Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
Текст документа
Полный текст Федерального закона № 426-ФЗ можно прочитать здесь.
Часть 1 статьи 6 Закона № 426-ФЗ, или Какие права имеет организация, проводящая спецоценку
Что написано в законе
-
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:
- Отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
- Обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.
Что это означает на самом деле
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:
- Отказаться от проведения спецоценки в компании, если в процессе возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников. Порядок отказа должен быть установлен гражданско-правовым договором с работодателем – заказчиком спецоценки.
- Подавать жалобы на предписания, выдаваемые трудовыми инспекторами, их вышестоящему руководству, а также в суд.

Порядок отказа от проведения спецоценки в Законе четко не прописан. Поэтому его необходимо оговорить в тексте гражданско-правового договора между работодателем и организацией, проводящей СОУТ.
Часть 2 статьи 6 Закона № 426-ФЗ, или Какие обязанности имеет организация, проводящая спецоценку
Что написано в документе
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:
- Предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
- Предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
- Применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
-
Не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:
- не предоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
- отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;
- Хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Что это означает на самом деле
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:
- По требованию работодателя, представителя профсоюза или другого представителя работников предоставлять обоснования результатов спецоценки, разъяснять работникам вопросы, которые возникают у них по поводу проведения СОУТ;
-
По требованию работодателя предоставлять документы, которые подтверждают право организации проводить спецоценку. К этим документам относятся:
- уставные документы, в которых указано, что спецоценка является одним из основных видов деятельности;
- трудовые договоры не менее чем с пятью с экспертами, которые проводят спецоценку;
- документы о высшем образовании экспертов, в числе экспертов должны быть: один врач по общей гигиене, один врач по гигиене труда и один врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- сертификаты экспертов, подтверждающие их право на проведение спецоценки;
- штатное расписание и Положение о структурном подразделении, которые подтверждают наличие структурного подразделения – аккредитованной испытательной лаборатории;
- Применять методы исследований иметодики измерений, утвержденные Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Применять средства измерений, которые прошли проверку и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
-
Не приступать к проведению спецоценки либо приостанавливать ее, если:
-
работодатель не предоставил:
- необходимых сведений, документов и информации, которые оговорены гражданско-правовым договором и характеризуют условия труда на рабочих местах;
- разъяснений по вопросам проведения специальной оценки;
- работодатель отказался обеспечить условия, которые установлены гражданско-правовым договором и необходимы для исследований и измерения вредных и опасных производственных факторов;
-
работодатель не предоставил:
- Хранить коммерческую, государственную и другие виды тайн, охраняемые законом, если они стали известны в ходе проведения спецоценки.
Узнать о средствах измерения, допущенных до использования, можно на сайте Фонда.
Статья в тему
Трудовой кодекс. Раздел X «Охрана труда». Статья 209. Основные понятия (№1, 2014)
Статья 7 Закона № 426–ФЗ, или Для чего могут быть применены результаты проведения СОУТ
Что написано в документе
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
- Разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- Информирования работников об условиях труда на рабочих местах о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- Обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- Осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- Организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- Установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
- Установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- Расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- Обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- Подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- Решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- Рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- Определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- Принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- Оценки уровней профессиональных рисков;
- Иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Что это означает на самом деле
Результаты специальной оценки условий труда могут применяться для того, чтобы:
- Разработать и реализовать мероприятия, которые направлены на улучшение условий труда работников;
-
Информировать работников:
- об условиях труда на рабочих местах;
- о существующем риске их здоровью;
- о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
- о полагающихся гарантиях и компенсациях за вредные и опасные условия труда;
- Обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, а также оснастить рабочие места средствами коллективной защиты, к примеру, установить вытяжную вентиляцию;
- Контролировать состояние условий труда на рабочих местах;
-
Организовать обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, перечисленные в статье 213 Трудового кодекса;
Пояснение
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры положены для лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (в том числе, на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, работникам в возрасте до 21 года, сотрудникам организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений и некоторым другим. -
Установить работникам гарантии и компенсации, предусмотренные статьями 92, 117 и 147 Трудового кодекса;
Пояснение
Гарантии и компенсации работникам в виде сокращенного рабочего времени, дополнительного отпуска, размера денежной компенсации можно закрепить в трудовом договоре. - Определить и установить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
-
Рассчитать скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Пояснение
Чтобы рассчитать скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование, нужно обратиться к Методике расчета, утвержденной приказом Минтруда от 1 августа 2012 г. № 39н. В формуле, которая утверждена данным документом, содержится коэффициент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя. Чтобы получить размер коэффициента, нужно из количества аттестованных рабочих мест вычесть количество не аттестованных. Затем полученную разницу разделить на общее количество рабочих мест в организации.
