ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2014года
Специальная оценка условий труда

Что ждать от новой методики специальной оценки условий труда

Марат БАЙГЕРЕЕВ, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Он заменил аттестацию рабочих мест на новую процедуру – специальную оценку условий труда. В связи с этим Минтруд России подготовил Методику проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика спецоценки), а также Классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, формы отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»1 (далее – Классификатор вредных факторов).

Те, кто уже успели ознакомиться с Методикой на сайте Минтруда России, наверняка заметили ее сходство с Порядком проведения аттестации рабочих по условиям труда2 и Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса3. Тем не менее при внешней схожести документов есть различия, которые носят существенный характер. Их и рассмотрим подробнее.

Руководящие документы

Что было

Настольной книгой специалистов по аттестации рабочих мест было Руководство 2.2.2006-054. Оно давно подвергалось критике за отсутствие статуса нормативного правового документа, избыточный набор исследуемых факторов, завышенные уровни их допустимых значений, субъективную оценку целого ряда факторов. Пользуясь Руководством 2.2.2006-05, приходилось обращаться ко многим ведомственным документам (ГОСТы, СанПиНы, СН, СНиПы, МУКи, МУ и другие).

Что стало

Методика спецоценки компактнее прежнего Руководства 2.2.2006-05. Она включает в себя перечень нормативных и предельно-допустимых значений исследуемых факторов (в виде приложений), а также формы протоколов их измерений. Вместе с Методикой вводится Классификатор вредных факторов. Он является единым документом, в котором перечислены все возможные вредные и опасные факторы.

Идентификация вредных факторов

Что было

Этой процедуры ранее формально не существовало. Однако на практике оценка фактически происходила. В результате некоторые аттестующие организации пользовались неосведомленностью заказчика и включали в смету расходов на аттестацию дорогостоящие измерения и исследования тех факторов, которых у него нет, не было и быть не может в силу используемых технологий и производственного оборудования.

Пример

Если заказчику необходимо было аттестовать рабочее место водителя, то он наверняка получал от аттестующей организации смету лабораторных исследований факторов, составленную на основе СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей»5. Эти правила содержат весьма спорные требования для обследования рабочего места водителя с измерением, например, освещенности или таких химических веществ, как окись углерода, окислы азота, углеводороды алифатические, акролеин, меркаптан, и других. Эти санитарные правила были установлены 30 лет назад и вряд ли актуальны для современных автомобилей.

Что стало

Порядок проведения идентификации, который предлагает ввести Минтруд, привязан к конкретной ситуации вокруг рабочих мест у определенного работодателя. Кроме того, Классификатор вредных факторов содержит компактный перечень того, что надо идентифицировать, а что нет, например:

  • параметры микроклимата идентифицируются только там, где технологическое оборудование является искусственным источником тепла или холода, за исключением кондиционеров;
  • пыль, которая есть практически везде, исследуется там, где осуществляется добыча, обогащение, производство и использование в технологическом процессе пылящих веществ;
  • неионизирующие излучения (электромагнитные, электростатические поля и так далее) не измеряются на офисных рабочих местах.
  • проверяли подготовку работников по вопросам охраны труда: прошли ли сотрудники обучение и проверку знаний по охране труда, проведены ли инструктажи и так далее.

В этой части аттестация рабочих мест несла в себе сильную профилактическую составляющую: выявляли те риски, которые долгое время оставались незамеченными. Аттестация показывала, на что работодателю обратить внимание, чтобы сделать рабочие места травмобезопасными.

Что стало

При спецоценке не будет рассматриваться травмоопасность рабочего места. Это одно из слабых мест новой Методики.

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты

Что было

В прежних протоколах обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте была строка «Эффективность использования СИЗ». По факту она не использовалась, не заполнялась, и оценка эффективности СИЗ для целей аттестации не проводилась.

Что стало

Методика спецоценки содержит указания, как снизить класс (подкласс) условий труда на одну степень. Это хорошее подспорье для работодателей применять эффективные СИЗ.

