
Как обучать офисников охране труда. Подберем решение под ваши условия
ПомощникСкрытьИнтерактивный помощник задаст вам несколько вопросов про офис, в котором нужно обучить работников охране труда. Ответы помогут определить уровень сложности и направить вас в нужную часть материала. Если не хотите общаться с ботом и уже сами знаете о каком уровне хотите прочитать, жмите одну из трех кнопок после интерактива. Или читайте всю статью по порядку.
![]() | ![]() | ![]() |
Характеристика уровня
В штате только сотрудники офиса, которые работают на ПК, используют офисную и бытовую технику
Условия труда оптимальные и допустимые
СИЗ не выдают
Работники офиса не входят в комиссии/комитеты по ОТ, в т. ч. в комиссию по проверке знания требований охраны труда, также никто из работников не должен уметь/обязан оказывать первую помощь согласно НПА
Если выдержка не отображается, обновите страницу — нажмите F5
Как организовать обучение на легком уровне
Кого освободитьСкрытьОсвобождение
Определите перечень должностей и профессий работников, которых освободите от первичного, повторного инструктажа и обучения по программе Б. Согласно Правилам № 2464 освободить можно сотрудников, на рабочих местах которых оптимальные или допустимые условия труда, а деятельность связана с опасностями от работы с оргтехникой, бытовой техникой и персональными компьютерами (пп. 13, 54 Правил обучения, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464, далее — Правила № 2464).
Споры вызывают ситуации, когда на рабочих местах офисников идентифицировали опасности, не связанные с трудовой деятельностью работников, но не перечисленные в пунктах 13 и 54 Правил № 2464 про освобождение. Например, опасность падения при спотыкании или поскальзывании. Минтруд в этом случае отвечает, что информацию об опасностях, не связанных с трудовой деятельностью, достаточно рассказать на вводном инструктаже (см. выдержку из письма Минтруда от 22.09.2022 № 15-2/ООГ-2333).

Обратите внимание
В офисе с заданными условиями нет категорий работников, которым нужно обучение по первой помощи, применению СИЗ, по безопасному выполнению работ повышенной опасности
Когда по результатам оценки профрисков на рабочих местах выявляли опасности, связанные с трудовой деятельностью, к примеру опасность физических перегрузок при неудобной рабочей позе или опасность падения тяжелых предметов, освобождать от инструктажей на рабочем месте и обучения по программе Б нельзя. Либо проведите мероприятия, чтобы устранить выявленные профриски, либо организуйте обучение.
Нельзя освобождать от обучения по программе А, так как Правила № 2464 не предусматривают таких условий. Однако обучать по этой программе всех работников предприятия не нужно. Организуйте обучение по программе А для руководителя организации, его заместителей с обязанностями по ОТ, руководителей структурных подразделений и их заместителей. При этом руководитель организации должен проходить обучение только в учебном центре (подп. «а» и «б» п. 53, п. 44 Правил № 2464).

Важно
Вводный инструктаж обязательно проводят до начала выполнения трудовых функций для новичков и всех, кто участвует в производственной деятельности
Мероприятия
Проводите вводный инструктаж с работниками офиса разово при приеме на работу. На занятии расскажите о безопасных методах и приемах выполнения работ при обращении с ПК, оргтехникой и бытовой техникой.
ПрезентацияСкрытьЧтобы сэкономить ваше время, мы составили презентацию для вводного инструктажа. Проводите по ней занятия для сотрудников и отправьте коллегам, которые будут замещать вас на время отпуска или болезни. Рекомендуем показывать презентацию на большом экране, а в устный рассказ и раздаточный материал включить информацию о вашей организации: деятельности, правилах, особенностях производства, территории и т.п.
Запланируйте обучение по охране труда. Для этого определите количество работников, которые подлежат или освобождены от каждого вида обучения (п. 80 Правил № 2464). Исключение — вводный и целевой инструктажи, внеплановые инструктаж и обучение, которые проводят непланово.
Расчетчик для обучения в УЦСкрытьПри планировании установите минимальное количество работников, которые должны обучиться в учебном центре. Показатель зависит от среднесписочной численности работников и категории риска организации (приложение 4 к Правилам № 2464). Информацию о категории риска смотрите на сайте Роструда. В случае если ни один из размещенных перечней не содержит сведений об организации, ее деятельность отнесли к категории низкого риска.
В офисах с заданными условиями проще направить в учебный центр всех руководителей, которым требуется обучение по программе А. Иначе для обучения внутри организации придется регистрироваться в реестре Минтруда, вести в ЕИСОТ реестр обученных лиц, разрабатывать дополнительную документацию, назначать работников для обучения, комиссию по проверке знаний и обучить их всех в учебном центре.
Обучение по программе А проходят при трудоустройстве и с периодичностью не реже 1 раза в 3 года. Контролируйте сроки обучения и своевременно организовывайте обучение для руководителей. Например, создайте файл Excel, в котором будете помечать, до какого числа нужно провести очередное обучение с проверкой знаний.
Документы