Обратите внимание, в документе термин «аттестация рабочих мест» пока не заменен на «специальную оценку условий труда». Минтруд России не уточнял возможность применения Методики после вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда». -
Обосновать финансовые затраты на улучшение условий и охраны труда, в том числе, за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Внимание!
Пример обоснования мы приведем в одном из следующих номеров
-
Подготовить статистическую отчетность об условиях труда;
Пояснение
Форма статистической отчетности 1-Т (условия труда) утверждена приказом Росстата от 29 августа 2013 г. № 349. -
Установить связь между заболеваниями, возникшими у работников, и воздействием на них вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, а также расследовать несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;
Пояснение
Порядок расследования несчастных случаев установлен статьей 229.2 Трудового кодекса, а профессиональных заболеваний – постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967. -
Рассматривать и урегулировать разногласия, связанные с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем или их представителями;
Пояснение
Разрешение разногласий может быть проведено путем переговоров между сторонами конфликта путем привлечения трудовой инспекции или рассмотрения спора в суде. -
Определить виды санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объем и условия, на которых они предоставляются, например, определить количество и места расположения комнат для отдыха, душевых, места для питания, медицинских пунктов на территории работодателя, необходимость проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
Пояснение
Определить, какие виды медицинского обслуживания необходимы работникам (предварительный и периодический медосмотры, необходимость и количество здравпунктов на территории работодателя, санаториев-профилакториев и т. д.), необходимость создания на территории работодателя комнат отдыха, личной гигиены, столовых и пр. -
Установить ограничения для отдельных категорий работников, которые предусмотрены трудовым законодательством;
Пояснение
Закрепить в локальных нормативных актах ограничение или невозможность выполнения тяжелых работ, например, женщинами (ст. 253 ТК РФ), работниками в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК РФ). -
Оценить уровни профессиональных рисков;
Пояснение
От класса профессионального риска зависит размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование. Например, для класса I он составляет 0,2 % к начисленной оплате труда, а для класса XXXII – 85 %. - Достигнуть других целей, которые будут поставлены Правительством РФ после того, как будет установлен порядок проведения спецоценки для отдельных категорий рабочих мест.
В следующем номере:
продолжим переводить нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и расскажем:
- об организации специальной оценки условий труда;
- о порядке проведения спецоценки.

Работодатель наказан за то, что проверил знания по охране труда собственной комиссией
Работодатель вправе обучать своих работников правилам охраны труда собственными силами. Для этого ему необходимо создать специальную комиссию. Но в некоторых случаях необходимо очень внимательно относиться к ее составу. В противном случае можно получить очень крупный штраф.
Суть дела
По результатам проверки в ООО «Раскон», которое выполняет буровые и горнопроходческие работы, инспектор Ростехнадзора выдал предписание. В нем он требовал провести аттестацию работников по охране труда с участием представителя Ростехнадзора. Спустя два месяца прошла внеплановая проверка. Однако предписание не было исполнено. Поэтому работодателя оштрафовали на 400 000 рублей.
