
Специальная, санитарная или фирменная: какую одежду выдать работникам и где вести ее учет
Чем спецодежда отличается от санитарной и фирменной
Спецодежда и другие СИЗ предотвращают или уменьшают воздействие на работников вредных и опасных факторов, защищают их от загрязнения. Санитарно-гигиеническую одежду, санитарные обувь и принадлежности применяют, чтобы соблюсти санитарно-гигиенический режим. Работодатели выдают их персоналу дополнительно к СИЗ на время работы. Заменять один вид одежды другим нельзя.

Важно
Обеспечить медицинский персонал санитарно-гигиенической одеждой нужно согласно СанПиН 2.1.3.2630–10. Ее наличие проверит Роспотребнадзор
Спецодежда защищает только работника, который ее использует. Санитарная одежда предназначена и для защиты окружающих. В медицинских и фармацевтических организациях ее используют для того, чтобы на пациентов, медикаменты, материалы и готовую продукцию не попали микробиологические и другие загрязнения, которые выделяет персонал. Например, хирург перед входом в операционную надевает санитарный халат поверх СИЗ (халата от общих производственных загрязнений). При выходе из операционной он должен снять санитарный халат.
Кроме работников медицинских и фармацевтических организаций санитарную одежду выдают на предприятиях общепита и торговли, агропромышленного комплекса. Например, поварской колпак предохраняет приготовленную еду от попадания волос работника. При этом повару нужно выдать и спецодежду: один костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, два фартука из полимерных материалов с нагрудником и нарукавники из полимерных материалов — до износа (п. 122 Типовых норм, утв. приказом Минтруда от 09.12.2014 № 997н).
Фирменная одежда — это разновидность форменной одежды на уровне одного предприятия. Заменить спецодежду ею нельзя. Фирменная одежда не защищает от вредных факторов, а лишь определяет принадлежность сотрудника к конкретной организации. Для такой одежды используют фирменный цвет и логотип предприятия.
Каждый из трех видов одежды работники обязаны использовать, если этого требуют НПА и локальные акты организации. Кроме типовых норм выдачи СИЗ руководствуйтесь санитарными правилами и правилами внутреннего трудового распорядка. Все отличия спецодежды от санитарной и фирменной одежды смотрите в таблице.
Различия между специальной, санитарной и фирменной одеждой
Вид одежды | Для чего | Кто проверит | Чем регламентировано | Подтвер-ждение ТР ТС 019/2011 | Кого и как накажут за отсутствие |
---|---|---|---|---|---|
Спецодежда | Защищает от вредных и опасных факторов | ГИТ | Статья 221 ТК, Типовые нормы выдачи СИЗ | Да | Работодателя, по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП |
Санитарная одежда | Позволяет соблюсти санитарно- гигиенический режим | Роспотреб-надзор | СанПиН 2.1.3.2630–10, СП 2.3.6.1079–01, ОСТ 10 286–2001 | Нет | Работодателя, по ст. 6.3 КоАП |
Фирменная одежда | Подтверждает принадлежность к организации | Работо-датель | Правила внутреннего трудового распорядка | Нет | Работника, дисциплинарным взысканием |
Кто отвечает за выдачу санитарной одежды и как ее учитывать
Специалист по охране труда обязан контролировать выдачу спецодежды. За санитарную одежду отвечает главная медсестра, сестра-хозяйка или другое лицо, которое приказом назначил руководитель.

Обратите внимание
Если работодатель выдал одежду, сотрудники могут носить ее в рабочее время, а при увольнении — должны вернуть
Для учета выдачи СИЗ используют личные карточки по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н. Около каждого средства защиты в личной карточке указывают номер сертификата или декларации соответствия ТР ТС 019/2011. На санитарную одежду этот техрегламент не распространяется. Поэтому вписывать ее в личные карточки не нужно. Если укажете в карточке санитарную одежду, могут оштрафовать за то, что не внесли в таблицу данные о сертификате или декларации.
Используйте для санитарной одежды другие формы первичного учета. Например, кладовщик может регистрировать ее выдачу по форме № МБ-7 (утв. постановлением Госкомстата от 30.10.1997 № 71а). Как заполнять эту форму, смотрите на образце.
Есть мнение, что в личной карточке учета выдачи СИЗ необходимо отражать санитарную одежду. На это указывают письмо Минздравсоцразвития от 14.04.2011 № 1749–12 и п. 5.9 ОСТ Минсельхоза от 04.12.2001 № ОСТ 10 286–2001. Но письмо и отраслевой стандарт работодатели применять не обязаны: документы не прошли регистрацию в Минюсте.
Минтруд пришел к выводу, что правовой статус санитарной одежды не определили (письмо Минтруда от 11.01.2016 № 15–1/В-9). Поэтому работодатель сам определяет порядок, по которому выдает санитарную одежду. В медицинской организации его нужно разработать с учетом СанПиН 2.1.3.2630–10 и других санитарных правил.
Где вести учет фирменной одежды
Порядок выдачи фирменной одежды определяют в правилах трудового распорядка, положении о предоставлении фирменной одежды, коллективном и трудовом договорах. В документе определяют, кому и как нужно носить фирменную одежду, закрепляют нормы выдачи и сроки носки, прописывают условия возврата.

Важно
Выдачу разных видов одежды оформите отдельными приказами
Выдачу фирменной одежды работодатель оформляет любым локальным актом: приказом, распоряжением, положением и т. д. Вносить ее в личные карточки учета выдачи СИЗ не следует. Для учета выданной сотрудникам фирменной одежды можно использовать требование-накладную по форме № М-11, ведомость по форме № МБ‑7 или лимитно-заборную карту по форме № М-8.
Образец документа
за правильный ответ
