ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2014года
Проверки по охране труда

Проверки Ростехнадзора. Что проверяют инспекторы

Виктор КОВАЛЕВ, специалист по охране труда ООО «МЕГАПАК» (Москва)

Какие бывают основания для проверки Ростехнадзора и их виды

Прежде всего, нужно знать, что основанием для проверки работодателя являются:

  • официальные заявления работодателей, которые планируют заняться деятельностью, связанной с промышленной безопасностью;
  • сообщения работодателей об окончании строительства объекта капитального строительства;
  • истечение одного года с момента, когда выдано разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения;
  • информация, содержащая сведения, подтверждающие ввод в эксплуатацию или регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • аварии, инциденты и несчастные случаи на опасных производственных объектах;
  • обращения граждан и организаций с жалобами на нарушения законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области промышленной безопасности;
  • информация, содержащая сведения базы данных разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах;
  • информация, содержащая сведения реестров лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
  • информация, содержащая сведения, подтверждающие оказание организацией услуг по эксплуатации (обслуживанию) опасного производственного объекта.

Могут быть и другие причины, в зависимости от сферы деятельности работодателя. Они указаны в административных регламентах Ростехнадзора, о которых сказано здесь.

Виды проверок Ростехнадзора определены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 294-ФЗ). Они бывают плановыми и внеплановыми, выездными и документарными.

Особенность контрольных мероприятий Ростехнадзора заключается в том, что, помимо Закона № 294-ФЗ, инспекторы должны руководствоваться и другими специальными нормативными актами. Например, для проверки строительной организации руководящим дополнительным документом будет постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54, а также Градостроительный кодекс.

Плановые проверки по общему правилу проводятся не чаще чем раз в три года. Если же в ходе контрольного мероприятия предстоит проверить, как организация соблюдает требования энергосбережения и повышения энергоэффективности, частота проверок может быть выше. Правительство должно установить виды деятельности с более частыми проверками. В настоящее время действует только Перечень для организаций, занятых в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере1.

Внеплановая проверка проводится, если:

  • истек срок исполнения предписания;
  • поступили сообщения от граждан о том, что возникла угроза или уже причинен вред здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, возникла угроза или произошла чрезвычайная ситуация техногенного характера.

Проверки Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. Даты предстоящих плановых контрольных мероприятий публикуют на официальном сайте Генеральной прокуратуры. На внеплановые проверки также получают разрешение прокуратуры, но даты проверок, конечно же, не публикуют. В отдельных случаях (когда причинен вред жизни или здоровью граждан) инспекторы не обязаны получать разрешение прокуратуры. Они ее только уведомят о начале проверки.

Выездная проверка проводится на территории работодателя. Инспекторы приходят с решением своего руководителя о проведении контрольного мероприятия. Они не только изучат документы, но и ознакомятся с реальным состоянием объектов повышенной опасности. О начале выездной проверки работодатель узнает не меньше чем за три дня. К нему должно прийти письменное уведомление.

Документарная проверка проводится без выезда к работодателю. Инспекторы направят ему запрос с требованием предоставить копии документов. Их перечень будет указан в запросе. Там же будет обозначено начало и срок проверки.


Предупреждает
Ксения СЛАДКОВА,
Эксперт журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Визит инспекторов Ростехнадзора может оказаться неожиданным для владельца магазина, где разливают пиво из кегов. Контролеров заинтересует, соблюдаются ли правила эксплуатации сосудов, работающих под давлением более 0,07 МПа. Такими баллонами обычно обеспечивается подача углекислоты для розлива пива

Каким работодателям стоит ожидать проверок Ростехнадзора

Уже само название этой организации вызывает уважение и заставляет крайне серьезно относиться к проверкам с ее стороны. Трудно составить полный перечень организаций, в которые может наведаться Ростехнадзор, поскольку он контролирует и надзирает за деятельностью работодателей, которые:

  • занимаются разработкой и использованием недр;
  • используют атомную энергию (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);
  • эксплуатируют электрические и тепловые установки и сети (кроме бытовых установок и сетей);
  • эксплуатируют гидротехнические сооружения (за исключением судоходных гидротехнических сооружений);
  • производят, хранят и применяют взрывчатые материалы промышленного назначения2.