Обратите внимание
Закон не устанавливает, какие приказы нужны, чтобы организовать обучение. Издавайте приказы по необходимости, например при назначении ответственных и создании комиссий
Подготовьте программу вводного инструктажа с информацией о безопасных методах и приемах выполнения работ, с информацией об опасностях от ПК, оргтехники, бытовой техники и других опасностях, не связанных с производственной деятельностью (п. 10 Правил № 2464). Документ разработайте на основе примерного перечня тем, которые перечислили в приложении 1 к Правилам № 2464. В программе учтите специфику своей организации и утвердите ее у руководителя (п. 11 Правил № 2464).
В документе для удобства рекомендуем прописать текст инструктажа, а не только список тем, которые нужно осветить на занятии. Полный текст внутри программы удобно иметь инструктирующему и его заменяющим, чтобы каждый раз не готовиться к инструктажу. Смотрите образец программы.
Правила № 2464 не требуют регистрировать проведение инструктажей в журнале. Они не устанавливают конкретную форму или название документа, который должен оформить работодатель. Поэтому самостоятельно определите, в каком формате регистрировать инструктажи по охране труда, например, в журнале или личной книжке работника (п. 3 письма Минтруда от 30.05.2022 № 15-2/В-1677). При регистрации укажите в документе информацию из пункта 86 Правил № 2464.
Шаблоны и образцы
Утвердите у директора перечень профессий и должностей работников, которых освобождаете от первичного инструктажа на рабочем месте. Также утвердите ЛНА с результатами планирования обучения по ОТ. Если в организации нет текучести кадров и численность по каждому обучению редко меняется, можете прописать результаты планирования в положении о порядке обучения. В ином случае лучше сделать отдельный документ, чтобы при изменениях в штатном расписании быстро вносить в него правки.
Если решите обучать по программе А внутри организации, подготовьте методическую базу — программу обучения минимум на 16 часов, экзаменационные билеты и учебные наглядные материалы. При подготовке учитывайте примерный перечень тем для занятий из пункта 1 приложения 3 к Правилам № 2464. Руководителей и специалистов, которые будут проводить обучение и проверять знания, назначьте приказом и направьте на обучение в учебный центр.
Характеристика уровня
В штате сотрудники офиса, которые работают на ПК, используют офисную, бытовую технику и автомобили
Условия труда оптимальные и допустимые
СИЗ получают работники, которые водят автомобили в служебных целях
Работники офиса не входят в комиссии/комитеты по ОТ
Как организовать обучение на среднем уровне
Освобождение
Определите перечень работников, источниками опасности для которых являются только ПК, оргтехника и бытовая техника. Освободите их от первичного, повторного инструктажа и обучения по программе Б (подробно об освобождении >>>).
Работников, которые водят машины, освободить нельзя. Автомобиль — дополнительный источник опасности, поэтому работники должны проходить первичный и повторные инструктажи на рабочем месте. Кроме того, для этой категории работников требуется обучение первой помощи и безопасным методам и приемам выполнения работ по программе Б (подп. «г» п. 33; подп. «в» п. 53 Правил № 2464).
Руководителя организации, его заместителя с обязанностями по охране труда, руководителей структурных подразделений и их заместителей нельзя освободить от обучения по программе А. Также нельзя освободить от обучения по программе Б руководителей, которые будут проводить инструктажи на рабочем месте водителям автомобилей (пп. 53, 54 Правил № 2464). От первичных и повторных инструктажей на рабочем месте можно освободить всех руководителей и заместителей, для которых профессиональные опасности связаны только с ПК, оргтехникой и бытовой техникой (п. 13 Правил № 2464).
Мероприятия
Со всеми работниками офиса проводите вводный инструктаж до начала трудовой деятельности. Для сотрудников, которые используют автомобили, организуйте первичный и повторные один раз в шесть месяцев инструктажи на рабочем месте. Их проводят непосредственные руководители, которые прошли в учебном центре обучение по оказанию первой помощи и программе Б (подп. «а» п. 33; подп. «е» п. 53 Правил № 2464). Инструктаж должен содержать информацию о безопасном использовании автомобиля, правилах оказания первой помощи, способах проверки исправности СИЗ.
Кликните по стрелке в правом нижнем углу рамки, чтобы узнать ответ