Работодатель просил вышестоящее руководство Ростехнадзора отменить наказание, но получил отказ. После этого он подал жалобу в Арбитражный суд г. Москвы. Судьи признали правоту Ростехнадзора. ООО «Раскон» на этом не остановилось и еще дважды обращалось в вышестоящие судебные инстанции. Окончательное решение было принято Федеральным арбитражным судом Московского округа.
Позиция Работодателя
Работодатель утверждал, что, получив предписание инспектора, предпринял все необходимые меры, чтобы провести внеочередную проверку знаний работников по охране труда, как это предписано законом. Он приглашал на заседание комиссии представителя Ростехнадзора, что подтверждается письмом от 13 июля 2012 года № 736. Однако тот не явился. Поэтому работодатель не виноват в том, что представитель ведомства отсутствовал.
Таким образом, все возможные меры для исполнения предписания были приняты. А поскольку вредных материальных последствий не наступило, нарушение можно признать малозначительным. Кроме того, инспектор Ростехнадзора самовольно трактует правила безопасности при строительстве подземных сооружений. Требования этого документа не могут быть применены к проверке знаний рабочих.
На этом основании следует освободить работодателя от административной ответственности.
Позиция Ростехнадзора и суда первой инстанции
Арбитражный суд Москвы указал, что работодатель должен подчиняться Правилам безопасности 03-428-021 (далее – Правила), поскольку они распространяются на организации всех видов собственности и ведомственной подчиненности, участвующие в строительстве подземных сооружений, их капитальном ремонте и реконструкции.
Пункт 1.3.4 Правил требует от работодателя проводить аттестацию всех вновь принятых на работу сотрудников. При этом в аттестационной комиссии должен присутствовать представитель Ростехнадзора.
В дальнейшем переаттестация проводится каждые три года экзаменационной комиссией, в работе которой также должен принять участие представитель Ростехнадзора.
Плановой проверкой было установлено, что представитель Ростехнадзора во время повторной аттестации работников по охране труда не присутствовал. Поэтому предписание инспектора выдано законно.
Также в суде установлено, что у работодателя имелись все возможности, чтобы устранить выявленные нарушения. Однако к моменту внеплановой проверки он не предпринял все зависящие от него меры, чтобы выполнить требование закона. Довод работодателя о том, что представитель Ростехнадозра не явился на заседание комиссии, судом признан необоснованным. Как следует из письма заявителя, сотрудник контролирующего ведомства был приглашен для участия в работе комиссии в 19.00 час. В то же время, как следует из информации на сайте ведомства, трудовой день Ростехнадзора заканчивается в 17.00 часов.

Получив предписание инспектора, работодатель может либо согласиться с требованиями и выполнить их, либо обжаловать действия инспектора у вышестоящего начальства или в суде. Обращаясь за защитой в суд, нужно учитывать, что понятия «малозначительность» или «несущественность» среди нормативных требований по обеспечению безопасных условий отсутствуют.
Малозначительным правонарушение может быть признано в исключительных случаях, если оно не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям2. Однако высокий размер санкций за указанное правонарушение означает его повышенную опасность для интересов граждан. Существенная угроза от данного нарушения заключается не в наступивших материальных последствиях, а в пренебрежительном отношении работодателя к исполнению своих обязанностей, в том, что отсутствует необходимый контроль со стороны должностных лиц.
Отсутствие вредных материальных последствий не говорит о малозначительности правонарушения. Исключительных обстоятельств, которые бы свидетельствовали в пользу работодателя, судом не установлено. Поэтому довод заявителя о незначительности нарушения отклонен.
Что решил апелляционный и кассационный суд
Судьи признали правоту своих коллег и поддержали позицию Ростехнадзора. Они подтвердили – материалами дела доказано, что работодатель проверил знания инструкций по охране труда своих работников собственной комиссией, но без участия представителя межтерриториального управления Ростехнадзора. Это явилось нарушением пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.1.4 и 1.3.4 Правил. Нарушения в установленный инспекторами Ростехнадзора срок он не устранил. Хотя для этого имелись все возможности.