Ростехнадзор контролирует, как соблюдается промышленная безопасность в организациях, эксплуатирующих особо опасные производственные объекты. Это объекты, на которых:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества (газы, с низкой температурой кипения), окисляющие вещества, взрывчатые и токсичные вещества;
  • используется оборудование, работающее под высоким давлением;
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и т. д.

Полный перечень содержится в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Исходя из этого можно сделать вывод, что инспекторы Ростехнадзора вправе проверить строительные организации, организации, эксплуатирующие котельные, производящие газированную воду, химические производства, нефтедобывающие предприятия, ведущие подземные работы, и многие другие.

Статистика проверок Ростехнадзора

Ростехнадзор за 2013 год провел всего 84 185 проверок 38 264 работодателей

Из них плановых проверок проведено – 40 018.

По результатам проверок выдано 456 768 предписаний.

Общая сумма штрафов за выявленные нарушения составила 1 825 574 руб.

(По данным официального сайта Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru/)

Что проверяет Ростехнадзор

Как вы уже поняли, Ростехнадзор проверяет многих работодателей, занятых практически во всех отраслях экономики. Поэтому составить единый перечень документов или вопросов, которые будут интересовать инспекторов, затруднительно. Ведь в работе на строительстве тоннеля метрополитена и деятельности магазина нет ничего общего.

В первую очередь проверяющих будут интересовать документы, связанные с эксплуатацией особо опасных производственных объектов (далее – ОПО): различные разрешения, проекты работ, приказы, планы работ, графики обслуживания ОПО, договоры со спасателями и т. д.

Конкретизировать круг вопросов, затрагиваемых проверяющими, помогут административные регламенты Ростехнадзора. В них содержится порядок действий сотрудников службы перед и во время проверок. Всего их существует больше десятка.

Так, организациям, занятым в недропользовании, нужен административный регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 712, проектным организациям понадобится регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. № 325, а строительные организации заинтересует регламент, утвержденный приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 г. № 38.

Но абсолютному большинству работодателей необходимо ознакомиться с административным регламентом, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 октября 2008 г. № 280. Он касается процедуры проверки правил эксплуатации особо опасных производственных объектов. Там можно найти примерный перечень документов, которые проверяют инспекторы.

Советует
Марат БАЙГЕРЕЕВ,
директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (Иркутск)

Работодателю нужно обязательно выяснить, какой административный регламент будет использовать Ростехнадзор во время проверки организации. Этот документ поможет выяснить не только полномочия проверяющих, но и права и обязанности работодателя.

Примерный перечень документов, проверяемых Ростехнадзором

  • Учредительные документы и документ о государственной поднадзорной организации в качестве юридического лица – для юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, подтверждающие наличие у поднадзорной организации на праве собственности или на ином законном основании опасного производственного объекта;
  • официальные издания Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
  • свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и изменения к ней;
  • лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • декларации промышленной безопасности;
  • договоры страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • документы по укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • документы по допуску к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • документы по проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • документы по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • эксплуатационная документация, сертификаты или декларации соответствия, разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, в том числе приборов и систем контроля за производственными процессами, в соответствии с установленными требованиями;
  • документы по проведению диагностики, испытаниям, освидетельствованию сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • документы по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц;
  • распоряжения и предписания Ростехнадзора и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями, и документы по их выполнению;
  • мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями или документы об аттестации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников;
  • документы по учету, техническому расследованию, анализу и профилактике причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами промышленной безопасности, иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.

Что еще проверят контролеры

Одним изучением документов по промышленной безопасности дело не ограничится. Инспекторы обязательно пройдут по местам, где находятся ОПО, и осмотрят их. Они обратят внимание на внешний вид объектов и отдельных его частей. Проверят целостность, например, стекол на манометрах баллонов с высоким давлением и т. д.

