
Как сократить расходы на СИЗ из ЕТН: опыт коллеги, которая сэкономила работодателю миллион рублей
Я работаю в компании, которая продает и доставляет предприятиям промышленную химию. В начале 2024 года начала подготовку к переходу на ЕТН и задумалась, как исключить необходимость применять некоторые СИЗ. На защиту работников, которые обслуживают автоцистерны и танк-контейнеры, всегда тратили много денег, поэтому директор поддерживает любые идеи по законному сокращению расходов. Прошел год, и теперь я могу поделиться успешным опытом, как и на чем получилось сэкономить.
Как и от каких СИЗ легально отказались
Основная причина, по которой выдают СИЗ из приложения № 2 ЕТН, — наличие идентифицированных опасностей, поэтому я решила исключить их или снизить уровни профрисков с помощью средств коллективной защиты (далее — СКЗ). Чтобы понять, где это возможно, организовала внеплановую ОПР, а также целевые проверки по каждой опасности. Проанализировала результаты мероприятий и сделала вывод, что можно убрать СИЗ от падения с высоты из Норм выдачи, если установить подходящие СКЗ.
В интернете начала поиски СКЗ, которые исключат риск падения работников с высоты, и нашла складной переходный мостик с ограждениями. Изучила принцип работы и эксплуатационную документацию и поняла, что по нему можно переходить с эстакады слива-налива на цистерну и безопасно обслуживать ее без страховочных систем. Предложила директору закупить мостик, когда ознакомилась с его преимуществами:
- модульная конструкция, которая упрощает установку, обслуживание и ремонт;
- ограждения на промежуточной высоте и на уровне ступней;
- нескользящие ступени, которые выравниваются автоматически.
Производители предлагают различные модели переходных мостиков, но для нас были важны два критерия — количество ступеней и длина конструкции. Также обращала внимание на наличие кольца, которое окружает работников и обеспечивает их безопасность, когда они находятся на цистерне. После согласования с директором закупили и установили модель «МП-4».
Сколько и на чем сэкономили за год
Через год после того, как установили переходный мостик, оценила экономию компании на СИЗ, чтобы убедить работодателя внедрять новые СКЗ. Выделила категории, на которые потратились бы в случае применения СИЗ, и подсчитала расходы по каждой. Учитывала цены на товары и услуги в регионе, где работает компания, — в Нижегородской области. Цифры расходов смотрите в общей таблице.
Сравнение расходов на СКЗ и СИЗ за год
Статья в тему
Закупка и обслуживание СИЗ. Чтобы без СКЗ обеспечить безопасность работников, которые обслуживают цистерны, по пункту 1.2 приложения № 2 ЕТН пришлось бы закупить горизонтальную анкерную линию и пятиточечные страховочные привязи. Одновременно на цистерне работают максимум два человека, поэтому в расходы включаем две привязи. Также для перемещения работникам понадобятся захваты ползункового типа или карабины.
СИЗ от падения с высоты нужно периодически обслуживать, поэтому в расчетах учла расходы на ремонт и испытания в специализированной лаборатории. Отремонтировать элементы крепления страховочной привязи допустимо, но СИЗ придется заменить, если порвутся, износятся, распушатся или покроются плесенью тканые детали. Расходы на замену страховочной привязи также включила в расчеты.

Обратите внимание
Работников обучают в отрыве от производства, что приводит к убыткам компании
Установка анкерной линии. Процедура дорогостоящая, так как требует работы нескольких специалистов из разных направлений. Одни разрабатывают подробный проект, в котором определяют места посадки линий и дополнительные конструкции, а другие занимаются монтажом с учетом глубины падения, наличия выступающих объектов и т. д.
Обучение. С правилами работы с СКЗ работников ознакомили на инструктаже, а для применения страховочных привязей их обязательно направляют на обучение с отработкой практических навыков (разделы V, VI Правил № 2464, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464). Поэтому в расходы включила очное обучение для действующих работников и новых с учетом текучки кадров.
за правильный ответ

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА