллов (таблица 1). Необходимость и срочность мероприятий по контролю риска определяют в зависимости от балльного значения ИПР (таблица 2).
Расчетчик СкрытьВоспользуйтесь электронным расчетчиком, который за вас посчитает значение ИПР, а также определит необходимость и срочность мероприятий по профилактике профриска. Для этого для каждой выявленной опасности выберите из выпадающих списков значения вероятности, подверженности и последствий наступления событий. Далее внесите полученные данные в раздел 3 и 4 отчета об оценке профрисков.
Как разрабатывали мероприятия по снижению уровня профрисков
Цель выявления и оценки рисков — устранить их, а в случаях, когда это невозможно, нужно разработать меры управления и контроля. Мероприятия по корректировке риска подбирают в зависимости от реальной ситуации в организации. Если денег на новое оборудование у работодателя нет, нужно использовать менее дорогие способы для снижения уровня риска. Например, заменить только несколько конструктивных элементов, которые обеспечат защиту от травм. Все способы контроля рисков можно распределить по эффективности (таблица 3).
Посмотрите, как эксперты выявили опасности в рабочих зонах и оценили уровни профрисков на всем объекте. Щелкайте по вкладкам внизу окна, чтобы посмотреть полученные ИПР и узнать, какие корректирующие мероприятия разработала экспертная группа для каждой опасности.
Что сделали после разработки корректирующих мероприятий
Обратите внимание
Уровень риска оценивают каждый раз, когда вводят какие-либо изменения, которые влияют на факторы риска, например, новый процесс или оборудование
Чтобы оценить эффективность проделанной работы, эксперты делают расчет скорректированных, то есть ожидаемых уровней риска для каждой опасности после реализации принятых мероприятий.
Результаты риск-анализа, всех его промежуточных и итоговых процедур, заносят в отчет о профрисках. После того как рекомендованные экспертами и утвержденные работодателем мероприятия внедрят, следует снова оценить уровень рисков, чтобы определить, нужно ли разрабатывать дополнительные корректирующие меры.
Как облегчить процесс идентификации опасностей
Составьте универсальный перечень, который объединяет возможные для вашей организации факторы риска и соответствующие им опасности. Тогда, чтобы выявить опасности на конкретном рабочем месте, вам останется только выбрать из общего списка те, которые реально присутствуют на производственной площадке. Выбор факторов риска из готового перечня значительно проще, чем их разработка непосредственно в ходе обхода помещений и территорий.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