Проводите планирование и организуйте обучение по программе А в порядке, описанном на >>>. В учебный центр обязательно направьте руководителя организации и работников, которые проводят обучение, инструктажи или входят в комиссию по проверке знаний.
Работников, которые водят автомобили, обучайте оказанию первой помощи и по программе Б один раз в три года. Делать это можно в учебном центре или внутри организации. Для внутреннего обучения потребуется создать комиссию, члены которой прошли обучение в УЦ по программам А, Б и оказанию первой помощи. Кроме этого, для обучения первой помощи потребуется преподаватель, который прошел подготовку по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации и обучение по программе, составленной в соответствии с перечнем тем по приложению 2 Правил № 2464 (п. 35 Правил № 2464). В качестве преподавателя можно подготовить своего работника или привлечь специалиста по договору ГПХ.
Документы

Обратите внимание
Если планируете обучать всех работников в учебном центре, из программ потребуется только для вводного инструктажа
Подготовьте программу и журнал вводного инструктажа (подробно >>>). Утвердите перечень профессий и должностей работников, которых освобождаете от первичного инструктажа. Для удобства подготовьте перечни работников, которые должны проходить обучение по программам А, Б. А также список работников, которые используют автомобили. Обязательно утвердите ЛНА результаты планирования обучения по ОТ.
Правила № 2464 не обязывают работодателей разрабатывать программы инструктажей на рабочем месте, но и не запрещают. Поэтому, если работникам вашей организации удобно использовать программы как план инструктажа, актуализируйте их и применяйте в работе. При разработке обязательно используйте инструкции и правила по ОТ, утвержденные в организации.
Разработайте программу обучения по оказанию первой помощи, если планируете обучать работников внутри организации. Минимальный перечень тем, которые нужно включить в программу, указали в приложении 2 к Правилам № 2464. Программу рассчитывайте минимум на 8 часов, половину из которых отведите на практическую часть.
Для обучения внутри организации по программе А разработайте программу и включите в нее темы из пункта 1 приложения 3 к Правилам № 2464. Программу рассчитывайте минимум на 16 часов. Для обучения по программе Б разработайте программу для обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, связанных с управлением автомобилем. Программу рассчитывайте минимум на 16 часов, причем четвертую часть времени обучения отведите на практические занятия (п. 49 Правил № 2464).
Характеристика уровня
В штате сотрудники офиса, которые работают на ПК, используют офисную, бытовую технику и автомобили; уборщики; IT-специалисты
Условия труда оптимальные и допустимые
СИЗ получают уборщики и работники, которые водят автомобили в служебных целях
Работники офиса не входят в комиссии/комитеты по ОТ
Как организовать обучение на сложном уровне
Освобождение
Составьте перечень работников, источниками опасности для которых являются только ПК, оргтехника и бытовая техника. Освободите их от первичного, повторного инструктажа и обучения по программе Б (подробно об освобождении >>>).
Освободить от инструктажей и обучения не получится уборщиков, IT-специалистов и персонал, который управляет автомобилями в служебных целях. К ним относят не только водителей, но и других работников, которые водят машину в интересах работодателя.
Руководителя организации, его заместителя с обязанностями по охране труда, руководителей структурных подразделений и их заместителей нельзя освободить от обучения по программе А. Всех руководителей структурных подразделений и заместителей нельзя освободить от обучения по программе А. От обучения по программе Б нельзя освободить руководителей, которые будут проводить инструктажи на рабочем месте водителям автомобилей, уборщикам и IT-специалистам (пп. 53, 54 Правил № 2464). От первичных и повторных инструктажей на рабочем месте можно освободить всех руководителей и заместителей, для которых профессиональные опасности связаны только с ПК, оргтехникой и бытовой техникой (п. 13 Правил № 2464).
Мероприятия
Для работников заданного офиса проводите все мероприятия, которые описали на >>>. Штатных уборщиков и IT-специалистов обучайте по тем же видам обучения и принципу, что и работников, которые водят автомобили в служебных целях. Воспользуйтесь таблицей, где отметили, какие виды обучения обязательны для разных категорий персонала.
Проводите планирование и организуйте обучение для руководителей по программе А в порядке, описанном на >>>. В учебный центр обязательно направьте руководителя организации и работников, которые проводят обучение, инструктажи или входят в комиссию по проверке знаний.
Документы
Для обучения работников заданного офиса вам потребуются все документы, которые перечислили для обучения на среднем уровне >>>.
ТаблицаСкрытьОбразцы документов
Скачать:
Таблица. Категории работников офиса и виды обучения по ОТ
(вернуться в статью >>>)
Программа вводного инструктажа по ОТ для работников, которые освобождены от первичного инструктажа на рабочем месте
(вернуться в статью >>>)
Если документы не отображаются, обновите страницу — нажмите F5