Вина работодателя подтверждается его действиями. Так, он пригласил представителя контролирующего ведомства на заседании комиссии без учета продолжительности рабочего времени сотрудников Ростехнадзора. Хотя эти сведения о режиме работы размещены на официальном сайте МТУ Ростехнадзора в свободном доступе. Таким образом, заявитель мог согласовать время, когда нужно провести заседание комиссии, чтобы представитель Ростехнадзора принял в нем участие. Но не стал этого делать.
В кассационной жалобе работодатель ссылается на то, что не было установлено фактов недостаточных знаний правил охраны труда его работниками. Также не выявлены нарушения правил и норм промышленной безопасности по эксплуатации опасных производственных объектов. Поэтому требования Ростехнадзора не обоснованы, а штраф выписан незаконно.
Однако данную позицию суд считает ошибочной, основанной на неверном толковании норм закона.
Следовательно, работодатель правильно привлечен к ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Запомните главное
1 Работодатель вправе проводить проверку знаний работников по охране труда собственной комиссией. Однако он должен учитывать требования документов, которые устанавливают особые правила для отдельных отраслей экономики.
2 Внимательно читайте документы, устанавливающие особенности, по которым проводится аттестация сотрудников по охране труда. Особенно в той части, где происходит пояснение, на кого распространяются эти правила, кто должен проходить по ним проверку знаний и какие категории работников.
3 Приглашая для участия в работе аттестационной комиссии представителей, например, Ростехнадзора, учитывайте режим работы ведомства. После окончания своего рабочего дня инспектор к вам не придет и будет прав.
4 Если инспектор выдал предписание, примите все меры, чтобы его исполнить. В противном случае работодателю грозит штраф, который в отдельных случаях исчисляется не десятками, а сотнями тысяч рублей.
Решение
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2013 г. по делу № А40-136820/12-120-1351
2 Пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях».

Как улучшить охрану труда на деревообрабатывающих предприятиях: опыт Иркутской области
Правовая база
Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь
Обрабатывающие организации – одни из основных в Иркутской области
По данным Росстата, в Иркутской области на начало 2013 года было зарегистрировано 59 300 организаций. Большая часть из них заняты в сфере оптовой и розничной торговли, строительства, промышленности и обрабатывающих производств.
Таблица 1. Количество предприятий в Иркутской области на начало 2013 г.
Общее количество организаций | Обрабатывающих предприятий | Занятых на обработке древесины (кроме мебели) |
---|---|---|
59 300 | 4467 | 887 |
По тем же статистическим данным, удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составлял 41 процент (89 900 человек). Из них 49,7 процента – работники обрабатывающих производств, что является самым высоким показателем среди всех организаций с вредными условиями труда. Учитывая, что деревообработка относится к вредным видам производства, существенная доля занятых во вредных условиях приходится на деревообрабатывающие организации.
Отмечается рост занятости к началу 2013 года во вредных условиях труда. Наиболее вероятной причиной этого являются результаты аттестации, которые прошли во многих организациях в течение 2012 года. Кроме того, отрицательное влияние на динамику оказывает система управления охраной труда. До настоящего времени она в основном ориентирована на компенсацию и устранение последствий производственных трав, а не на предупреждение несчастных случаев и профилактику профзаболеваний.
Что показали проверки по охране труда
Анализ результатов проверок, проведенных ГИТ Иркутской области, показывает, что наиболее частыми нарушениями являются:
- отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда;
- руководители и специалисты не проходят обучение по охране труда и проверку знаний по охране труда;
- работникам не проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;
- эксплуатируются станки и оборудование, не соответствующее предъявляемым к ним требованиям безопасности;
- работники не обеспечиваются сертифицированной спецодеждой;
- отсутствует достаточный контроль со стороны должностных лиц за правильностью применения спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
В ходе проверок также выявлено низкое техническое состояние оборудования, низкая квалификация и исполнительская дисциплина как среднего руководящего звена, так и рядового состава.
