ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2020года
Организация работы по охране труда
контроль

Чем общественный контроль поможет специалисту по охране труда

Алексей ТИХОНОВ, эксперт по охране труда

Кто проводит общественный контроль

Общественный контроль за охраной труда проводят профсоюзы или другие уполномоченные работниками органы. Если в организации профсоюза нет, контроль может проводить представитель, которого выбрали работники тайным голосованием на собрании (ст. 31 ТК). Профсоюз и другие представители могут работать параллельно. Кроме того, профсоюз имеет право создать собственную инспекцию труда и реализовать общественный контроль с ее помощью (ст. 370 ТК).

Зачем проводят общественный контроль

Обратите внимание

Члены профсоюзов и другие представители работников проходят подготовку по охране труда в обучающих организациях органов исполнительной власти (п. 2.3.2 Порядка № 1/29)

Задача контролеров — проверить условия труда на рабочих местах и то, как работодатель соблюдает нормы трудового законодательства (ст. 218, 370 ТК). Представители имеют право беспрепятственно посещать все подразделения организации и контролировать, насколько безопасно организован трудовой процесс. Для обсуждения итогов профсоюзы могут приглашать представителей работодателя, органов государственной власти, местного самоуправления и требовать устранить выявленные нарушения.

После проверки у работодателя есть неделя, чтобы отчитаться о принятых мерах и результатах. Если нарушения угрожают жизни и здоровью работников, профсоюз требует немедленно устранить проблему. Также общественные контролеры вправе обратиться в ГИТ, чтобы работодатель принял неотложные меры (ст. 17, 19, 20 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ).

Контролеры могут проверять организацию и выявлять нарушения вместе со службой охраны труда. Такая практика помогает эффективнее следить, как работает действующая СУОТ, и быстро корректировать ее при необходимости. Общественные контролеры и специалисты по охране труда могут совместно анализировать причины производственного травматизма и заболеваний, а также готовить предложения по улучшению условий труда.

Пример. При входе в химическую лабораторию находился аппарат, который замешивает компаунд. Машина работала круглосуточно и издавала монотонный звук и едкий запах. При беглом осмотре этого не было заметно, но сотрудникам аппарат мешал — после рабочего дня болела голова. Работники постеснялись жаловаться специалисту по охране труда, но рассказали давно знакомому общественному контролеру. Он совместно со службой охраны труда подготовил работодателю предложение о переносе аппарата в отдельное помещение подальше от рабочих мест.

Какие документы ведут в рамках общественного контроля

В процессе общественного контроля оформляют и ведут документы, которые утвердил профсоюз в локальных актах организации. Унифицированного списка нет, только рекомендации. Например, есть форма представления о нарушениях, которое рекомендуют выдавать руководителям структурных подразделений по результатам проверки (ст. 370 ТК, п. 4.6 Рекомендаций, утв. постановлением Минтруда от 08.04.1994 № 30).

Если контроль проводит уполномоченный по охране труда профессионального союза, он периодически отчитывается на собрании профсоюза и предоставляет отчет о своей работе (п. 1.10 Типового положения, утв. постановлением исполнительного комитета федерации независимых профсоюзов от 18.10.2006 № 4–3, и приложение № 1 ). В отчете указывают количество проверок, выявленных нарушений, выданных предложений, состояние травматизма и пр. 

Как накажут руководителя, который мешает деятельности общественных контролеров

За нарушение прав профсоюзов работодателя могут привлечь к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (ст. 30 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ). Штраф наложат в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП — на организацию от 50 до 80 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств могут применить статью 5.27 — на организацию от 30 до 50 тыс. руб. Если работодатель уклоняется от требований работников, например, не предоставляет помещение для собраний или не допускает ко всем рабочим местам организации, могут применить статью 5.32 КоАП — штраф до 3 тыс. руб.

Руководители структурных подразделений или их заместители, которые игнорируют или мешают общественным контролерам, могут получить от работодателя дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 ТК). Кроме того, уволить на этих основаниях можно и самого руководителя организации, например, по решению учредителей юридического лица.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Где в законе закреплен общественный контроль

Статья «Общественный контроль за охраной труда» была частью Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ — его отменили. Больше статьи с дословным названием в законы не вводили. Сейчас по смыслу и содержанию отмененную норму заменяет статья 370 ТК. Кроме того, общественный контроль предусматривают Федеральный закон о профессиональных союзах и Типовые положения о комитете и уполномоченном по охране труда (Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ; Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, утв. приказом Минтруда от 24.06.2014 № 412н; Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утв. постановлением исполнительного комитета Федерации независимых профсоюзов от 18.10.2006 № 4–3; Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утв. постановлением Минтруда от 08.04.1994 № 30).

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
Может ли профсоюз создать свою инспекцию труда?
Может, если штат организации более 1000 человек
Может, если штат организации менее 1000 человек
Да, может в любом случае