Особенности охраны труда

Особенности проверки Ростехнадзора в проектных организациях

Первое плановое посещение инспекторов Ростехнадзора может состояться через год после того, как сведения о работодателе появятся в государственном реестре саморегулируемой организации (далее – СРО) (http://sro.gosnadzor.ru). Остальные плановые проверки не могут проходить чаще чем один раз в три года.

Для внеплановой проверки существуют особые основания. Инспекторы могут прийти, если:

  • СРО или ее должностные лица нарушили требования Градостроительного кодекса;
  • СРО не возместила вред, причиненный действиями ее членов;
  • СРО не контролирует или недостаточно контролирует своих членов.

Кроме того, существует особый список документов, которые будет проверять Ростехнадзор. В него входят, например:

  1. список (реестр) организаций, в том числе иностранных, и (или) индивидуальных предпринимателей, членов СРО, принятых к началу проверки;
  2. документы, которые послужили основанием для принятия работодателя в члены СРО;
  3. копии договоров страхования членами СРО гражданской ответственности;
  4. документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований технических регламентов;
  5. документы, подтверждающие выплаты из средств компенсационного фонда СРО за проверяемый период, а также документы, указывающие на основание осуществления данных выплат. 

Полный перечень документов, которые может потребовать Ростехнадзор, содержится в пункте 9 Административного регламента, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. № 325.

О том, как проходит проверка Ростехнадзора и как к ней подготовиться, мы расскажем в следующих номерах.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли на лекции приглашать специалистов, имеющих лицензию на образовательную деятельность?

В пункте 26 РД 03-20-2007 сказано, что рабочие, обслуживающие объекты Ростехнадзора, периодически проходят проверку знаний производственных инструкций и (или) инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев. Перед проверкой знаний организуются занятия, лекции, семинары, консультации. Имеет ли право комиссия организации, члены которой аттестованы в территориальной аттестационной комиссии, проводить эту работу или необходимо приглашать специалистов, имеющих лицензии на образовательную деятельность?

Максим КУВАЕВ, инженер по охране труда (Волгодонск)

Основной целью проведения указанных краткосрочных лекций, семинаров, консультаций является подготовка рабочих к проверке знаний должностных инструкций. Поскольку по окончании лекций и проверки знаний не предполагается выдача документа об образовании и квалификации, то приглашать специалистов, имеющих лицензию на образовательную деятельность, не требуется

В каком порядке нужно аттестовывать членов аттестационной комиссии?

В каком порядке должны быть аттестованы члены комиссии по проверке знаний рабочих?

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ, специалист по охране труда (Нижний Новгород)

Для членов комиссии по проверке знаний производственных инструкций у рабочих достаточно аттестации, которую они проходят в объеме, соответствующем должностным обязанностям по основному месту работы. Обязательная аттестация в аттестационных комиссиях Ростехнадзора предусмотрена для членов аттестационной комиссии поднадзорной организации, осуществляющей аттестацию специалистов этой организации.

Какой нормативный акт регулирует вопросы обучения по охране труда?

На основании какого нормативного акта в организации должно быть Положение о работе комиссии по проверке знаний по охране труда, инструкция проведения вводного инструктажа и пять журналов регистрации инструктажей?

Наталья КУЛАКОВА, начальник отдела (Иркутск)

Примерный перечень основных вопросов различных видов инструктажей содержится в ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда».

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации. Они утверждаются работодателем (п. 2.1.2. постановления Минобразования России и Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29).

