
Как сделать так, чтобы положение о СУОТ действительно работало
Первый документ, который запросит инспектор ГИТ во время проверки, если на предприятии произошел несчастный случай, — это положение о системе управления охраной труда (далее — Положение о СУОТ). Он проверит, выявил ли руководитель все профессиональные риски и опасности, которые могут угрожать жизни и здоровью работников, какие мероприятия он запланировал, чтобы снизить уровень травматизма. Инспектор определит, грамотно ли распределены обязанности по охране труда между руководителями подразделений. Если проверяющий обнаружит, что директор скачал Типовое положение и добавил в документ только название своей организации, его привлекут к административной ответственности.
Расскажем, как превратить Типовое положение о СУОТ в документ, который сделает вашу систему управления охраной труда максимально продуктивной и функциональной.
Используйте наши рекомендации, удобный алгоритм и образцы локальных документов.
Что учесть в Положении о СУОТ и где взять необходимую информацию
Положение о СУОТ разрабатывают на основе Типового положения, утвержденного Минтрудом (приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
Прежде чем приступить к его разработке, соберите необходимую информацию: тщательно проанализируйте уровень системы охраны труда на данный момент. Например, если в организации высокий уровень несчастных случаев, сотрудники пренебрегают правилами по охране труда, не всегда используют средства индивидуальной защиты — система управления охраной труда работает плохо и нуждается в немедленной корректировке.
Соберите информацию, которая связана с охраной труда на вашем предприятии:
- достаточно ли квалификации у ваших сотрудников и руководителей подразделений;
- на всех ли рабочих местах провели спецоценку;
- используют ли работники средства индивидуальной защиты;
- какие профессиональные риски, в том числе технологические, есть на предприятии;
- были ли случаи профзаболеваний и травм на производстве и т. д.
Вы можете это сделать в рамках внутреннего аудита силами одного человека или аудиторской группы. Все данные нужно проанализировать, оформить в виде отчета и взять для разработки нового или корректировки уже действующего Положения.
В Типовом положении есть 10 разделов, часть из которых можно оставить практически без изменений. Но есть и такие разделы, которые необходимо тщательно проработать, добавить информацию, которая касается функционирования вашего предприятия с учетом его специфики. Расскажем, на какие разделы нужно обратить особое внимание.
Рекомендации по разделам СкрытьРаздел «Политика работодателя в области охраны труда»
В этом разделе нужно указать требования охраны труда, которые работодатель обязан выполнять по отношению к работникам организации. Этот раздел в виде локального нормативного акта можно разместить на официальном сайте предприятия и в помещениях, например в уголках по охране труда или на информационных досках.
Всех сотрудников знакомят с утвержденной работодателем политикой в области охраны труда.
Если произошли изменения в законодательстве, на предприятии провели спецоценку или внедрили новое оборудование, раздел необходимо актуализировать (образец документа, приказ об утверждении политики).
Раздел «Обеспечение функционирования СУОТ»

Важно
Названия должностей в положении о СУОТ должны строго совпадать с названиями должностей в штатном расписании
В этом разделе важно расписать взаимосвязь и взаимодействие всех структурных подразделений предприятия в сфере охраны труда: кто и за что отвечает. Ориентируйтесь на статью 212 Трудового кодекса. Учитывайте при этом размер и специфику организации.
Укажите в разделе уровни управления, которые приняты конкретно в вашей организации, и должности согласно вашему штатному расписанию.
Максимально подробно распишите, как распределены обязанности по охране труда между должностными лицами. Это поможет избежать штрафов во время проверки ГИТ, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.
Если на предприятии происходит несчастный случай и пострадавший получает тяжелые или смертельные травмы, ответственному за несоблюдение условий охраны труда грозит уголовное наказание. Когда в положении о СУОТ четко не прописаны обязанности должностных лиц, обвинить в несчастном случае могут невиновных людей. Правильно распределить обязанности по охране труда вам поможет алгоритм.
