ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2023года
Обучение по охране труда
первая помощь

Разбор вопросов от автора учебного пособия Минздрава по первой помощи и тренажер, чтобы подготовиться к тесту в ЕИСОТ

Леонид ДЕЖУРНЫЙ, член Межведомственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи, д. м. н.

Сейчас в ЕИСОТ более 700 вопросов по оказанию первой помощи. Есть вопросы, которые незначительно отличаются друг от друга, но описывают аналогичные ситуации. В них меняются условия, которые не влияют на правильный ответ. Поэтому полезнее разобраться, как действовать в типичных ситуациях, а не искать в скаченных ответах идентичный вопрос. Мы открываем серию статей, в которых разберем правильный порядок действий и логику ответов на вопросы по оказанию первой помощи из теста ЕИСОТ.

Разработчики тестов в ЕИСОТ ставят нас на место очевидца или участника несчастного случая и предлагают выбрать правильные действия. Аналогично сделали статью, в каждой ее части описали возможную типичную ситуацию, в которую может попасть каждый. Затем объяснили, как правильно действовать и что делать категорически нельзя. Когда узнаете о последствиях неправильных решений, будет легче запомнить правильные. В конце каждой части есть вопрос из теста в ЕИСОТ, который поможет закрепить знания.

Ситуация 1. Вы с группой людей обнаружили человека без движения

Описание типичной ситуацииСкрытьКогда видите человека без движения, место происшествия не влияет на порядок действий по оказанию первой помощи. Важно понимать и помнить универсальный алгоритм Минздрава, в котором указали единый порядок действий для участника или очевидца происшествия.

Скачать:

Алгоритм

Если алгоритм не отображается, обновите страницу — нажмите F5

Если в вопросе описывают ситуацию, где вы с группой людей находите пострадавшего, — это маркер, который поможет правильно ответить на вопрос. В этом случае первое действие всегда одинаковое — остановить группу.

Важно

Попросите коллегу позвонить руководителю, чтобы не тратить время. Первая помощь наиболее эффективна в первые минуты после происшествия

Как действовать

Когда нашли человека без движения, не подходите к нему сразу. Если идете не один, вытяните руки и остановите всех, кто рядом, чтобы уберечь их от возможных угрожающих факторов. Кто-то из группы может отвлечься, по инерции пройти в зону возможной опасности и пострадать.

Осмотритесь и убедитесь, что вы стоите в безопасном месте. Взгляните на крышу и пол, а также обратите внимание на механизмы над головой. Если вам ничего не угрожает, окликните пострадавшего, чтобы проверить его сознание, он может знать возможные причины происшествия. Дополнительная информация поможет быстрее определить дальнейший порядок действий.

Если пострадавший не отвечает, оцените, безопасно ли оказывать первую помощь. Осмотритесь и ищите опасные факторы на месте происшествия. Обратите внимание на обломки вокруг пострадавшего, запахи и температуру воздуха в помещении, оголенные провода поблизости.

При поиске опасных факторов учитывайте особенности места происшествия. Например, в научно-технической лаборатории есть вероятность отравиться ядовитыми парами. В этом случае не приближайтесь к пострадавшему без специальных средств защиты, иначе спасать придется вас двоих.

Вопрос из тестаСкрытьЕсли понимаете, что подходить опасно — не пытайтесь спасти пострадавшего, а позовите помощь. В зависимости от угрожающих факторов дополнительно обратитесь к специальным службам. Например, если почувствовали запах газа, вызовите аварийную службу по номеру 04. Ожидайте помощь в безопасном месте.

Ситуация 2. Перед вами коллега потерял сознание

Если обнаружили пострадавшего без сознания, но с признаками жизни, всегда переводите его в устойчивое боковое положение, вне зависимости от типа травмы или кровотечения. В таком положении открыты дыхательные пути и не западает язык. До приезда скорой медицинской помощи контролируйте сознание пострадавшего.

В вопросах из теста ЕИСОТ отсутствие сознания — это маркер. Если вопрос о положении тела пострадавшего без сознания — всегда выбирайте устойчивое боковое.

Как действовать

Чтобы перевести пострадавшего без сознания в устойчивое боковое положение, положите его ближнюю руку под прямым углом к телу. Дальнюю руку пострадавшего приложите тыльной стороной ладони к его противоположной щеке и придерживайте ладонью своей руки. Дальнюю ногу согните в колене, поставьте с опорой на стопу, придерживайте, а затем поверните пострадавшего лицом на себя. В конце слегка запрокиньте голову и подтяните согнутую ногу ближе к животу. Для удобства используйте пошаговую инструкцию в картинках.