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах (п. 2.1.3. постановления Минобразования России и Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29). Формы журналов вы можете найти в ГОСТ 12.0.004-90, Приложении № 9 к Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80, Приложении № 10 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минтруда России 13 мая 2004 г., а также здесь.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет вам

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

Узнать, какие бывают виды проверок

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Выяснить, что является особо опасным промышленным объектом

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401

Уточнить полномочия Ростехнадзора

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54

Понять, чем руководствуется Ростехнадзор при проверке строителей

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944

Выяснить, в каких случаях плановая проверка может проводиться чаще обычного

Приказ Ростехнадзора от 30 октября 2008 г. № 280

Уточнить, что является основанием для проверки работодателя, эксплуатирующего ОПО

Приказ Ростехнадзора от 12 декабря 2012 г. № 712

Узнать, какие имеются основания для проверки недропользователей

Запомните главное

1 Плановые проверки Ростехнадзора не бывают внезапными. О том, что к работодателю в текущем году намереваются прийти инспекторы, можно узнать на сайте Генеральной прокуратуры.

2 Перечень работодателей, к которым может заглянуть Ростехнадзор, достаточно обширен. Главный критерий – в организации есть особо опасные производственные объекты. Полный перечень ОПО содержится в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

3 Основной перечень проверяемых документов можно найти в административном регламенте, утвержденном приказом Ростехнадзора от 30 октября 2008 г. № 280.

4 Ростехнадзор проверит не только документы по промышленной безопасности, но и состояние самих особо опасных производственных объектов.

 
Звезда
за правильный ответ
Блицпроверка
Неправильно
Правильно!
Может ли Ростехнадзор проводить плановые проверки чаще чем один раз в три года:
да, может, если нужно проверить соблюдение правил энергосбережения;
нет, не может;
может, если нужно проверить, как исполнено предписание.

 

1Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.
2Пункт 1 Положения «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401.

4
Апрель 2014года
Переводим нормативный акт на человеческий язык

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Алексей Сутягин, шеф-редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Текст документа

Полный текст Федерального закона № 426-ФЗ.

Часть 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ, или Как организовать проведение спецоценки

Что написано в законе

  1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
  2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
  3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
  4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
  5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

Что это означает на самом деле

  1. Организовывать и финансировать проведение спецоценки обязан работодатель.
  2. Спецоценку проводят совместно работодатель иорганизация, у которой:

    – в уставных документах указано, что спецоценка является одним из основных видов деятельности;
    – заключены трудовые договоры не менее чем с пятью экспертами, проводящими спецоценку, причем среди них должны быть: один врач по общей гигиене, или по гигиене труда, или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
    – эксперты имеют документы о высшем образовании и сертификаты, подтверждающие их право на проведение спецоценки;
    – имеется структурное подразделение – аккредитованная испытательная лаборатория.

  3. Спецоценка проводится по методике, которая утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (зарегистрирована в Минюсте России 21 марта 2014 г. № 31689). При этом нужно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии, которая регулирует социально-трудовые отношения. В состав комиссии входят общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей, Правительство РФ.
  4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Внеплановая спецоценка может быть проведена, когда:

    – вводятся в эксплуатацию новые рабочие места;
    – работодатель получил предписание трудового инспектора о проведении внеплановой спецоценки;
    – меняется технологический процесс или производственное оборудование, влияющие на уровень вредных и (или) опасных производственных факторов;
    – меняется состав материалов и(или) сырья, которые способны изменить уровень вредных и (или) опасных производственных факторов;
    – меняются средства индивидуальной и коллективной защиты, способные изменить уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    – на рабочем месте произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая, произошедшего не по вине сотрудников работодателя) или выявлено профессиональное заболевание, вызванное вредными и (или) опасными производственными факторами;
    – профсоюзы выступили с мотивированным предложением о проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Однако работодатель может провести спецоценку и по собственной инициативе.Срок для проведения очередной спецоценки необходимо считать со дня, когда утвержден отчет о проведении последней специальной оценки условий труда.

