ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2025года
Обучение по охране труда
организация обучения

Обучение новичка: как упростить работу ответственным

Евгений ПОЛКОВНИКОВ, главный государственный инспектор труда

Последовательность процедур по обучению работников в законе строго не регламентировали. Специалист по ОТ может использовать это для того, чтобы эффективно распределить нагрузку на ответственных за стажировку и обучение. Как можно менять последовательность процедур и когда это удобно, объяснили далее.

Проводить первичный инструктаж после обучения по ОТ

Если на обучение по охране труда новых работников направляет специалист по ОТ, удобнее это делать сразу после вводного инструктажа. Когда обученный работник вернется к вам с протоколами успешной проверки знаний, направьте его к непосредственному руководителю на первичный инструктаж и стажировку. Так работник сразу после изучения теоретического материала приступит к отработке практических навыков. Вариативность последовательности первичного инструктажа смотрите на схеме 1.
Схема 1. Последовательность процедур обучения по ОТ

Организовать стажировку параллельно с обучением оказанию первой помощи и применению СИЗ

Законом не урегулировали, когда обучать работника оказанию первой помощи и применению СИЗ — до или после стажировки. До допуска к стажировке обязательно проводить только инструктажи и обучение требованиям ОТ (п. 25 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464; далее — Правила № 2464).

Во время стажировки работники фактически уже выполняют свои трудовые обязанности под руководством ответственного лица. Новички сразу могут помогать непосредственным руководителям выполнять задачи без допуска к самостоятельной работе. Это увеличивает общую производительность, так как работники успевают больше.

Ответственный обычно проводит стажировку несколько полных рабочих смен, минимум — две. В это время он полностью занят стажировкой новых работников вместо своих основных обязанностей. Снизить нагрузку на ответственного можно, если проводить процедуру не более половины смены в день. Это отсрочит допуск новичка к самостоятельной работе, однако во второй половине смены его можно обучать по программам оказания первой помощи и применения СИЗ. Время, которое закладывали на стажировку и обучение, не изменится, но снизится нагрузка на ответственных лиц за эти процедуры. Очередность процедур обучения по ОТ смотрите на схеме 2.
Схема 2. Обучение оказанию первой помощи и применению СИЗ параллельно стажировке

Распределите время в программах пропорционально, если обучаете работников внутри организации оказанию первой помощи и применению СИЗ параллельно со стажировкой. Например, на стажировку запланируйте по четыре часа в смену, а на обучение оказанию первой помощи и применению СИЗ — по два.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Как выявят нарушения в последовательности обучения

Инспектор ГИТ запросит локальный порядок обучения, который утвердили в вашей организации, и проверит его выполнение. Поэтому при обучении строго соблюдайте требования, которые в нем зафиксировали. Если планируете изменить что-то в процедурах по обучению, сначала скорректируйте ЛНА, чтобы не вызвать вопросов со стороны инспектора. Используйте электронный чек-лист, чтобы проверить, правильно ли организовали процедуру в компании.

Олег ШЕСТАКОВ, начальник отдела надзора и контроля в сфере охраны труда Роструда

Скачать:

Чек-лист. Проверка процедуры обучения по ОТ (в формате PDF) 

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.