ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2014года
Полезная шпаргалка

Полный перечень изменений, которые повлек за собой закон о спецоценке

Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2014  г.

Что изменилосьКак было Как стало
Появился способ расчета квоты для приема на работу инвалидов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов») Не было Чтобы рассчитать квоту для приема инвалидов, в среднесписочную численность организации не включаются работники, занятые во вредных и опасных условиях труда
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к тяжкому повреждению здоровья человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ)
  • Штраф до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года
  • Штраф до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ)
  • Принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
  • Принудительные работы на срок до четырех лет;
  • лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти двух и более человек (ч. 3 ст. 143 УК РФ) Не было
  • Принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Появилось разъяснение, что такое требование охраны труда (примечание к ст. 143 УК РФ) Не было Требования охраны труда – нормы охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах России и субъектов федерации
Установлено соответствие класса вредности на рабочем месте размеру дополнительного страхового тарифа (ч. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») Не было Зависимость размера дополнительного страхового тарифа от класса вредности на рабочем месте:
Подкласс 4 – 8,0 %;
3.4 – 7,0 %;
3.3 – 6,0 %;
3.2 – 4,0 %;
3.1 – 2,0;
2 – 0,0 %;
1 – 0,0%
Изменились правила назначения пенсии (п. 3 ст. 27 Федерального закона 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») Пенсия по старости назначалась за половину стажа работы во вредных условиях К прежнему правилу добавилось новое: период работы после 1 января 2013 года во вредных условиях будет зачтен в стаж для получения льготной пенсии, если в это время работодатель платил страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС»
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях труда (абз. 5 ст. 92 ТК РФ) Продолжительность работы во вредных условиях не может быть больше 36 часов Продолжительность работы не может быть больше 36 часов, если условия труда соответствуют подклассам 3.3, 3.4 и 4 по результатам спецоценки
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях конкретного работника (ч. вторая ст. 92 ТК РФ) Не было Продолжительность работы конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда
Увеличена продолжительность работы во вредных условиях до 40 часов с выплатой компенсации (ч. третья ст. 92 ТК РФ) Не было Продолжительность рабочего времени во вредных условиях может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю.
Основанием служит отраслевое (межотраслевое) соглашение, коллективный договор, а также дополнительное соглашение к трудовому договору. Кроме того, работнику должна быть установлена денежная компенсация
Изменились условия, определяющие продолжительность ежедневной работы во вредных условиях (ч. третья ст. 94 ТК РФ) Коллективным договором можно увеличивать продолжительность ежедневной работы во вредных условиях, если еженедельная при этом не увеличится Продолжительность ежедневной работы во вредных условиях можно увеличить, если это записано в отраслевом соглашении, коллективном договоре и трудовом договоре работника:
  • при 36-часовой рабочей неделе – до 12 часов;
  • при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 часов
Изменился учетный период для суммированного учета рабочего времени во вредных условиях труда (ч. первая ст. 104 ТК РФ) Учетный период при суммированном учете рабочего времени не может превышать 1 год Учетный период при суммированном учете для работников, занятых во вредных условиях труда не может превышать 3 месяца, остальных работников – 1 год
Изменились условия дополнительного отпуска за вредные условия труда (ст. 117 ТК РФ) Дополнительный отпуск положен за работу во вредных условиях, установленных Списками1 и результатами аттестации рабочих мест. Минимальная продолжительность не менее 7 календарных дней установлена Правительством РФ Дополнительный отпуск положен только за условия труда, относящиеся к классам вредности 3.2–3.4 и 4. Минимальная продолжительность  – 7 календарных дней. Большая продолжительность отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора и с учетом результатов спецоценки.
Часть отпуска, превышающая 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией на основании отраслевого соглашения и коллективного договора
Появились требования к экспертам, которые будут проводить специальную оценку условий труда (ст. 351.3 ТК РФ) Не было Специальную оценку условий труда могут проводить аттестованные эксперты, имеющие сертификат на выполнение работ по спецоценке. Порядок их аттестации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.
Введены повышенные коэффициенты, которые увеличивают базу для начисления страховых взносов в ПФР (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212–ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФОМС») Не было Ежегодно база для страховых тарифов в ПФР будет увеличиваться:
в 2015 г. – 1,7;
в 2016 – 1,8;
в 2017 – 1,9;
в 2018 – 2,0;
в 2019 – 2,1;
в 2020 – 2,2;
в 2021 – 2,3
Введены новые размеры дополнительных тарифов в ПФР в зависимости от класса вредности условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС») Не было За работников, которым положена льготная пенсия за работу во вредных условиях, необходимо будет платить страховые взносы по новым тарифам, которые будут зависеть от класса вредности на рабочем месте:
Подкласс 4 – 8,0 %;
3.4  – 7,0 %;
3.3 – 6,0 %;
3.2 – 4,0 %;
3.1 – 2,0;
2 – 0,0 %;
1 – 0,0%.
Классы вредности должны быть установлены по результатам спецоценки
Утратило силу определение «аттестация рабочих мест» (ст. 209 ТК РФ) Аттестация рабочих мест – оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится, чтобы выявить вредные и опасные производственные факторы и провести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда Утратило силу
Больше не действует требование о том, что  проекты строительства должны отвечать нормам охраны труда (ч. первая ст. 215 ТК РФ) Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны отвечать требованиям охраны труда Утратило силу
Одна из целей, для которой проводилась государственная экспертиза условий труда, утратила силу (абз. 3 ч. второй ст. 216.1 ТК РФ) Государственная экспертиза условий труда проводится, чтобы определить, соответствуют ли проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов  требованиям охраны труда Утратила силу
Больше не действует запрет на строительство и реконструкцию без государственной экспертизы условий труда (ч. вторая ст. 215 ТК РФ) Запрещено  строительство, реконструкция и переоснащение технических объектов и внедрение новой техники и технологии без государственной экспертизы условий труда Утратил силу
Изменились основания, по которым работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам (п. 4 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом Это положение утратило силу. Теперь не платить дополнительный страховой тариф можно только в том случае, если по результатам спецоценки условия труда признаны безопасными или допустимыми (1-й или 2-й класс) (п. 2.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»)

Изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 г.

Что изменилосьКак было Как стало
Изменилось название нормы и размер наказания (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Нарушение законодательства о труде и охране труда:
  • штраф на должностных лиц и предпринимателей от 1000 до 5000 руб.;
  • для организации – от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Нарушение трудового законодательства, кроме фактического допуска к работе сотрудника, с которым не оформлен трудовой договор, неправильного оформления трудового договора, а также норм охраны труда:
  • предупреждение или штраф для руководителя и предпринимателей - от 1000 до 5000 руб.;
  • для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.
Новая формулировка ответственности и размер наказания за повторное нарушение трудового законодательства (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ) Повторное нарушение трудового законодательства – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет Нарушение трудового законодательства, кроме фактического допуска к работе сотрудника, с которым не оформлен трудовой договор, неправильного оформления трудового договора, а также норм охраны труда:
  • штраф для руководителя от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет,
  • для предпринимателей от 10 до 20 000 руб.,
  • для юридических лиц от 50 000 до 70 000 руб.

Новая ответственность за нарушения трудового законодательства и правил охраны труда, которая появится с 1 января 2015 г.

СтатьяОтветственность
Допуск к работе сотрудника, если это сделано работником, не имевшим полномочий, и если с сотрудником не хотят заключать трудовой договор (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ)
  • Штраф для граждан от 3000 до 5000 руб., для руководителей от 10 000 до 20 000 руб.
Неправильное оформление трудового договора, уклонение от его оформления или заключение гражданского-правового договора под видом трудового (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ)
  • Штраф для руководителя от 10 000 до 20 000 руб., для предпринимателей от 5000 до 10 000 руб., для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.
Повторный допуск к работе без оформления трудового договора, неправильное его оформление, заключение гражданского-правового договора под видом трудового (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ)
  • Штраф для граждан 5000 руб.;
  • дисквалификация для руководителей на срок от 1 года до 3 лет;
  • штраф для организаций от 100 000 до 200 000 руб.
Нарушение норм охраны труда, кроме нарушений в проведении спецоценки, допуска к работе без инструктажа по охране труда и невыдаче СИЗ (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
  • Предупреждение или штраф для руководителей и предпринимателей от 2000 до 5000 руб.;
  • штраф для организаций от 50 000 до 80 000 руб
Нарушение порядка проведения спецоценки (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
  • Предупреждение или штраф для руководителей и предпринимателей от 5000 до 10 000 руб.;
  • штраф для организаций от 60 000 до 80 000 руб.
Допуск работника к работе без инструктажа по охране труда или без обязательного медосмотра (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
  • Штраф для руководителей и предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб.;
  • штраф для организаций от 110 000 до 130 000 руб.
Не выдача СИЗ работникам (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
  • Штраф для руководителей и предпринимателей от 20 000 до 30 000 руб.;
  • штраф для организаций от 130 000 до 150 000 руб.
Повторное нарушение правил охраны труда, в том числе нарушение порядка проведения спецоценки, допуск сотрудника к работе без инструктажа по охране труда или медосмотра, невыдача СИЗ (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
  • Штраф для должностных лиц от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от 1 года до 3 лет;
  • штраф для предпринимателей от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • штраф для организаций от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда организацией, которая ее проводила (ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ)
  • Штраф для руководителей и экспертов от 20 000 до 30 000 руб.;
