ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2022года
Организация работы по охране труда
система управления охраной труда

Комитет по охране труда: чем поможет в работе и как создать с учетом новых документов

Екатерина ЕФРЕМОВА, заместитель главного редактора журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Зачем создавать комитет по охране труда

Важно

Организовать комитет — право, а не обязанность работодателя, пока от работников не поступило официальное предложение создать комитет — его игнорировать нельзя

Комитеты или комиссии по охране труда — часть СУОТ, которая позволяет работникам компаний участвовать в управлении охраной труда. Создают их по инициативе работодателя, работников или их представительного органа. Организовать комитет вправе предложить каждая из этих сторон (ст. 224 ТК).

Своей работой комитет помогает службе охраны труда организовать совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Например, комитет может проводить контроль условий труда и информировать работников об их результатах, а также собирать предложения к разделу об охране труда коллективного договора или соглашения.

В новой редакции Трудового кодекса четко обозначили задачи, которые решают члены комитета по охране труда (ст. 224 ТК). По закону комитет должен:

  • разрабатывать программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и других уполномоченных представительных органов работников по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;
  • участвовать в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;
  • участвовать в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проводить проверки состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • участвовать в проведении СОУТ;
  • участвовать в оценке профессиональных рисков;
  • готовить работодателю предложения по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • участвовать в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда.

Кого включают в состав комитета

Обратите внимание

Члены комитета участвуют в создании СУОТ, обсуждении политики и целей в области ОТ — этим закрывают потребность привлекать к управлению охраной труда работников

Комитет состоит из представителей работодателя и работников. Если на предприятии есть профсоюз, который объединяет больше половины работающих, его решением выбирают представителей работников. Если профсоюза нет, представителей выбирают на общем собрании (п. 12 Примерного положения о комитете по охране труда, утв. приказом Минтруда от 22.09.2021 № 650н, далее — Положение № 650н). 

Работники и работодатель договариваются о численности своих представителей в комитете, их общее количество неограниченно. Не имеет значения, сколько членов в комитете от работодателя, а сколько от работников, так как каждая из сторон имеет один голос (п. 10 Положения № 650н). Решение комитета считают принятым, только если обе стороны проголосовали за внесенное предложение. Состав комитета утверждают приказом работодателя.

Члены комитета избирают председателя, его заместителей от каждой стороны и секретаря (п. 13 Положения № 650н). Председателем комитета обычно выбирают работодателя или уполномоченного им представителя. Один заместитель председателя отстаивает интересы работников, им может быть представитель профсоюза. Вторым заместителем — от работодателя — может быть главный инженер, технический директор или директор по персоналу.

Сторона может отозвать своих представителей из состава комиссии и выдвинуть в него новых. От работников для этого нужно решение профсоюза. Если профсоюза нет, решение могут принять на общем собрании работников. Каждое изменение в составе комитета оформляют приказом или распоряжением руководителя организации.

Важно

Всем, кого выбрали в состав комитета, нужно пройти обучение по охране труда в учебном центре

Работника службы охраны труда могут назначить секретарем комитета. Секретарю поручают разработать положение о комитете, а также наделяют обязанностями готовить план работы комитета и повестку заседаний, вести делопроизводство. Эти обязанности могут быть полезны специалисту по охране труда. Например, он сможет выносить на обсуждение вопросы, которые не удается решать без участия комитета. Отказаться от роли секретаря будет сложно, так как Минтруд предлагает назначать именно специалиста по ОТ (п. 13 Положения № 650н).

Как разработать положение о комитете

Принципы, по которым работает комитет, утвердили в Положении № 650н. На его основе разработайте в организации свое положение. Учитывайте при этом специфику деятельности предприятия, его численность, местонахождение структурных подразделений и т. д. Утвердите положение приказом работодателя. Предусмотрите в нем разделы общих положений, задач, функций и действий комитета, прав и обязанностей его членов, порядка создания и работы комитета. Пример документа смотрите в статье.

Закон не уточняет, на какой срок принимают положение. Как долго оно будет действовать, можно уточнить в самом документе или другом локальном акте организации.

Какие права и обязанности есть у членов комитета

Комитет вправе требовать от руководителей подразделений отчеты о выполнении своих обязанностей и запланированных по охране труда мероприятий. На основании полученных сведений комитет вправе предложить руководителю организации наказать или премировать того или иного сотрудника. Также у комитета есть право разрабатывать на предприятии обязательные для исполнения локальные акты. Такие полномочия полезны для специалиста по охране труда. Поэтому включите в Положение о комитете соответствующий раздел, наделите членов комитета правом:

  • получать от службы охраны труда информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, несчастных случаях и профзаболеваниях, вредных и опасных факторах и принятых мерах по защите от них, рисках для здоровья;
  • заслушивать на заседаниях комитета сообщения от представителей работодателя, руководителей подразделений, других работников об условиях и охране труда на предприятии, соблюдении гарантий и прав работников;
  • участвовать в оценке профрисков на рабочих местах;
  • принимать объяснения на заседаниях от виновных в нарушении требований охраны труда, которые привели к тяжелым последствиям, вносить работодателю предложения привлечь их к ответственности;
  • участвовать в доработке раздела коллективного договора по охране труда;
  • предлагать работодателю стимулировать работников, которые активно участвуют в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;
  • содействовать разрешению трудовых споров по условиям и охране труда.

По итогам своей работы комитет по охране труда отчитывается перед профсоюзом или коллективом предприятия. Отчет предоставляют не реже одного раза в год на собраниях работников. Работодатель может освобождать работника от основной работы на время выполнения обязанностей в комитете, если так прописали в коллективном договоре или локальном акте организации (пп. 16, 17 Положения № 650н). 

Образец приказа

Скачать:

Приказ о создании комитета по охране труда
(вернуться в статью >>>)

Если приказ не отображается, обновите страницу — нажмите F5