  5. Если спецоценке подвергаются условия труда работников, имеющих допуск к государственной, коммерческой или другой охраняемой законом тайне, необходимо учитывать требования:

    Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
    Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
    Федерального закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;
    Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Статья 9 Закона № 426-ФЗ, или Как подготовиться к спецоценке

Что написано в документе

  1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
  2. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
  3. При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
  4. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
  5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
  6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
  7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Что это означает на самом деле

  1. Для организации спецоценки работодателю необходимо создать комиссию с нечетным количеством членов. Минимальная численность комиссии – три человека. Также должен быть утвержден график проведения спецоценки.
  2. В состав комиссии нужно включить представителя работодателя, в том числе специалиста по охране труда, представителя профсоюза или другого представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом (распоряжением).
  3. Если спецоценка проводится на малом предприятии (численность работающих – до 100 человек, выручка за год до 400 млн рублей1), в состав комиссии обязательно включаются:
    – индивидуальный предприниматель лично (если спецоценка проходит у индивидуального предпринимателя);
    – руководитель организации;
    – штатный специалист по охране труда либо специалист по охране труда или представитель организации, которая выполняет функции службы охраны труда на договорной основе (если штатного специалиста по охране труда нет);
    – другие представители работодателя;
    – представители профсоюза или другого выборного органа работников (если таковой создан работниками).
    Предупреждает:
    Андрей СЛЕПОВ,
    руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «БАЙТЕН БУРКХАРДТ» (Москва)

    Принадлежность работодателя к разряду малого предприятия нельзя определить только по средней численности работников2 или по объему выручки за прошлый год. Нужно учитывать оба этих показателя, причем, если один из них выходит за указанные ограничения, организация не может считаться представителем малого бизнеса. При этом предельные значения выручки устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет3. Кроме того, при отнесении предприятия к категории малых учитываются также другие критерии, включая состав участников/акционеров.

    ПРИМЕР:

    Чтобы провести спецоценку, работодатель издал приказ о создании комиссии. Он учел, что численность работающих за прошлый год в организации составила 55 человек, а выручка за тот же период – 250 млн рублей. Функция службы охраны труда отдана на аутсорсинг, а предприятие функционирует в статусе общества с ограниченной ответственностью. Кроме того, в организации нет профсоюза и не создан другой представительный орган работников. Поэтому в состав комиссии были включены:
    – генеральный директор;
    – представитель организации, с которой заключен договор о выполнении функции службы охраны труда;
    – инспектор отдела кадров.
    Председателем комиссии назначен генеральный директор.

  4. Председателем комиссии назначен генеральный директор.
  5. Комиссия до начала спецоценки утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. При этом должны быть указаны аналогичные рабочие места.
  6. Аналогичными считаются рабочие места:
    – которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
    – которые оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
    – на которых сотрудники:
     а) работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
     б) выполняют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при однотипном технологическом процессе;
     в) используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье;
     г) обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
  7. Для проведения спецоценки в организациях, которые выполняют отдельные виды деятельности, необходимо соблюдать требования Минтруда России, выработанные по согласованию с Ростехнадзором и Росатомом и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти же требования необходимо соблюдать, если в ходе спецоценки создается или может быть создана угроза жизни или здоровью работника, членов комиссии, других лиц.
    Перечень таких рабочих мест (в том числе для оценки травмоопасности) утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    Пояснение:
    Отдельные виды деятельности – это работы в сфере атомной, авиационной, космической промышленности, подводные работы и т. п. То есть это работы, которым может быть присвоен 4 класс опасности.
    В настоящее время и до момента, пока федеральные министерства и Правительство РФ не установят особенности для проведения спецоценки таких рабочих мест, специальная оценка условий труда будет проводиться в общем порядке (ч. 5 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

В следующем номере:
Продолжим переводить нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и разъясним:

  • как идентифицировать потенциально опасные производственные факторы;
  • как декларировать соответствие условий труда.
1Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101
2При этом средняя численность работников малого предприятия определяется с учетом, в том числе работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ)). Однако само по себе заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (ч. вторая ст. 15 ТК РФ).
3Часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ
4
Апрель 2014года
Судебная практика

Как ошибки в расследовании несчастного случая спасли работодателя от выплаты морального вреда

Алексей Сутягин, шеф-редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Суть дела

С работником ОАО «Апатитыэнерго» произошел несчастный случай на производстве. Во время ремонта тормозного цилиндра автомобиля работник случайно ударил гаечным ключом себе по глазу. Никаких видимых серьезных повреждений он не обнаружил, поэтому продолжил работу.

