ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2015года
Охрана труда: особенности региона

Как снижают проверочную нагрузку на работодателей в Республике Бурятия

Не так давно в Правительстве Республики Бурятия состоялось совещание по вопросу уменьшения проверок малого и среднего бизнеса со стороны контрольно-надзорных органов. В последние годы проблема стала особенно актуальной, так как вводятся все новые меры, ограничивающие предпринимательскую инициативу. Например, увеличение страховых платежей и новые требования к специальной оценке условий труда. Большинство проверок заканчиваются для работодателей штрафами, справиться с которыми малым предприятиям зачастую не под силу. Какие возможности по уменьшению давления на работодателей существуют, мы узнали от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия Анатолия ДАШИЕВА.
 
Портрет официального лица
Анатолий Батуевич ДАШИЕВ,
 
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия

Имеет высшее юридическое образование по специальности правоведение. С 1978 года работал в органах юстиции, внутренних дел, адвокатуре, а также в сфере правового обеспечения бизнес-структур. С 2005 по 2013 год работал руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, с 2013 года – советником Главы Республики Бурятия – Председателя Правительства Республики Бурятия по вопросам предпринимательской деятельности. С 5 ноября 2014 года назначен Народным Хуралом Республики Бурятия Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия.

Действительно ли на предпринимателей налагается избыточное проверочное бремя

По данным социологического опроса предпринимателей, проведенного в регионах России, включая Бурятию, проблема чрезмерного давления контрольно-надзорных органов значится одной из наиболее чувствительных для бизнеса, после проблем недоступности финансовых (кредитных) ресурсов и налоговой нагрузки.

Результаты социологического опроса «Оценка факторов, влияющих на развитие бизнеса»

По данным опроса работодателей, в 2015 году основными факторами, сдерживающими развитие их бизнеса, стали:

  • курс рубля – 80 процентов опрошенных;
  • неопределенность экономической ситуации – 78 процентов;
  • снижающийся спрос на внутреннем рынке – 65 процентов.

Для среднего и малого бизнеса большую проблему составляет высокий уровень налогообложения – 63 процента опрошенных. 36 процентов назвали сдерживающим фактором высокую «коррупционную ренту», а 32 процента – несовершенство судебной системы.

С полными данными социологического опроса можно ознакомиться здесь.

Проявляется это давление в том, что при сокращении плановых проверок увеличивается число внеплановых проверок организаций и предпринимателей. Крайне редко применяются предупредительные меры. Такая санкция, как предупреждение, содержится далеко не во всех статьях Кодекса об административных правонарушениях, по которым привлекаются к ответственности предприниматели за различные нарушения обязательных требований – СанПин, правил пожарной безопасности, нарушение законодательства об охране труда работников и т. д.

Чаще всего следуют наказания в виде штрафов, суммы которых в последнее время значительно выросли. При этом, как правило, штрафы за нарушения налагаются в максимальном размере. Все это ложится непосильным грузом на бизнес, поскольку при существенном сужении сферы кредитования и жестоком дефиците оборотных средств взыскание подобных штрафов ставит предприятие на грань ликвидации.

Что такое надзорные каникулы

13 июля 2015 года Президентом РФ подписан Федеральный закон о введении надзорных каникул на период с 2016 по 2018 годы для субъектов малого предпринимательства. Это существенное нововведение, которое позволит добросовестным предпринимателям на три года избежать проверок контрольно-надзорных органов, за некоторыми исключениями. Для этого у них должна быть положительная предыдущая история, не омраченная нарушениями обязательных требований законодательства.

Если на такие организации и индивидуальных предпринимателей не будет жалоб со стороны потребителей их товаров, работ и услуг, то они получат возможность три года работать без проверок, то есть без нервотрепки и издержек, связанных с проверками. Это очень благоприятная возможность для развития малого бизнеса, особенно вкупе с налоговыми каникулами, установленными региональным законодательством для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной, социальной и научной сферах и перешедших на упрощенную или патентную системы налогообложения.

Не станут ли работодатели злоупотреблять надзорными каникулами

Как любой процесс, надзорные каникулы имеют и оборотную сторону. Поэтому риск того, что кто-то из работодателей может злоупотребить правом на освобождение от проверок, есть всегда. Однако закон не налагает полного моратория на проверки, поэтому сохраняется возможность проведения внеплановой проверки по заявлению работника, поручению прокурора, для проведения административного расследования.