Если пострадавший не только без сознания, но и с носовым кровотечением, не пугайтесь, в устойчивом боковом положении он не задохнется. Кровь из носа сразу вытекает наружу, так как рот и нос находятся ниже трахеи. Также скопившаяся на земле кровь не попадет в дыхательные пути, так как в устойчивом боковом положении щека лежит на кисти.

Ситуация 3. Видите выпавшие внутренние органы пострадавшего

Основная цель первой помощи пострадавшему с открытой травмой живота с выпадением внутренностей — не ухудшить состояние внутренних органов. Можно случайно повредить сами органы или занести инфекцию в брюшную полость, которая открыта.

Важно

На сегодняшний день при первой помощи не применяют лекарственные препараты, в том числе и анальгетики

Как действовать

Чтобы защитить от инфекции внутренние органы пострадавшего с открытой травмой живота, закройте их стерильными салфетками или чистой тканью. Периодически смачивайте салфетки или ткань, иначе выпавшие внутренние органы высохнут и клетки органа начнут отмирать. Если есть доступ к физраствору — смачивайте им, если нет — водой.

Не давите на выпавшие органы и не пытайтесь вправлять их, чтобы не повредить. Как правило, органы уже повреждены и дополнительные манипуляции только ухудшат состояние. Также рискуете занести внутрь брюшной полости инфекцию.

Не давайте пострадавшему с травмой живота пить и есть, чтобы защитить его от гнойных воспалений и болезненных ощущений. Если пища попадет в брюшную полость, вызовет гнойное воспаление. Также вода и еда начнут двигать стенки кишечника и причинять боль пострадавшему. Чтобы утолить жажду пострадавшего — смочите губы мокрым полотенцем или салфеткой.

Ситуация 4. Нашли замерзшего человека

Цель первой помощи в случаях, когда человек пострадал из-за воздействия низких температур, — отогреть его и при этом сохранить все пораженные участки. Не важно, отморожение это или переохлаждение, отогревать нужно постепенно, чтобы не нанести вред пострадавшему.

Важно

Не поите замерзшего человека кофе и алкоголем. Эти напитки расширяют сосуды и вызывают потерю тепла

Как действовать

Если обнаружили пострадавшего с отморожением или другим эффектом воздействия низких температур, отведите его в теплое помещение, чтобы постепенно отогреть. Снимите одежду, если она промокла, а затем наложите на пораженные участки теплоизолирующую повязку и укройте пострадавшего изотермическим покрывалом. Если пострадавший в сознании, напоите горячим молоком или чаем, чтобы согреть изнутри.

Нельзя резко отогревать пострадавшего от холода, например, с помощью горячей ванны или химической грелки, а также растирать пораженные участки. Кровообращение на отогревшихся участках не успеет восстановиться, и ткани погибнут от недостатка кислорода. А при растирании возможна еще и механическая травма поврежденной холодом кожи.

Ситуация 5. Оказываете помощь и обнаружили в ране инородный предмет

Не вынимайте инородный предмет из раны, вне зависимости от того, в какой части тела он находится. Например, при попытке извлечь его из грудной клетки можете случайно задеть жизненно важные органы и нанести травму, которая приведет к летальному исходу. Всегда фиксируйте инородный предмет, чтобы избежать негативных последствий в виде дополнительных травм или инфекций.

Как действовать

Если обнаружили пострадавшего с инородным предметом в ране, вызовите скорую и зафиксируйте предмет, чтобы он не смещался в сторону или вглубь. С двух сторон к инородному предмету приложите два валика из бинтов и зафиксируйте конструкцию асептической повязкой. Валики удержат предмет в одном положении, а повязка защитит рану от дополнительной инфекции.

Глубоко проникающий инородный предмет поможет сдержать кровотечение. Он выполнит функцию тампонады, так как внутри раны сдавливает поврежденные сосуды и не дает кровотечению усилиться.

В попытке извлечь инородный предмет можете случайно причинить дополнительный вред пострадавшему. Вы не всегда знаете его форму, поэтому можете случайно загнать предмет глубже или извлечь не полностью. Если оставите часть инородного предмета в ране, ухудшите состояние пострадавшего и усложните процесс лечения.