Спустя несколько дней его самочувствие ухудшилось, и он обратился в больницу. После лечения сотрудник продолжил работу, но через 20 дней снова был вынужден обратиться к врачу и к работе больше не приступал. Время от времени он проходил курсы лечения, а затем уволился по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

Лечение продолжалось и после увольнения, но закончилось удалением глаза. Поэтому работник обратился к руководству ОАО «Апатитыэнерго» с просьбой провести расследование обстоятельств травмы и признания произошедшего несчастным случаем на производстве.

Работодатель провел проверку и установил, что событие не является несчастным случаем на производстве. Однако трудовая инспекция выявила в действиях работодателя процедурные нарушения: неправильно была сформирована комиссия по расследованию несчастного случая. Расследование признано поверхностным, поскольку не было получено медицинское заключение из больницы, куда впервые обратился пострадавший.

Считая, что надлежащее расследование не было проведено сознательно, работник обратился в суд. Он потребовал признать событие несчастным случаем на производстве, обязать работодателя составить акт о несчастном случае формы Н-1, возместить ему моральный вред.

В суде первой инстанции работник дело проиграл. Но решил добиваться правды в вышестоящем суде.

Позиция работодателя

В суде работодатель заявил, что провел все необходимые мероприятия, чтобы установить причины произошедшего. Но, по его мнению, причинно-следственная связь между травмой и работой сотрудника не выявлена.

Тот факт, что комиссия была составлена с нарушением процедуры, а из больницы не запрошено медицинское заключение, работодатель считает незначительным, так как на результаты расследования это никак не повлияло. Кроме того, коллеги пострадавшего в ходе служебного расследования не подтвердили, что работник получил травму глаза во время выполнения трудовых обязанностей.

Причину задержки в расследовании работодатель объяснил тем, что сотрудник не сообщал о травме, а обратился к нему спустя продолжительное время.

Поэтому требования работника не могут быть признаны законными и должны быть судом отклонены.

Позиция работника

В суде первой инстанции работник настаивал на том, что травма была получена во время работы, а позднее обращение к врачам объяснял тем, что последствия стал ощущать не сразу. Он утверждал, что рассказывал своим коллегам по работе об обстоятельствах травмы, и те могут подтвердить его слова.

Работник считал, что администрация сознательно не провела расследование несчастного случая, а сделала это лишь спустя много времени. При этом работодатель незаконно не признал событие несчастным случаем на производстве.

На повторном судебном заседании работник заявил, что первоначальное судебное решение незаконно. Судьи приняли как доказательства письменные показания его коллег, которые подтверждали правоту работодателя. При этом они не были допрошены в суде и их не предупреждали об ответственности за ложные показания.

Он также заявил, что свидетели, которые подтверждали его позицию, хотя и не были очевидцами события, но видели его последствия. Поэтому им нужно доверять.

Кроме того, его позицию подтверждает решение трудовой инспекции по результатам проверки работодателя. В нем сказано, что расследование проведено формально, нарушена процедура формирования комиссии, а также не запрошено медицинское заключение, на основании которого можно было сделать правильные выводы.

Поэтому работодатель должен признать травму как несчастный случай на производстве, составить акт формы Н-1 и выплатить работнику денежную компенсацию.

Позиция трудовой инспекции

Проведя по заявлению работника проверку качества расследования работодателем несчастного случая на производстве, инспекция выявила ряд нарушений. Так, администрация предприятия не включила в состав комиссии трудового инспектора, представителя местной власти и территориального объединения профсоюзов. Кроме того, комиссия не запросила в МУЗ «Кировская ЦГБ» медицинское заключение, чтобы выяснить характер полученных повреждений и степени тяжести.

В то же время трудовая инспекция не видит оснований для отмены акта расследования, несмотря на допущенные работодателем нарушения. Комиссия не могла квалифицировать произошедшее как несчастный случай на производстве, так как среди ее членов имелись существенные противоречия. Допущенные в ходе расследования нарушения не позволили сделать вывод, что травма получена работником в ходе исполнения им трудовых обязанностей.