Станут ли работодатели в период надзорных каникул больше нарушать требования законодательства об охране труда, покажет время, поскольку такая практика в Республике Бурятия будет применяться впервые.

Какими еще методами снижают нагрузку на работодателей

Законодателем принимались и другие меры по облегчению положения предпринимателей. Так, с принятием и введением в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» исчезла процедура аттестации рабочих мест и появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ).

Если по результатам СОУТ условия труда признаны безопасными, работодатель получает декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны труда, которая действует пять лет. Если за это время на рабочем месте не произошло несчастных случаев и не зарегистрировано профзаболевание работника, то повторно проводить СОУТ не нужно и действие декларации может быть продлено еще на пять лет. Таким образом, снижена финансовая нагрузка на работодателя, который может освободиться от повторного проведения дорогостоящей процедуры СОУТ.

Предпринимателям или организации, которые не провели оценку условий труда, грозит штраф от 5000 до 10 000 рублей – для должностных лиц, от 60 000 до 80 000 рублей – для организаций (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Не меньшие, а то и большие суммы штрафов предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях за нарушения собственно трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ). Например, за уклонение от оформления трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, положен штраф: для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 5000 до 10 000 рублей, для организации – от 50 000 до 100 000 рублей.

Чем это может обернуться для малого и среднего предприятия, индивидуального предпринимателя, объяснять не надо. Поэтому, по мнению предпринимательского сообщества, которое поддерживается институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей, требуется:

  • либерализовать административное законодательство в этих сферах;
  • снизить уровни штрафных санкций до адекватного нынешней экономической ситуации;
  • уменьшить проверочную нагрузку.

Иначе малый и средний бизнес может быть поставлен на грань разорения. Немаловажное значение при этом имеет, конечно же, социальная ответственность бизнеса, его нацеленность на работу без нарушений обязательных требований.

8
Август 2015года
Полезная шпаргалка

Получаем лицензию на проведение предрейсовых медосмотров

Многие работодатели хотят проводить предрейсовые медосмотры персонала своими силами. Но не все знают, что для этого нужна лицензия на медицинскую деятельность. Она выдается организации или индивидуальному предпринимателю согласно постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291. Штатный сотрудник – врач или медсестра, получить такую лицензию не может.
 

Прежде чем получать документ, работодателю нужно подготовить помещение для медосмотров, закупить необходимое медицинское оборудование, нанять квалифицированных медработников. Это может быть врач, фельдшер или медицинская сестра. Они должны иметь действующие сертификаты специалиста. Разница между ними в том, что медработник со средним образованием не может самостоятельно оформить заключение о том, какие признаки воздействия вредных и опасных производственных факторов выявлены. Он должен отправить работника в медучреждение.

Также необходимо поступить и для оформления больничного или оказания медицинской помощи (приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому лучше принимать на работу врача. После этого можно подавать заявление и пакет документов в лицензирующий орган.

Если документы в порядке, работодателю выдадут лицензию на конкретный вид работ. То есть нужно помнить, что лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров не дает права организации проводить предварительные медосмотры. Именно поэтому большинство работодателей предпочитают заключать договор на проведение медосмотров с медицинской организацией. Тем не менее, если вы решили получать лицензию, разберемся, в каком порядке это делать.

8
Август 2015года
Ответы на ваши вопросы

Ответы на ваши вопросы, поступившие с 1 по 7 августа

Сколько можно потратить средств на охрану труда? 

В каком объеме допускается расходование средств на охрану труда?
Гульчира ЗЯЛИЛОВА (Нижнекамск)

Работодатель обязан за счет своих средств проводить мероприятия по охране труда, в том числе улучшать условия работы сотрудников. Законодательством установлен минимальный размер затрат на охрану труда, который составляет не менее 0,2 процента суммы затрат на производство. Исключение составляют федеральные учреждения и государственные унитарные предприятия (ст. 226 ТК РФ). При этом предельный размер расходов на охрану труда не установлен.

Какие компенсации положены за работу в помещении без окон?