Разбор вопросов от автора учебного пособия Минздрава по первой помощи и тренажер, чтобы подготовиться к тесту в ЕИСОТ
Сейчас в ЕИСОТ более 700 вопросов по оказанию первой помощи. Есть вопросы, которые незначительно отличаются друг от друга, но описывают аналогичные ситуации. В них меняются условия, которые не влияют на правильный ответ. Поэтому полезнее разобраться, как действовать в типичных ситуациях, а не искать в скаченных ответах идентичный вопрос. Мы открываем серию статей, в которых разберем правильный порядок действий и логику ответов на вопросы по оказанию первой помощи из теста ЕИСОТ.
Разработчики тестов в ЕИСОТ ставят нас на место очевидца или участника несчастного случая и предлагают выбрать правильные действия. Аналогично сделали статью, в каждой ее части описали возможную типичную ситуацию, в которую может попасть каждый. Затем объяснили, как правильно действовать и что делать категорически нельзя. Когда узнаете о последствиях неправильных решений, будет легче запомнить правильные. В конце каждой части есть вопрос из теста в ЕИСОТ, который поможет закрепить знания.
Ситуация 1. Вы с группой людей обнаружили человека без движения
Описание типичной ситуацииСкрытьКогда видите человека без движения, место происшествия не влияет на порядок действий по оказанию первой помощи. Важно понимать и помнить универсальный алгоритм Минздрава, в котором указали единый порядок действий для участника или очевидца происшествия.
Если в вопросе описывают ситуацию, где вы с группой людей находите пострадавшего, — это маркер, который поможет правильно ответить на вопрос. В этом случае первое действие всегда одинаковое — остановить группу.

Важно
Попросите коллегу позвонить руководителю, чтобы не тратить время. Первая помощь наиболее эффективна в первые минуты после происшествия
Как действовать
Когда нашли человека без движения, не подходите к нему сразу. Если идете не один, вытяните руки и остановите всех, кто рядом, чтобы уберечь их от возможных угрожающих факторов. Кто-то из группы может отвлечься, по инерции пройти в зону возможной опасности и пострадать.
Осмотритесь и убедитесь, что вы стоите в безопасном месте. Взгляните на крышу и пол, а также обратите внимание на механизмы над головой. Если вам ничего не угрожает, окликните пострадавшего, чтобы проверить его сознание, он может знать возможные причины происшествия. Дополнительная информация поможет быстрее определить дальнейший порядок действий.
Если пострадавший не отвечает, оцените, безопасно ли оказывать первую помощь. Осмотритесь и ищите опасные факторы на месте происшествия. Обратите внимание на обломки вокруг пострадавшего, запахи и температуру воздуха в помещении, оголенные провода поблизости.
При поиске опасных факторов учитывайте особенности места происшествия. Например, в научно-технической лаборатории есть вероятность отравиться ядовитыми парами. В этом случае не приближайтесь к пострадавшему без специальных средств защиты, иначе спасать придется вас двоих.
Вопрос из тестаСкрытьЕсли понимаете, что подходить опасно — не пытайтесь спасти пострадавшего, а позовите помощь. В зависимости от угрожающих факторов дополнительно обратитесь к специальным службам. Например, если почувствовали запах газа, вызовите аварийную службу по номеру 04. Ожидайте помощь в безопасном месте.
Ситуация 2. Перед вами коллега потерял сознание
Если обнаружили пострадавшего без сознания, но с признаками жизни, всегда переводите его в устойчивое боковое положение, вне зависимости от типа травмы или кровотечения. В таком положении открыты дыхательные пути и не западает язык. До приезда скорой медицинской помощи контролируйте сознание пострадавшего.
В вопросах из теста ЕИСОТ отсутствие сознания — это маркер. Если вопрос о положении тела пострадавшего без сознания — всегда выбирайте устойчивое боковое.
Как действовать
Чтобы перевести пострадавшего без сознания в устойчивое боковое положение, положите его ближнюю руку под прямым углом к телу. Дальнюю руку пострадавшего приложите тыльной стороной ладони к его противоположной щеке и придерживайте ладонью своей руки. Дальнюю ногу согните в колене, поставьте с опорой на стопу, придерживайте, а затем поверните пострадавшего лицом на себя. В конце слегка запрокиньте голову и подтяните согнутую ногу ближе к животу. Для удобства используйте пошаговую инструкцию в картинках.
Если пострадавший не только без сознания, но и с носовым кровотечением, не пугайтесь, в устойчивом боковом положении он не задохнется. Кровь из носа сразу вытекает наружу, так как рот и нос находятся ниже трахеи. Также скопившаяся на земле кровь не попадет в дыхательные пути, так как в устойчивом боковом положении щека лежит на кисти.
Ситуация 3. Видите выпавшие внутренние органы пострадавшего
Основная цель первой помощи пострадавшему с открытой травмой живота с выпадением внутренностей — не ухудшить состояние внутренних органов. Можно случайно повредить сами органы или занести инфекцию в брюшную полость, которая открыта.

