
Как избежать проблем с медкнижками
Кому нужна медкнижка

Обратите внимание
Медкнижка подтверждает, что работник может по состоянию здоровья выполнять определенную работу
Перечень тех, кто должен получать медкнижки, указали в пункте 1.1 приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 и уточнили в письме Минздрава от 07.08.2000 № 1100/2196-0-117. Среди них работники, которые:
- производят, хранят, перевозят и продают пищевые продукты в организациях торговли и общепита, пищеблоках всех учреждений и организаций, пищепрома и переработки, сельского хозяйства, на базах, складах хранения, реализации, транспортных предприятиях;
- производят, хранят, перевозят и продают питьевую воду, заняты подготовкой воды на водопроводных сооружениях и обслуживают водопроводные сети;
- воспитывают, обучают и кормят детей в яслях, детсадах, домах ребенка, детских санаториях, общеобразовательных школах, детдомах, профессионально-технических училищах, техникумах, школах-интернатах, лицеях, колледжах, детских оздоровительных учреждениях; детских спортшколах, клубах, библиотеках и других внешкольных детских учреждениях;
- заняты коммунальным и бытовым обслуживанием в банях, душевых, саунах, парикмахерских, косметических и массажных салонах, соляриях, прачечных, химчистках, пунктах приема белья, жилищно-эксплуатационных организациях, предприятиях комплексной санитарно-гигиенической очистки города, организациях канализационных сетей и сооружений, гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, турфирмах, казино, салонах игровых автоматов, тотализаторах, ночных клубах, бассейнах, водолечебницах, спортивно-оздоровительных учреждениях;
- непосредственно обслуживают пациентов и отдыхающих и кормят их в лечебно-профилактических учреждениях, интернатах и домах для инвалидов и престарелых, хосписах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, турбазах;
- обслуживают в организациях торговли парфюмерно-косметическими изделиями, промышленными товарами, сетевом маркетинге и секонд-хендах, на вещевых рынках.
На этих предприятиях медкнижки нужны также иностранным рабочим, практикантам и лицам с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Например, без документа не обойтись администратору и хостес гостиницы (постановление Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.09.2020 № 5–1558/2020). В организациях городского и пассажирского транспорта, такси, междугородних и международных перевозок, пассажирских поездов дальнего следования, речного, морского и авиатранспорта медкнижки нужны водителям и проводникам (пп. 4.9, 4.10 письма Минздрава от 07.08.2000 № 1100/2196-0-117).
Уточните перечень работников, которым необходима медкнижка, в Управлении Роспотребнадзора или центре гигиены и эпидемиологии. Ведь регионы и отдельные организации могут вводить дополнительные показания для медосмотров (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; далее — Закон № 52-ФЗ).
Кто платит за медкнижку и хранит ее
В медкнижки вносят результаты обязательных медосмотров и профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. Расходы на медосмотры и гигиеническое обучение несет работодатель (ч. 5 ст. 34, ст. 11 Закона № 52-ФЗ; ч. 3 ст. 213 ТК). Поэтому медкнижки тоже оформляют за счет работодателя. Нельзя требовать от работника заплатить за медкнижку самостоятельно или возмещать такие расходы работодателю.
Медкнижка личная, но это не значит, что платить за бланк документа должен работник. Стоимость документов следует включать в цену услуг по договору на профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (письмо Минздрава от 15.09.2000 № 1100/2677–05).
Если у кандидата на вакансию есть медкнижка с прежнего места трудоустройства, примите ее. Кадровику следует внести отметки о переходе на работу в раздел II, заверить сведения печатью организации и подписаться.
Независимо от того, есть у кандидата на вакансию действующая медкнижка или нет, направляйте его на предварительный медосмотр. Без медицинских обследований при трудоустройстве допускать к работе нельзя (п. 8 Порядка, утв. приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н).
Пока работник трудится в компании, его медкнижку хранит работодатель. Исключение — продавцы рынков и ярмарок: они должны иметь медкнижки при себе и предъявлять контролерам (п. 9.9 СП 2.3.6.3668–20).
При увольнении медкнижки выдают работникам. Уволенный должен написать заявление, чтобы получить документ (ч. 5 ст. 80 ТК).
Где выдают медкнижки и как их получить
Медкнижки оформляют центры гигиены и эпидемиологии (п. 3 приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402). Документ можно получить в любой клинике, если у нее есть соглашение с региональным центром гигиены и эпидемиологии. У организации также должны быть лицензии на медосмотры и образовательную деятельность (абз. 9 п. 1 Инструкции, утв. приказом Минздрава от 29.06.2000 № 229).
Заключите с медорганизацией договор и направьте в нее работников. Чтобы медкнижка стала действующей, работнику нужно выполнить три действия:
1. Получить в ходе медосмотра заключение врачей о допуске к работе в разделе V медкнижки. Объем анализов и обследований, количество специалистов, которых должен пройти работник, зависит от вредных факторов и выполняемых работ (приложение к Порядку, утв. приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н).
2. Пройти гигиеническую подготовку. Ее нужно повторять каждые два года, а если предприятие производит, хранит, перевозит и реализует мясо-молочную и кремово-кондитерскую продукцию, питание для детей и дошкольников — каждый год (абз. 2 и 3 п. 1 Инструкции № 229).
3. Получить отметку об аттестации в разделе XII. К аттестации не допустят тех, кто не получил положительное заключение врачей и не прошел гигиеническую подготовку (абз. 2 ч. 2 Инструкции № 229).
Гигиеническую подготовку работодатель может провести самостоятельно. Организовать обучение на предприятии разрешают, если есть помещения для этого и медкнижка нужна десяти или более работникам однородных профессий (абз. 10 ч. 1 Инструкции № 229).
Во многих регионах обучение и аттестацию проводят дистанционно, в форме лекций и тестирования. Материалы и вопросы доступны в сервисе gigtest.ru. Прежде чем приступить к ним, работнику нужно определить регион и соответствующий центр гигиены и эпидемиологии, заполнить анкету и указать номер медкнижки. Затем сервис потребует внести оплату за обучение или указать номер договора работодателя, после чего можно выбрать программу и начать обучение.
При успешной сдаче аттестации следует сохранить протокол или запомнить его номер. Специалисты центра гигиены и эпидемиологии поставят в медкнижке прошедшего аттестацию штамп и заверят его голограммой. Если работник не справился с вопросами аттестации, повторить попытку он сможет только в очной форме и не раньше чем через неделю (п. 3 Инструкции № 229).
Нужно ли проверять подлинность медкнижек