В нашей организации проводят капитальный ремонт, после которого всех сотрудников пересадят в одно помещение без окон, разграниченное пластиковыми перегородками. У некоторых сотрудников есть аллергия на пыль, клаустрофобия. Какие компенсации положены за работу в помещении без окон?
Татьяна БУРДЮГ (Симферополь)

Законом не запрещено устраивать рабочие места в помещениях без освещения. Сам по себе факт работы в таких помещениях не говорит о вредности условий труда. Главное, чтобы работодатель выполнил требования к освещенности офиса. В данном случае они будут повышенными:

  • должны использоваться газоразрядные источники света или светодиоды белого свечения;
  • необходимо использовать устройство динамического освещения, то есть освещения, при котором предусматривается изменение уровня освещенности или спектрального состава излучения источников света в динамике рабочего дня, в периоды, предшествующие развитию утомления;
  • необходимо повышать норму освещенности для зрительных работ на одну ступень (п. 10.10 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 30 апреля 2003 г. № 88)).

Для компенсации ультрафиолетовой недостаточности в помещениях без естественного освещения необходимо предусматривать использование ультрафиолетовых облучательных установок длительного действия или облучательных установок кратковременного действия (фотарии).

Чтобы определить уровень вредности условий труда в новом офисе, работодателю необходимо будет провести спецоценку условий труда (ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Только после этого можно будет обоснованно говорить, имеются ли вредные или опасные условия труда на рабочих местах и какие компенсации положены работникам.

Могут ли проверить охрану труда при проверке миграционного законодательства?

Представители УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области собираются проверить исполнение миграционного законодательства при приеме на работу иностранных граждан. Могут ли инспекторы проверить вопросы охраны труда?
Александр ХАРЬКОВ (Санкт-Петербург)

У ФМС России нет полномочий проверять выполнение работодателями требований охраны труда. Тем более если в решении о проведении проверки указана конкретная цель, инспекторы не могут выйти за ее пределы.

Как оформить продление инструкций по охране труда?

Какой приказ нужно оформить для продления инструкций по охране труда? Какую отметку при этом нужно поставить на самих инструкциях? Как быть с филиалами, которые находятся в других городах? Ведь они останутся без инструкций на время пересылки почтой.
Надежда ГЛИНСКАЯ (Вуктыл)

Инструкции по охране труда необходимо пересматривать не реже одного раза в пять лет. (п. 6 Методических рекомендаций по разработке инструкции по охране труда (утверждены Минтруда России 13 мая 2004 г.)). Если истекает срок действующих инструкций, лучше всего издать новые. Оформите приказ о пересмотре действующих инструкций и внесении в них при необходимости изменений.

Чтобы филиалы не остались без действующих инструкций по охране труда, спланируйте их замену заранее. При этом утвердить новые инструкции можно заранее, а начало действия документа обозначить датой, следующей после окончания срока действия старых инструкций.

Какой комплект журналов по охране труда нужен для офиса?

Какой комплект журналов и документов необходимо иметь ответственному по охране труда в офисе? Какие функции выполняет ответственный за технику безопасности и охрану труда в офисе?
Иван МАГРО (Сургут)

Если в организации работают только офисные сотрудники, а ее штат не превышает 50 человек, назначается ответственный за охрану труда. Ему предстоит организовать работу в данном направлении.

Вот минимальный перечень необходимых приказов:

  • о назначении ответственного по охране труда;
  • о назначении ответственного за разработку инструкций по охране труда;
  • об утверждении инструкций по охране труда;
  • об утверждении программ первичного и вводного инструктажей;
  • о проведении вводного инструктажа;
  • о проведении первичного инструктажа на рабочем месте;
  • о создании комиссии по проверке знаний по охране труда (если сотрудники обучаются по охране труда в организации, а не в учебном центре);
  • об обучении сотрудников и проверке знаний по охране труда;
  • о прохождении медосмотров (если работники заняты за компьютерами более 50 процентов рабочего времени).

Вам также понадобятся журналы по охране труда:

  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • Журнал учета инструкций по охране труда для работников;
  • Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
  • Журнал регистрации противопожарного инструктажа;
  • Журнал регистрации целевого инструктажа по охране труда;
  • Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  • Журнал учета присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
  • Журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
  • Журнал учета обучения по охране труда;
  • Журнал учета первичных средств пожаротушения.

Функции ответственного по охране труда должны быть прописаны в его должностной инструкции. За основу можно взять обязанности специалиста по охране труда, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н).

Присваивается ли группа безопасности сотрудникам, выполняющим работы на высоте?

Работники, допускаемые к работе на высоте с применением инвентарных лесов и подмостей, должны проходить обучение в учебных центах, но присваивается ли им 1-я группа. 
Елена ПАНЮШЕВА (Дзержинск Нижегородской области)

Нет, группа безопасности таким работникам не присваивается. Им выдается удостоверение по форме, предусмотренной Приложением № 2 к приказу Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н.