По итогам проверок трудовая инспекция применяет меры воздействия к нарушителям.
Таблица 2. Меры, принятые в 2013 году к нарушителям правил охраны труда
Штраф | 1335 руководителей и организаций |
Отстранение от работы | 558 работников |
Временное приостановление деятельности | 6 единиц оборудования |
Общая сумма штрафов в 2013 году составила 9 млн 890 тыс. рублей, что на 50 процентов больше, чем в 2012 году.
Несчастные случаи и их причины
Статистика по несчастным случаям на производстве не радостная. Сравнение количества происшествий за 2012 и 2013 годы говорит о росте их числа.
Таблица 3. Количество несчастных случаев
Несчастные случаи | 2012 год | 2013 год |
---|---|---|
Со смертельным исходом | 53 | 70 |
Тяжелые | 133 | 121 |
Групповые | 14 | 21 |
Всего | 200 | 213 |
Причем наибольшее количество несчастных случаев произошло в строительной отрасли, в лесной и лесоперерабатывающей отраслях.
Сложившаяся тенденция говорит о том, что необходимо обратить на это самое серьезное внимание, еще раз проанализировать причины, приведшие к такому увеличению травматизма.
Основными причинами несчастных случаев являются:
- нарушение технологического процесса;
- неудовлетворительная организация производства работ;
- нарушение правил дорожного движения;
- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
- нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда.
Меры, принимаемые для изменения ситуации
Чтобы улучшить ситуацию с охраной труда, в частности на деревообрабатывающем производстве, Минтруд по Иркутской области, трудовая инспекция, местные органы власти:
- координируют работу служб охраны труда работодателей, оказывают им методическую помощь1;
- проводят обучение и проверку знаний работников, руководителей и специалистов в области охраны труда;
- занимаются анализом состояния охраны труда, причин несчастных случаев на производстве;
- организуют учет потребности в средствах индивидуальной защиты;
- проводят конкурсы среди работодателей на лучшую систему охраны труда2.
Работу министерства, инспекции, органов власти координирует межведомственная комиссия по охране труда3.
В большинстве случаев по итогам проверок трудовой инспекцией с работодателями проводятся совещания. На регулярные заседания областной и районных межведомственных комиссий по охране труда приглашаются руководители предприятий. Здесь рассматриваются проблемы работодателей и травматизм на предприятиях. Кроме этого, на заседаниях комиссий проводятся награждения руководителей и специалистов предприятий.
Для дополнительного стимулирования предприятий, которые полностью выполняют требования трудового законодательства, выдается «Сертификат доверия работодателю». С 2008 года по настоящее время вручено 168 сертификатов доверия.
Как улучшили охрану труда в деревообрабатывающей промышленности
Кроме усилий со стороны государственных органов, улучшением положения работников занимались и сами работодатели. Удачный опыт в области улучшения ситуации в охране труда имеют несколько организаций деревообрабатывающей промышленности. Сред них ООО «Илимлестранс», ООО «Сибиряк» и ООО «ТМ Байкал».
Первое из них специализируется на доставке работников Усть-Илимского лесопромышленного комплекса на работу и с работы, а также перевозки грузов. Второе – на изготовлении изделий из древесины. Третье занимается производством пиломатериалов и заготовок из древесины.
Как решали проблемы охраны труда в ООО «Илимлестранс»
Нужно отметить, что организация не задействована в непосредственной обработке древесины и создана для доставки сотрудников Усть-Илимского лесопромышленного комплекса на работу и с работы, а также для перевозки грузов. В организации имеется большой парк автобусов, легковых и грузовых автомобилей различного назначения.
Особенность охраны труда в организации связана с повышенной степенью опасности при эксплуатации автомобильного транспорта, ведущейся в сложных климатических условиях.
В организации создана система управления охраной труда. Ее цель - обеспечить безопасность всех работников;комфортные условия их труда и санитарно-бытовые условия;промышленную безопасность во время перевозки опасных грузов и эксплуатации опасных производственных объектов;пожарную безопасность.