ТренажерСкрытьСейчас в тестах ЕИСОТ по первой помощи встречаются ошибки, некорректные формулировки и несоответствия картинок с ответами. Когда встретите в тесте такие вопросы, пишите в редакцию itjantov@mcfr.ru, указывайте, в чем, по вашему мнению, ошибка. Со временем все недочеты исправят. Также присылайте в редакцию вопросы, по которым хотите получить разъяснения, как в этой статье. Мы выберем самые популярные и разберем их вместе с экспертом. Если хотите потренироваться перед тестом, используйте наш тренажер, который составили по реальным вопросам из ЕИСОТ по первой помощи.  

6
Июнь 2023года
Обучение по охране труда
тест

Шпаргалка: готовые вопросы для проверки знаний по ПОТ № 887н

Если хотите использовать вопросы для экзаменационных билетов, скачайте их в формате Word в конце статьи

6
Июнь 2023года
Обучение по охране труда
вопросы и ответы

Порядок обучения по ОТ, наставники для стажировки и повторная проверка знаний в ЕИСОТ

Обучение по оказанию первой помощи

Иван Белов, специалист по охране труда

Необходимо ли по Правилам № 2464 проходить обучение на инструктора по оказанию первой помощи пострадавшим?

Отвечает Екатерина Ситько, главный редактор журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Правила № 2464 не обязывают обучать на инструктора по оказанию первой помощи пострадавшим. При этом они вводят повышение квалификации по программе дополнительного профобразования по направлению «преподаватель по приемам оказания первой помощи» (п. 35 Правил № 2464). Но это требование не для всех работников, а только для тех, кто непосредственно обучает работников по программе по оказанию первой помощи.

Дополнительное профобразование вправе проводить только учебные центры с лицензией на образовательную деятельность (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Обычным работникам и тем, кто проводит инструктажи, или членам комиссии такой вид обучения не требуется. Они при необходимости проходят обучение по оказанию первой помощи по программе, составленной согласно приложению 2 к Правилам обучения № 2464. Продолжительность обучения в этом случае минимум 8 часов, половину из которых нужно отвести на практическую часть.

Повторная проверка знаний в ЕИСОТ

Алёна Краснова, специалист по охране труда

Должен ли специалист по охране труда повторно пройти тест в ЕИСОТ, если сменил место работы?

Отвечает Екатерина Ситько, главный редактор журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Да, должен.

В Правилах № 2464 не предусмотрели исключений для таких случаев. Работник проходит обучение по охране труда при каждом трудоустройстве в организацию. Проверка знаний при этом является неотъемлемой частью обучения, а для специалиста по охране труда ее проводят только в системе ЕИСОТ (п. 78 Правил № 2464).

Наставники для стажировки

Маргарита Игнашева, специалист по охране труда

Можно ли при проведении стажировки назначить одному работнику несколько наставников?

Отвечает Екатерина Ситько, главный редактор журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Да, можно.

Работодатель самостоятельно определяет количество ответственных лиц, которые будут закреплены за стажирующимся лицом (п. 29 Правил № 2464). Закон не ограничивает количество наставников.

Последовательность обучения

Алина Дружинина, специалист по охране труда

Объясните последовательность процедур по обучению после вводного инструктажа? Что проводить сначала: стажировку или обучение по программам?

Отвечает Екатерина Ситько, главный редактор журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Непосредственный руководитель проводит новенькому работнику инструктаж по охране труда на рабочем месте. Затем устно или письменно проверяет знания работника. Формат проверки знаний после инструктажа определяет работодатель и закрепляет в ЛНА, например, в утвержденном порядке обучения или в положении о СУОТ (п. 88 Правил № 2464). Результаты первичного инструктажа регистрируют в локальном акте, например, в журнале, в котором есть информация из пункта 87 Правил № 2464.

После инструктажа работник проходит обучение требованиям охраны труда. После обучения комиссия проводит проверку знаний, по результатам которой оформляют протокол. На стажировку работника направляют после того, как он успешно прошел инструктаж и обучение требованиям охраны труда. Результаты стажировки регистрируют в специальном локальном акте, в который включают информацию из пункта 90 Правил № 2464. Это может быть стажировочный лист, журнал или любой другой локальный документ на усмотрение работодателя.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.