  • штраф для организаций от 70 000 до 100 000 руб.
Повторное нарушение, порядка проведения спецоценки (ч. 2 ст. 14.54 КоАП РФ)
  • Штраф для руководителей и экспертов от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • штраф для организаций от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток
Невыполнение в срок предписания трудового инспектора или другого лица, которое проверяет выполнение норм трудового законодательства  (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ)
  • Штраф для руководителей от 30 000 до 50 000 руб.й или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • штраф для предпринимателей от 30 000 до 50 000 руб.;
  • штраф для организаций от 100 000 до 200 000 руб.

Внимание! Если вы провели аттестацию рабочих мест до 1 января 2014 года, ее результаты еще действуют и согласно этим результатам работникам положены льготы за работу во вредных и опасных условиях труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск и денежная компенсация), льготы должны быть сохранены до окончания срока действия аттестации2.

1 Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 № 298/П-22.
2 Пункт 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона “О специальной оценке условий труда”».
3
Март 2014года
Ответы на ваши вопросы

Ответы на ваши вопросы с 3 по 10 марта

Какими нормами следует руководствоваться: Трудовым кодексом или постановлением Правительства РФ?

В конце декабря 2013 г. мы закончили проведение АРМ в организации. В начале января 2014 г. начали процедуру уведомлений работников в связи с изменениями в условиях труда (многие рабочие места получили класс вредности 3.1, 3.2).
Теперь, когда вышли Федеральные законы № 426-ФЗ и № 421-ФЗ, все нормативы изменились. Раньше постановлением Правительства РФ дополнительный отпуск и сокращенная рабочая неделя устанавливались для класса 3.1. Теперь в связи с изменениями в Трудовом кодексе (ст. 92 и 117 ТК РФ) эти компенсации можно устанавливать только с условиями труда класса 3.2, 3.3, 3.4. Что нам делать в этой ситуации? Какой приказ мы должны выпустить? Согласно постановлению Правительства РФ № 870 или согласно Трудовому кодексу?
ВениаминСТЯЖКИН, начальник отдела охраны труда (Миасс).

В общем случае, издавая приказ, вы должны руководствоваться нормами Трудового кодекса, так как они по своему правовому статусу стоят выше постановлений Правительства РФ.
Что касается конкретной ситуации, то работникам нужно установить те компенсации, которые полагались им в момент проведения аттестации рабочих мест. Изменения, внесенные в Трудовой кодекс, которые касаются компенсаций за вредные условия труда, можно применять только после проведения специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

Как определить контингент на прохождение медосмотров?

В какой форме составляется контингент работников на прохождение медосмотров? Как организовать медосмотр за счет средств из фонда социального страхования?
Светлана МАЗНИЦЫНА, начальник отдела охраны труда (Ростов-на-Дону)

Форма списка контингентов нормативными актами не утверждена. Работодатель разрабатывает его самостоятельно (п. 21 приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, далее – Приказ).
Существует только обязательный минимум информации, который должен содержаться в документе. Он указан в пункте 20 Приказа. В него нужно внести:
– наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
– наименование вредного производственного фактора (по перечню факторов, который содержится в приложении № 1 к Приказу), а также вредные факторы, установленные в результате аттестации рабочих мест.
Можно предусмотреть четыре графы: наименование должности и профессии, наименование вредного фактора, номер пункта приложения № 1, периодичность медосмотра.
Чтобы компенсировать расходы на медосмотр из средств ФСС России, нужно до 1 августа текущего календарного года подать заявление в территориальное отделение Фонда. К нему прилагают план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, копию коллективного договора, копию списка работников, которые должны проходить обязательные периодические медосмотры в текущем календарном году, утвержденного работодателем.
Как составить план финансирования мероприятий по охране труда, вы можете прочитать здесь.