Чтобы уменьшить производственный травматизм в организации, разработаны несколько направлений деятельности:
- планирование и финансирование мероприятий охраны труда;
- постоянная работа с персоналом;
- устранение и уменьшение опасных и вредных производственных факторов;
- обеспечение технической и пожарной безопасности зданий, сооружений, оборудования;
- организация предрейсового и послерейсового контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение;
- использование средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение в установленные сроки надлежащих испытаний оборудования, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, автогидроподъемников;
- соблюдение режимов труда и отдыха;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда;
- систематический производственный контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
Для оценки фактических условий труда в организации аттестовали все рабочие места. Работники обеспечены сертифицированной спецодеждой и обувью, смывающими и обеззараживающими средствами. При этом для приобретения СИЗ используется финансирование ФСС России. На улучшение условий труда работодатель тратит 2,5 млн рублей.
Кроме того, на весь автотранспорт организации установлены системы ГЛОНАСС/GPS. Почти все автомобили оборудованы тахографами. При помощи последних удается четко соблюдать режим труда и отдыха водителей, что положительно сказывается на количестве нарушений ПДД и несчастных случаев на производстве.
Для контроля скоростного режима водителями отдел охраны труда совместно с ГИБДД проводит совместные рейды. Кроме того, в процессе обучения охране труда уделяется особое внимание безопасности движения на территории филиала ОАО «Группа «Илим» (г. Усть-Илимск), который является основным заказчиком для ООО «Илимлестранс».
Благодаря проводимым мерам по охране труда ООО «Илимлестранс» победило в областном конкурсе на лучшую организацию охраны труда.
Общество с ограниченной ответственностью «Сибиряк»
ООО «Сибиряк» относится к малым предприятиям. В его штате состоит всего 25 человек, а условиями труда поручено заниматься инженеру по охране труда. Основным видом деятельности организации является производство мебели.
Особенность охраны труда в организации в том, что необходимо учитывать шумность работ, пыль в производственных помещениях, высокую пожароопасность материалов, наличие в воздухе испарений от клея на отдельных участках работ.
Ежегодно в организации разрабатывают план мероприятий по охране труда. В него включены следующие задачи:
- улучшение условий труда работников;
- доведение уровня безопасности до требований, которые закреплены в федеральных, региональных и отраслевых нормах по охране труда;
- разработка и совершенствование правил и инструкций по охране труда;
- приобретение сертифицированных СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств.
Кроме того, для пропаганды среди работников правил безопасного выполнения работ в организации один раз в квартал проводятся дни охраны труда. Их периодичность определяется отдельным положением, а конкретная дата – приказом работодателя.
В дни охраны труда комиссия работодателя проверяет реальное состояние условий работы:
- выполняются ли работниками требования охраны труда;
- в каком состоянии находятся санитарно-бытовые помещения;
- состояние предохранительных устройств производственного оборудования;
- обеспеченность персонала средствами СИЗ и пожаротушения;
- наличие аптечек первой медицинской помощи и т. д.
По итогам дня охраны труда работодатель издает приказ, где отражает выявленные нарушения и перечисляет меры, которые необходимо принять для их устранения.
Помимо результатов, полученных во время аттестации рабочих мест, проводятся регулярные замеры запыленности и шума на рабочих местах. Это позволяет оперативно улучшать условия труда.
К выдаче спецодежды в организации также подошли творчески. На основании приказа Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н составлен перечень СИЗ, выдаваемых работникам. При этом рабочим, которые совмещают профессии, кроме СИЗ по основной профессии выдают дополнительные. В некоторых случаях выдаются СИЗ, обеспечивающие лучшую защиту. А спецодежду из хлобчатобумажной ткани для защиты от общих загрязнений частично заменили на комбинезоны.
Замена устаревшего оборудования также положительно влияет на условия труда, поскольку новое имеет более высокий уровень автоматизации и более совершенные средства защиты работников от травм. При этом вводятся новые правила охраны труда, которые учитывают изменившиеся условия.