Когда весь механизм охраны труда на предприятии четко прописан, у руководителей подразделений не возникает вопросов, кто и что должен делать. Директор предприятия всегда знает, с кого нужно спросить, если возникают проблемы в охране труда. А специалист по охране труда благодаря Положению о СУОТ может оградить себя от лишней ответственности, если во время проверки инспектор ГИТ обнаружит нарушения в охране труда.
Укажите в разделе все процедуры, которые обязаны выполнять работники в сфере охраны труда, в том числе дополнительные, которые приняты на уровне руководителя. Пропишите спорные вопросы, которые четко не закреплены в законодательстве. Например, если для более эффективной работы персонала вы решили проводить стажировку в компании со всеми работниками.
Раздел «Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда»
Многие работодатели, когда формируют этот раздел, делают одну и ту же типичную ошибку. Они целиком включают в него тексты действующих постановлений и ГОСТы по охране труда. Делать этого не нужно.
Достаточно перечислить в разделе те нормативно-правовые акты, которыми будут руководствоваться в организации в охране труда.
Например, указать, что ваша организация проводит обучение работников по охране труда в соответствии с постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29. В качестве документа, по которому вы планируете проводить обучение, можно указать и ГОСТ 12.0.004–2015 «Организация обучения безопасности труда», который носит рекомендательный характер. Но нужно помнить, что, как только вы обозначили этот документ в разделе, для сотрудников организации он становится обязательным для исполнения.
Пропишите в разделе ситуации, которые могут вызвать споры с инспектором ГИТ во время проверки — освобождение некоторых сотрудников от первичного инструктажа.
Закон разрешает не проводить его с работниками, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, но конкретных должностей не называет (п. 2.1.4 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29). Из-за этого между работодателями и инспекторами часто возникают споры, которые доходят до суда.
Вы можете оградить себя от этого заранее и указать в разделе полный перечень профессий и должностей работников, которым на вашем предприятии можно не проходить первичный инструктаж на рабочем месте.
Раздел «Управление документами СУОТ»
Этот раздел — один из важнейших в Положении о СУОТ. Его нужно составлять после того, как уже разработаны все остальные разделы.
Дайте в нем полный перечень всех локальных актов, которые действуют в вашей конкретной организации по всем процедурам в сфере охраны труда. Укажите, где и кто хранит документы по охране труда в вашей организации, кому и на какой стадии их передают.
Контроль за выполнением Положения о СУОТ
Положение о СУОТ в организации не должно существовать только для того, чтобы показать его инспектору ГИТ во время проверки. СУОТ должна функционировать. Для этого работодателю необходимо следить за исполнением всех разделов положения.
Постоянным контролем и дальнейшими корректировками занимается специалист по охране труда. Он организовывает и проводит плановые и внеплановые проверки, которые помогают увидеть реальное состояние дел в охране труда в конкретный момент в конкретном подразделении организации.
Чтобы каждая такая проверка была продуктивной, специалист по охране труда составляет ее план. После проверки, используя этот план, специалисту по охране труда будет легко составить предписание и требовать его выполнения от руководителей структурных подразделений.
Алгоритм. Как правильно распределить обязанности по охране трудаАлгоритмСкрыть
Пример рабочего плана проверки по охране труда структурного подразделения


Образец приказа об утверждении Политики в области охраны трудаПолитикаСкрыть
Образец раздела «Политика в области охраны труда»
Приложение 1
к приказу ООО «Энергия»
от 05.06.2017 № 24
Политика в области охраны труда
1. Общие положения
ООО «Энергия», по основному направлению деятельности являясь одним из ведущих перерабатывающих предприятий отрасли и лидером в сфере переработки лома и отходов черных металлов, осознает характер и масштабы влияния своей деятельности, продукции и услуг на работников, понимает свою ответственность за обеспечение безаварийной производственной деятельности на своих производственных объектах, безопасных условий труда работников.