Правила охраны труда при работе на высоте не содержат требований об обязательном обучении таких сотрудников в учебных центрах.

Где взять формы нарядов-допусков?

В каких нормативных документах можно посмотреть формы нарядов-допусков на выполнение газоопасных работ, на выполнение огневых работ?
Наталья БЕВЗЮК (Дедовск)

Форма наряда-допуска для проведения огневых работ утверждена постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

Рекомендуемый образец наряда-допуска для проведения газоопасных работ приведен в приложении № 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утверждены приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 г. № 542).

Как организовать учет выдачи мыла?

При работе с трудносмываемыми загрязнениями мыло нужно выдавать индивидуально в руки или можно размещать в санитарно-бытовых помещениях? Если можно размещать в санитарно-бытовых помещениях, то нужно ли заводить личные карточки и вести учет?
Владимир ЗАХАРОВ (Санкт-Петербург)

Выдача путем размещения в санитарно-бытовых помещениях предусмотрена не только для жидких смывающих средств, которые расфасованы в упаковки более 250 мл (п. 23 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н)).

На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.

В противном случае твердое мыло и жидкие смывающие средства в упаковках менее 250 мл выдаются работникам на руки под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.

На чем основываться при выдаче смывающих СИЗ?

В картах аттестации рабочего места, проведенной в 2013 году, указаны смывающие СИЗ, которые не соответствуют фактически выполняемым работам. От чего нужно отталкиваться в первую очередь при выдаче смывающих средств, от Типовых норм или карт аттестации (карт специальной оценки условий труда)?
Владимир ЗАХАРОВ (Санкт-Петербург)

Организация, проводящая спецоценку (аттестацию рабочих мест), должна указывать в карте аттестации те СИЗ, которые положены работникам по типовым нормам для тех или иных видов работ. Виды выполняемых работ на рабочем месте предоставляет работодатель. Очевидно, что в тот момент, когда проводилась аттестация, выполняемые работы и выдаваемые СИЗ соответствовали друг другу.

В любом случае выдавать СИЗ нужно по карте аттестации (спецоценки). Но работодатель вправе выдавать и дополнительные СИЗ. Только нужно учесть, что налогообложение расходов на дополнительные средства защиты будет другим.

В ходе проведения спецоценки заполняется протокол оценки эффективности СИЗ. В нем имеется пункт 3, в котором отмечаются результаты обеспеченности работника средствами защиты. Вторая колонка таблицы в данном пункте предполагает внесение сведений о положенных к выдаче СИЗ по типовым нормам.

Какие смывающие СИЗ выдавать?

Как определить, какие смывающие СИЗ выдавать? Например, при трудносмываемых загрязнениях нужно выдавать полный комплект: крем гидрофильного действия, твердое туалетное мыло, очищающую пасту и регенерирующий крем или можно выдавать только твердое туалетное мыло и очищающую пасту?
Владимир ЗАХАРОВ (Санкт-Петербург)

Выдавать нужно полный комплект средств, положенных для тех или иных видов работ. Если сотрудник выполняет работы с трудносмываемыми веществами, такими как масла, смазки, нефтепродукты, ему выдают мыло, очищающие кремы (гели или пасты) и регенерирующие (восстанавливающие) средства.

Мыло и очищающие кремы он использует для мытья рук, а затем наносит регенерирующий крем.

Как действовать, если сотрудник совершил ДТП?

Прораб строительного участка, управляя автомобилем, принадлежащим нашей компании, совершил наезд на пешехода на улицах города. Прошу алгоритм моих действий, как инженера по охране труда. С чего начать внутреннее расследование? Какие документы нужно собрать, чтобы выставить регрессный иск?
Марина БАШИРОВА (Челябинск)

Если водитель не пострадал, начинать расследование несчастного случая не нужно. А для внутреннего расследования потребуется руководитель организации.

У водителя нужно взять письменное объяснение. Выяснить, на каком основании было получено право управления автомобилем, на каком основании он выехал с территории организации.

Отправьте запрос в ГИБДД с просьбой сообщить результаты расследования ДТП, его причин. Попросите указать, кто оказался виновником аварии.

Перечень документов, который вам потребуется для подачи регрессного иска, можно будет сформировать по результатам рассмотрения иска к владельцу транспортного средства.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.