Важно
На сегодняшний день при первой помощи не применяют лекарственные препараты, в том числе и анальгетики
Как действовать
Чтобы защитить от инфекции внутренние органы пострадавшего с открытой травмой живота, закройте их стерильными салфетками или чистой тканью. Периодически смачивайте салфетки или ткань, иначе выпавшие внутренние органы высохнут и клетки органа начнут отмирать. Если есть доступ к физраствору — смачивайте им, если нет — водой.
Не давите на выпавшие органы и не пытайтесь вправлять их, чтобы не повредить. Как правило, органы уже повреждены и дополнительные манипуляции только ухудшат состояние. Также рискуете занести внутрь брюшной полости инфекцию.
Не давайте пострадавшему с травмой живота пить и есть, чтобы защитить его от гнойных воспалений и болезненных ощущений. Если пища попадет в брюшную полость, вызовет гнойное воспаление. Также вода и еда начнут двигать стенки кишечника и причинять боль пострадавшему. Чтобы утолить жажду пострадавшего — смочите губы мокрым полотенцем или салфеткой.
Ситуация 4. Нашли замерзшего человека
Цель первой помощи в случаях, когда человек пострадал из-за воздействия низких температур, — отогреть его и при этом сохранить все пораженные участки. Не важно, отморожение это или переохлаждение, отогревать нужно постепенно, чтобы не нанести вред пострадавшему.

Важно
Не поите замерзшего человека кофе и алкоголем. Эти напитки расширяют сосуды и вызывают потерю тепла
Как действовать
Если обнаружили пострадавшего с отморожением или другим эффектом воздействия низких температур, отведите его в теплое помещение, чтобы постепенно отогреть. Снимите одежду, если она промокла, а затем наложите на пораженные участки теплоизолирующую повязку и укройте пострадавшего изотермическим покрывалом. Если пострадавший в сознании, напоите горячим молоком или чаем, чтобы согреть изнутри.
Нельзя резко отогревать пострадавшего от холода, например, с помощью горячей ванны или химической грелки, а также растирать пораженные участки. Кровообращение на отогревшихся участках не успеет восстановиться, и ткани погибнут от недостатка кислорода. А при растирании возможна еще и механическая травма поврежденной холодом кожи.
Ситуация 5. Оказываете помощь и обнаружили в ране инородный предмет
Не вынимайте инородный предмет из раны, вне зависимости от того, в какой части тела он находится. Например, при попытке извлечь его из грудной клетки можете случайно задеть жизненно важные органы и нанести травму, которая приведет к летальному исходу. Всегда фиксируйте инородный предмет, чтобы избежать негативных последствий в виде дополнительных травм или инфекций.
Как действовать
Если обнаружили пострадавшего с инородным предметом в ране, вызовите скорую и зафиксируйте предмет, чтобы он не смещался в сторону или вглубь. С двух сторон к инородному предмету приложите два валика из бинтов и зафиксируйте конструкцию асептической повязкой. Валики удержат предмет в одном положении, а повязка защитит рану от дополнительной инфекции.
Глубоко проникающий инородный предмет поможет сдержать кровотечение. Он выполнит функцию тампонады, так как внутри раны сдавливает поврежденные сосуды и не дает кровотечению усилиться.
В попытке извлечь инородный предмет можете случайно причинить дополнительный вред пострадавшему. Вы не всегда знаете его форму, поэтому можете случайно загнать предмет глубже или извлечь не полностью. Если оставите часть инородного предмета в ране, ухудшите состояние пострадавшего и усложните процесс лечения.


Шпаргалка: готовые вопросы для проверки знаний по ПОТ № 887н
Если хотите использовать вопросы для экзаменационных билетов, скачайте их в формате Word в конце статьи