Соблюдение требований законодательства в области охраны труда является важной и неотъемлемой частью общей системы управления деятельностью ООО «Энергия», залогом стабильности и улучшения экономического положения и благополучия всех сотрудников.
2. Ключевые принципы и цели Политики в области охраны труда
Политика в области охраны труда включает в себя следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых ООО «Энергия» принимает на себя:
а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;
в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
Наши цели:
1. Обеспечить безопасность и здоровье сотрудников в процессе трудовой деятельности.
2. Стремиться к нулевому травматизму, исключить чрезвычайные, аварийные ситуации.
3. Предотвращать возникновение профессиональных заболеваний.
Для достижения указанных целей Общество берет на себя следующие обязательства:
- соблюдать требования применимого к деятельности Общества международного, федерального и муниципального законодательства, а также иные требования в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, которые Общество обязуется выполнять;
- принимать меры по предотвращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также снижению риска пожароопасных и аварийных ситуаций, уменьшению масштабов возможных аварий и пожаров, предотвращению их распространения за территорию производственных объектов Общества;
- осуществлять рациональное природопользование, охрану и восстановление природных ресурсов, реабилитацию территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности;
- проводить консультации с работниками по вопросам обеспечения промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды;
- постоянно улучшать систему управления и показатели в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды;
- соблюдать законодательные и нормативные требования в области обеспечения охраны и условий труда;
- обеспечивать соответствие системы менеджмента охраны труда Межгосударственному стандарту ГОСТ 12.0.230–2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»;
- постоянно совершенствовать систему управления охраной труда;
- проводить оценку всех возможных рисков на рабочих местах сотрудников, учитывая специфику и виды производства, характер риска, с целью выявления возможных и реальных опасностей, а также обеспечивать управление рисками в соответствии с утвержденными процедурами на предприятии;
- организовывать работу по предупреждению травматизма, травмоопасных ситуаций, ухудшения здоровья сотрудников;
- осуществлять разработку и реализацию планов мероприятий, целевых программ по минимизации и возможному устранению рисков, угроз аварийности, чрезвычайных ситуаций, травматизма и заболеваемости персонала, улучшению состояния здоровья сотрудников;
- проводить анализ результативности функционирования системы управления охраной труда;
- обеспечивать здоровые и безопасные условия труда для сотрудников;
- обеспечивать доступность достоверной информации о состоянии условий и охраны труда;
- повышать уровень ответственности и обеспечивать вовлеченность каждого работника, независимо от его профессии или должности в соблюдении обязанностей в области охраны здоровья и безопасности труда;
- поддерживать на высоком уровне и постоянно улучшать подготовку сотрудников в области обеспечения безопасности, путем организации качественного обучения;
- повышать уровень безопасности и условий труда за счет обеспечения безаварийной работы оборудования, внедрения новых технологий и применения современных средств коллективной и индивидуальной защиты.
3. Резюме
Обеспечение сохранения жизни и здоровья работников, создание безопасных условий труда, предупреждение травматизма, контроль за промышленными и чрезвычайными рисками — неоспоримый приоритет компании ООО «Энергия».
Политика в области охраны труда:
- соответствует специфике организации, ее размеру, характеру деятельности и масштабам рисков, а также взаимосвязана с хозяйственными целями ООО «Энергия»;
- предоставляется всем работникам организации и находится в легко доступных местах для их ознакомления;
- подлежит анализу для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям;
- доступна в установленном порядке для внешних заинтересованных организаций.
Система управления охраной труда совместима с другими системами управления компании ООО «Энергия»
4. Участие работников и их представителей
Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации.
В ООО «Энергия» практикуется привлечение работников к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий.
ООО «Энергия» организовывает мероприятия для работников и их представителей по охране труда таким образом, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применения, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда.
ООО «Энергия» обеспечивает создание, формирование и эффективное функционирование комиссии по охране труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