Чтобы исключить увеличение запыленности помещений, ежедневно проводится влажная уборка.
Работодатель организует для сотрудников предварительные и периодические медицинские осмотры за счет организации.
В целом на улучшение условий труда в организации в 2012 году потрачено 0,8 процента от суммы затрат на производство.
ООО «Сибиряк» ежегодно принимает участие в конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда в Иркутской области, а в 2011 году стало победителем в номинации «Лучшая организация в сфере лесного хозяйства и предоставления услуг в этой области, обработки древесины и производства изделий из дерева».
Общество с ограниченной ответственностью «ТМ-Байкал»
Основной вид деятельности организации – производство пиломатериалов и заготовок, деталей, технологической щепы. Это крупное предприятие, в котором трудится около 500 человек.
За состояние охраны труда отвечает специалист по охране труда. Большое внимание уделяется обучению работников охране труда. Для этого создана и функционирует комиссия по охране труда. На все рабочие места разработаны инструкции по охране труда.
Все вновь принимаемые сотрудники проходят вводный инструктаж по охране труда, пожарно-технический минимум, первичный инструктаж на рабочем месте. Повторный инструктаж проводится силами организации один раз в квартал. Кроме того, раз в год работники, использующие грузоподъемные механизмы, проходят обучение по пожарно-техническому минимуму. Их также обучают правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Каждые три года в учебном центре проводится обучение и аттестация специалистов и инженерно-технических работников по охране труда и промышленной безопасности. В 2012 году обучено 43 человека и за 9 месяцев 2013 года – 79 человек.
На мероприятия по охране труда ежегодно тратятся значительные суммы.
Таблица 4. Расходы на охрану труда
Период | Сумма расходов, руб. на одного работника |
---|---|
2012 г. | 12 500 |
2013 г. | > 13 500 |
В 2012 году на приобретение СИЗ было потрачено около 6 000 рублей.
В организации все рабочие места прошли аттестацию по условиям труда. По ее результатам работникам предписано проходить периодические медосмотры. Ежегодно расходы на медицинские осмотры возрастают.
Таблица 5. Расходы на медосмотры работников
Период | Сумма расходов, руб. |
---|---|
2102 г. | 500 000 |
2013 г. | >700 000 |
При этом все работники прошли полагающиеся медобследования. Кроме того, работникам организована вакцинация от клещевого энцефалита.
В организации действует программа добровольного медицинского страхования. Она предусматривает возможность лечения острых и хронических заболеваний, оказания стоматологической помощи, санаторно-курортного лечения.
Таблица 6. Количество работников, отдохнувших в санаториях
Период | Количество отдохнувших человек |
---|---|
2012 г. | 78 |
9 месяцев 2013 г. | 72 |
Кроме того, в организации ведется просветительская работа: выписываются журналы по охране труда, видеофильмы.
В результате проводимых мероприятий удалось снизить число несчастных случаев. Так, в 2011 году произошло два происшествия, а в 2013 году – ни одного.
Задайте свой вопрос!
Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.
Самые необходимые нормативные акты
Документ | Поможет вам |
---|---|
Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» | Уточнить порядок приобретения и выдачи работникам средств индивидуальной защиты |
Постановление мэра г. Иркутска от 9 февраля 2009 г. № 031-06-339/9 | Выяснить, как разработать систему охраны труда |
Постановление Правительства Иркутской области от 5 августа 2011 г. № 231-пп | Узнать, как организуют конкурсы по охране труда среди работодателей |
Распоряжение Правительства Иркутской области от 7 мая 2013 г. № 190-пр | Уточнить, какой может быть состав межведомственной комиссии по охране труда |
2 Постановление Правительства Иркутской области от 5 августа 2011 г. № 231-пп «Об утверждении положения о конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда в иркутской области».
3 Распоряжение Правительства Иркутской области от 7 мая 2013 г. № 190-пр «О составе областной межведомственной комиссии по охране труда».