Предельно допустимый уровень шума

Что было

В аттестации рабочих мест было несколько предельно допустимых уровней (ПДУ) шума.

Что стало

Новая Методика устанавливает единый ПДУ для шума в 80 дБ. То, что вместо нескольких ПДУ остался один – безусловно, позитивный шаг. Однако Минэкономразвития обратил внимание на ряд трудностей, которые может вызвать реализация данного проекта. Основное количество оборудования, которое закупают для предприятий химической и угольной промышленности, имеет звукоизоляцию 85 дБ(А). При ПДУ шума в 80 дБ вся указанная техника станет вредной для работника.

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда

Что было

В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда указывались конкретные мероприятия по охране труда, кто ответственен за выполнение того или иного мероприятия и из каких средств оно должно финансироваться.

Что стало

Из плана исчезли графы «Источник финансирования» и «Ответственный за выполнение мероприятия». Работодателям, которые зависят от вышестоящих организаций, и специалистам по охране труда теперь придется потрудиться, чтобы интегрировать план мероприятий по охране труда в бюджет организации.

Обо всех изменениях, которые принесет новая Методика, в рамках одной статьи рассказать невозможно. Мы продолжим освещать данную тему в следующих номерах журнала.

Ответы на ваши вопросы

Смогут ли в 2014 году работать организации, которые занимались аттестацией рабочих мест?
Как быть аттестующим организациям в 2014 году? Неужели всех, кто не успеет переобучить своих специалистов, закроют?
Екатерина АЛЕКСЕЕВА, заместитель руководителя (Мурманск)

Организации, которые занимались аттестацией рабочих мест, смогут проводить специальную оценку условий труда до тех пор, пока не закончится срок действия их аттестатов аккредитации. Но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. Если срок аккредитации организации истекает в 2014 году, то она сможет проводить спецоценку до 31 декабря 2014 года. При этом специалистам по спецоценке не потребуется сертификат на проведение работ6.

Что делать, если аттестация не завершена с 2013 года?
Мы начали проводить аттестацию рабочих мест в декабре 2013 года, но завершить все работы к концу года не получилось. Можно ли доделать аттестацию в 2014 году?
Светлана НАЗАРОВА, инженер по охране труда (Ногинск)

К сожалению, доделать аттестацию не получится. С 1 января 2014 году все документы выдаются по специальной оценке условий труда. Вам придется провести спецоценку в вашей организации заново.

Где обучиться на эксперта по спецоценке условий труда?
Несколько лет работаю в аттестации рабочих мест. В связи с введением закона о спецоценке хочу обучиться на эксперта по спецоценке. Где это можно сделать? Как проходит обучение, и сколько это стоит?
Олег СОРОКИН, специалист по аттестации рабочих мест (Санкт-Петербург)

Обучение по спецоценке условий труда можно пройти в любом учебном центре, оказывающем такую услугу. Обычно обучение проводится в очно-заочной форме: одну часть материала вы изучаете самостоятельно, другую часть – в ходе семинаров и практических занятий. Программа такого обучения рассчитана на 72 часа, средняя стоимость курса – 15 000 рублей.
По окончании обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации по программе «Специальная оценка условий труда». Помните, что одного удостоверения недостаточно для того, чтобы заниматься спецоценкой условий труда. Нужно также пройти аттестацию в аттестационной комиссии Минтруда, после чего вам выдадут сертификат на право проведения спецоценки.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Вернуться к началу статьи

Документ

Поможет вам

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Узнать, в чем заключается процедура спецоценки условий труда

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н

Вспомнить, какой применялся порядок для проведения аттестации рабочих мест

Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.)

Сравнить методику оценки вредных факторов, которую применяли при аттестации рабочих мест с проектом Методики спецоценки

Приказ Минтруда России от 12 декабря 2012 г. № 590н

Понять, какие изменения легли в основу реформы аттестации рабочих мест

СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 5 мая 1988 г.)

Уточнить, по каким требованиям оценивалось рабочее место водителя при аттестации

1 Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
2 Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.
3 Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.).
4 Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.).
5 Утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 5 мая 1988 г.
6 Статья 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.