Какие приказы должны быть у инженера по охране труда?

Прошу Вас создать образцы приказов, которые необходимы инженеру по охране труда.

Диана БЕЛЯНКИНА, инженер по охране труда (Бугульма)

Перечень приказов по охране труда довольно обширен. Так, необходимо иметь приказы:
– о возложении обязанностей инженера по охране труда на одного из специалистов организации;
– об организации работы по охране труда в 20__ году и назначении лиц, ответственных за состояние охраны труда;
– об обучении и проверке знаний требований охраны труда;
– приказы (распоряжения) по подразделениям о назначении лиц, под руководством которых проходят стажировку вновь принятые работники.
С полным минимальным перечнем таких приказов и других документов по охране труда вы можете ознакомиться здесь.

Какое основание указать в направлении на психиатрическое освидетельствование?

В нашей компании есть склад фармацевтических препаратов. После проверки ГИТ  трудовая инспекция потребовала составить список работников, которые должны проходить психиатрическое освидетельствование. В направлении мы указали «Работники баз и складов продовольственных товаров».
Виктория ШЕСТОВА, руководитель кадрового департамента  (Москва)

Нет, это не верно. В перечне психиатрических противопоказаний для сотрудников, занятых на определенных видах работ, который утвержден постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377, нет указаний на работников аптечных складов. Но ваши сотрудники не относятся и к категории работающих на продовольственных складах. Корректнее было бы указать «работы по хранению наркотических средств и психотропных веществ», если на складах компании такие вещества имеются. Если же нет, то работники проходят обязательный медосмотр, в ходе которого психиатр дает заключение о возможности выполнять работу. Если он обнаружит медицинские противопоказания, то сотрудник будет направлен на психиатрическое освидетельствование во врачебной комиссии1.

Какие категории работников должны проходить предварительный медосмотр при приеме на работу?

У нас в организации нет производства. Работают офисные сотрудники и торговые представители, которые пользуются корпоративным авто (в трудовом договоре они не значатся как водители). По какому принципу определяют категории работников, которые должны проходить предварительный медицинский осмотр при приеме на работу?
Татьяна КОЗЛОВА, специалист по охране труда (Москва)

Предварительный медосмотр при приеме на работу обязаны проходить некоторые категории граждан, например, лица, не достигшие возраста 18 лет (ст. 69 ТК РФ); работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта (ч. первая ст. 213 ТК РФ); лица, привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ); вахтовики (ст. 298 ТК РФ).
Что касается движения транспорта – речь идет о водителях, машинистах диспетчерах, начальниках станций и т. д.
Перечень работников, которым положены обязательные предварительные и периодические осмотры, установлен приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Проходят ли спецоценку малые предприятия?

Нужно ли проходить специальную оценку условий труда малым предприятиям, находящихся на ЕНВД, УСН?
Ольга МАКСИМОВА, бухгалтер (Заполярный)

Да нужно. В этом случае в состав комиссии дополнительно включается специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по договору гражданско-правового характера, которые выполняют функции службы охраны труда (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Что делать, если аттестация рабочих мест была в 2013 году?

Если наша компания получила пакет документов о прохождении аттестации рабочих мест в 2013 году, значит ли это, что надо снова браться за новую процедуру, или все-таки можно подождать под прикрытием старой процедуры?
Елена НИКОЛАЕВА, замдиректора (Рыбинск)

Если была проведена аттестация, то оценку условий труда можно не проводить в течение пяти лет с даты окончания аттестации, если только не возникли обстоятельства для внепланового проведения специальной оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Где найти информацию о проверках?

Где можно узнать о готовящихся проверках предприятия на текущий год?
Юнона ИВАНОВА, начальник отдела кадров (Москва)

Что касается плановых проверок Государственной инспекции труда по городу Москве, то с ними можно ознакомиться на официальном сайте ГИТ.
Информацию  о плановых проверках других контролирующих и надзорных органов, которые ждут организацию в 2014 году, можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

 Как обеспечить охрану труда врачей?