Предупреждает
Олег КОНОВАЛОВ,
руководитель юридического отдела ООО «Эйч-Эс-Эй Аттестация» (Москва)»

В данной ситуации нельзя сказать, что работодатель намеренно нарушил закон, чтобы избежать признания происшествия несчастным случаем. Но этому способствовали противоречия между членами неправильно сформированной комиссии. К тому же на руку работодателю сыграло поведение пострадавшего работника. И все же, формируя комиссию, лучше строго исполнять требования закона. В противном случае работодателю придется не только выплачивать компенсацию работнику. Он может быть наказан штрафом в размере от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1ст. 5.27 КоАП РФ).

Позиция суда

Суд первой инстанции встал на сторону работодателя и отказал в удовлетворении требований работника. Апелляционная судебная инстанция подтвердила правоту своих коллег.

В ходе заседания установлено, что истец обратился к врачу с жалобой на травму глаза. В результате он был госпитализирован в МУЗ «Кировская ЦГБ» и проходил стационарное лечение. После выписки он приступил к работе. В последующем, на протяжении нескольких лет работник лечился как в стационаре, так и амбулаторно в клинике Военно-медицинской академии. Там же, после увольнения с работы по собственному желанию, он был прооперирован по поводу удаления глаза.

После этого истец обратился к бывшему работодателю с просьбой провести расследование несчастного случая и признать его связанным с производством. По его заявлению была создана комиссия, по результатам работы которой составили акт. В нем указано, что расследование не подтвердило факта несчастного случая. Комиссия полагает, что причиной происшедшего с работником могло стать заболевание общего профиля.

Проверка трудовой инспекции, которая проведена по жалобе истца, установила, что работодатель нарушил правила формирования комиссии по расследованию несчастного случая, но не нашла оснований для отмены акта расследования.

Поскольку истец ни в день происшествия, ни после обращения к врачу не сообщил о полученной на работе травме, то он сам должен был доказать, что происшествие является несчастным случаем. Однако в ходе судебного заседания истец не представил убедительных доказательств своей точки зрения.

Показания свидетелей, которые подтверждают слова истца, не могут быть приняты во внимание. Работники не являются очевидцами события и о происшедшем знают из рассказов своего коллеги. Сами по себе следы повреждений на лице истца не говорят о том, что произошел несчастный случай на производстве.

Письменные объяснения двух других свидетелей, которые опровергают позицию истца, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, так как доказательства могут быть получены из письменных источников (ч. 1 ст. 55 и ст. 71 ГПК РФ). Следовательно, объяснения указанных свидетелей являются письменными доказательствами.

Кроме того, в представленных медицинских документах за весь период лечения нет указаний на то, что травма получена во время работы.

Лечащий врач сообщил в суде, что с момента первого обращения истец не сообщал о том, что травма производственная. В противном случае об этом была бы запись в медицинской карте и больничном листе.

Сам работник также подтверждает, что о травме вспомнил только в процессе лечения, однако врачам об этом не сказал.

Поскольку истец не представил неопровержимых доказательств, что его травма получена на производстве, его требования к ответчику не могут быть удовлетворены.

Запомните главное

1 Формируя комиссию, не забывайте, что для обычного несчастного случая и для тяжелого (группового) несчастного случая составы разные.

2 Если работник не сообщил работодателю и врачу о том, что получил травму на производстве, доказывать, что она является несчастным случаем, должен он сам.

3 Даже если работник вовремя не уведомил работодателя о полученной травме, проведите расследование случившегося по его заявлению.

4 Расследуя несчастный случай, о котором стало известно спустя продолжительное время, обязательно запросите в больнице документы, подтверждающие факт обращения, диагноз и причины болезни работника. В противном случае вас могут обвинить в поверхностном проведении проверки.


Распечатать образец

Распечатать шаблон

Решение

Апелляционное определение Мурманского областного суда от 25 декабря 2013 г. по делу № 33-4241

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.