Важно
Проверить медкнижку и изъять ее, если она содержит признаки подделки, вправе сотрудники полиции (подп. 37 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ)
В законе нет требования проверять медкнижки на предприятиях. Однако Роспотребнадзор рекомендует работодателям следить за подлинностью, ведь это в их интересах (письмо от 10.11.2015 № 01/13734-15-32). За допуск работников, у которых нет медкнижек или они просрочены, Роспотребнадзор штрафует работодателей до 70 тыс. руб. или приостанавливает деятельность по статьям:
- 6.6 КоАП — при нарушениях в общепите;
- 6.7 КоАП — если организация занята обучением, оздоровлением, воспитанием и отдыхом детей;
- 14.4 КоАП — когда без медкнижки товары, работы или услуги опасны для потребителей;
- 6.3 КоАП — в остальных случаях.
Избежать штрафов просто — проверяйте медкнижки. Есть три способа для проверки, выберите подходящий.
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Если работник предоставил поддельную медкнижку или сведения в ней недостоверные, его можно уволить. Работодатель вправе использовать для этого пункт 11 части 1 статьи 81 ТК.
Кого накажут за поддельную медкнижку
За фальшивые медкнижки наказывают тех, кто подделывает, продает и приобретает их. Медкнижка — документ строгой отчетности и свободной продаже через розничную сеть не подлежит. Если полиция выявит подделку, на владельца книжки заведут уголовное дело по части 3 статьи 327 УК.

Обратите внимание
Если выявили подделку или в документе не осталось свободных полей для отметок — замените медкнижку
Покажите работникам реальные приговоры. У судей есть выбор: лишить нарушителя свободы, ограничить ее или назначить принудительные работы на срок до одного года. Например, купившей поддельный штамп об аттестации работнице ограничили свободу на 6 месяцев в приговоре Можайского городского суда Московской области от 25.05.2020 № 1–153/2020, но тут же освободили от санкции, поскольку подсудимая законно получила новую медкнижку. Грузчику магазина повезло меньше: он уже имел судимость, поэтому за фальшивую медкнижку ему назначили исправительные работы на десять месяцев условно с удержанием десяти процентов заработка (приговор Курчатовского районного суда г. Челябинска от 25.05.2020 № 1–83/2020). Повар ресторана раскаялся в приобретении подложного документа, этим он снизил срок обязательных работ до 280 часов, но не смог избавить себя от наказания (постановление Челябинского областного суда от 07.12.2016 № 44У-143/2016).
Почему важно проверять медкнижки не только у своих работников
Если заключили договор с подрядчиком, убедитесь, что у персонала организации есть медкнижки. Контролеры могут оштрафовать вас за неосмотрительность. Например, когда помещения супермаркета убирали работники клининговой компании без медкнижек, наказали заказчика услуг. Судья пояснила: заказчик разрешил персоналу подрядчика приступить к работе, а к ответственности привлекают именно за допуск (решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.12.2020 № А63-10090/2020).
Как вести учет медкнижек и кто должен это делать
Чтобы контролировать сроки аттестации, ведите журнал учета медкнижек.
В профстандарте специалистов по охране труда обязанности по медкнижкам нет, в профстандарте кадровиков — тоже. Поэтому отвечать за учет и хранение медкнижек, контроль их своевременного продления будет тот работник, которого назначит своим приказом руководитель. Если на предприятии есть медработник, вести журнал могут поручить ему.
В начале каждого года по журналу составляйте пофамильный список работников, которым нужно продлить медкнижку. До 1 февраля направляйте список вместе с проектом плана подготовки в центр гигиены и эпидемиологии. После того как список согласуют, работодателю нужно утвердить план (п. 3 Инструкции № 229).
Образец журнала
за правильный ответ

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