Каким образом обеспечить охрану труда врачейсотрудников МСЭ, которые занимаются освидетельствованием больных туберкулезом и психиатрических больных? Как составить инструкцию по охране труда? Спасибо!
Тамара ХАПАЕВА, инженер по охране труда и технике безопасности (Черкесск)

Чтобы составить инструкцию по охране труда врача, необходимо обратиться к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих2.
Также вы можете воспользоваться образцами, которые можно найти здесь.
Поскольку ваши сотрудники работают во вредных условиях труда, им необходимо выдавать средства индивидуальной защиты. Типовые отраслевые нормы ее выдачи установлены постановлением Минтруда России от 29 декабря 1997 г. № 68.
Кроме того, вашим сотрудникам необходимо предоставить компенсации: установить сокращенную рабочую неделю, предоставить дополнительный отпуск, выплачивать денежную компенсацию. Для этого нужно учесть требования статей 147 и 350 Трудового кодекса, постановлений Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 и от 6 июня 2013 г. № 482.

 Как повысить разряд рабочему?

Вопрос касается повышения разряда электросварщика, имеющего диплом учебного заведения с соответствующим 4-м разрядом. Есть желание повысить разряд до 5-го. Что для этого необходимо?
Виктор МОСКВИН, специалист по охране труда (Тюмень)

Электросварщик должен написать заявление, а его руководитель (например начальник участка) – представление на имя руководителя организации. Далее квалификационная комиссия проводит проверку теоретических и практических знаний, навыков рабочего, то есть экзаменует его.
Во время квалификационных экзаменов рабочий выполняет разные работы в  пределах требований квалификационных характеристик и учебных программ, отвечает на все вопросы, предусмотренные в соответствующих разделах тарифно-квалификационного справочника.
По результатам проверки экзаменов комиссией путем голосования принимается решение: присвоить или не присвоить новый разряд. Протокол с оценкой подписывается председателем, секретарем и членами квалификационной комиссии.
В трудовую книжку вносится запись о присвоении нового разряда.

Может ли работник, работающий во вредных условиях труда быть совместителем?

Разъясните, пожалуйста, может ли работник, который работает во вредных условиях труда (класс 3.2), быть совместителем должности, класс условий труда которой 3.1.
Татьяна ФИЛАТОВА, начальник отдела по охране труда (Котельники)

Классы 3.1 и 3.2 относятся к вредным условиям труда, но с разной степенью3. Трудовой кодекс прямо запрещает только несовершеннолетним сотрудникам совмещать должность с вредными условиями труда, если основная работа также является вредной (ч. пятая ст. 282 ТК РФ). До января 2014 года такой запрет действовал для всех работников, независимо от возраста.

Надо ли платить дополнительные взносы?

По результатам спецоценки оказалось, что у секретаря класс условий труда3. Никаких оснований для «вредного» стажа нет. Надо ли платить дополнительные взносы?
Маша СТАРЦЕВА, бухгалтер (Самара)

Если вы уже успели провести в этом году специальную оценку условий труда, то за вредные рабочие места придется платить страховые взносы по дополнительному тарифу. Так, для степени вредности 3.1 размер дополнительного тарифа составляет 2 процента, для 3.2 – 4 процента, для 3.3 – 6 процентов, а для 3.4 – 7 процентов (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Что делать, если работник скрывает кардиостимулятор?

Работник работает на газопоршневой электростанции в должности машиниста котлов газовой котельной. Прошел периодический медосмотр, через некоторое время ему устанавливают кардиостимулятор (находился в отпуске), и он не сообщает об этом. Продолжает работать в той же должности. Какие действия специалисту по охране труда нужно предпринять?
Владимир ЖУКОВ, инженер по охране труда (с. Богородское, Хабаровский край)

Если у вас нет медицинских документов, подтверждающих, что работнику нужен внеочередной медицинский осмотр, то следует дождаться проведения периодического медосмотра. А потом действовать, исходя из его результатов. Отстранять от работы сотрудника или переводить его на другую должность без заключения врачей у вас нет оснований.

1Пункт 38 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.
2Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. 541н.
3Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденное Главным государственным санитарным врачом России 29 июля 2005 г.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.