Как провести спецоценку: если работодатель не хочет тратить деньги
Правовая база
Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.
Обязательно ли проводить спецоценку всех рабочих мест
Решая задачу экономии на проведении спецоценки, первое, о чем может задуматься руководитель организации, – нельзя ли вообще не проводить это мероприятие или отказаться от него частично?
Однако отказаться от спецоценки не получится. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке) вкупе с частью второй статьи 212 Трудового кодекса обязывает всех работодателей проводить спецоценку. Исключений всего три: рабочие места надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем1.
Сэкономить можно только на сроках проведения спецоценки. Часть 6 статьи 27 Закона о спецоценке дает возможность разделить ее на несколько этапов. Последний должен закончиться 31 декабря 2018 г. При этом за каждый из них можно будет расплачиваться отдельно. Это касается рабочих мест работников, должности которых не включены в специальные списки (для досрочного назначения пенсии) и по которым компенсации за работу с вредными факторами не предоставляются (далее – Списки)2.
Необходимость и сроки проведения спецоценки для разных категорий рабочих мест представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сроки проведения спецоценки
№ п/п | Категория рабочих мест | Срок проведения |
1 | Ранее аттестованные по условиям труда рабочие места | Не позднее пяти лет с даты последней аттестации |
2 | Ранее не аттестованные по условиям труда рабочие места, не включенные в Списки для досрочного назначения пенсии | До 31 декабря 2018 г. |
3 | Ранее не аттестованные рабочие места, включенные в Списки для досрочного назначения пенсии | В течение полугода после вступления в силу Методики проведения спецоценки |
Однако ГИТ и прокуратура считают непроведение спецоценки по любым причинам нарушением прав работодателей. При этом судебная практика неоднозначна. Большинство судей встают на сторону проверяющих (решение Московского городского суда от 14 ноября 2014 г. по делу № 7-4900, решение Московского городского суда от 20 октября 2014 г. по делу № 7-4325/2014, апелляционное определение Мурманского областного суда от 26 ноября 2014 г. № 33-3725 и т. д.). Меньшая часть судов занимает сторону работодателей (например, определение Приморского краевого суда от 2 июля 2014 г. по делу № 33-5613).
На чем можно сэкономить при проведении спецоценки
Проведение спецоценки можно разделить на несколько ступеней:
- формирование комиссии для проведения спецоценки;
- составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке;
- составление графика проведения спецоценки;
- заключение договора со специализированной организацией;
- проведение спецоценки специализированной организацией;
- утверждение отчета о проведении спецоценки;
- знакомство работников с отчетом;
- размещение сведений о спецоценке на сайте работодателя.
Где можно сэкономить:
- Составление перечня рабочих мест. В него не включаются рабочие места надомников и дистанционных работников. Таким образом, финансовых затрат на них не будет. Поэтому работодателю стоит подумать, кого из работников можно перевести на дистанционную работу.
Также уменьшатся затраты, если в организации есть аналогичные рабочие места. На аналогичных рабочих местах спецоценку достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места. В перечне следует сделать отметку, что данные места предполагаются аналогичными.
Перечень по проведению спецоценки. Извлечение
Скачать образец - График проведения спецоценки. Составляя его, можно разбить спецоценку на несколько этапов. При этом количество этапов определяет сам работодатель (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). Распределение финансовой нагрузки во времени облегчит положение работодателя.
- При заключении договора со специализированной организацией важно сделать правильный выбор.
Можно провести конкурс для выявления среди кандидатов компании, которая предложит наилучшие финансовые условия.
В процессе конкурса стоит проверить, зарегистрированы ли кандидаты на проведение спецоценки в специальном реестре3. Таким образом, работодатель обезопасит себя от некачественно выполненной работы и последующих судебных тяжб. А следовательно, от непредвиденных дополнительных расходов. - В ходе проведения самой спецоценки возможность сэкономить зависит уже не от работодателя, а от условий труда, которые существуют в организации. Основную часть расходов здесь занимают измерения уровней вредных факторов, проведение исследований в лабораториях. Избежать этого можно только в том случае, если на последней аттестации рабочих мест условия труда не вошли в класс 3 и выше, то есть были допустимыми. В противном случае эксперт обязан провести измерения уровней вредных факторов4.
Если эксперт не идентифицировал вредные или опасные факторы производства, измерения и исследования не проводятся. А работодатель подает декларацию соответствия условий труда требованиям охраны труда.
Как говорить с руководителем о выделении финансов на спецоценку
Если, несмотря на все рассмотренные варианты сэкономить, сумма на спецоценку оказывается значительной, специалисту по охране труда потребуется убедить руководителя выделить средства. Рекомендуем довести до сведения руководителя размеры ответственности за непроведение спецоценки и сравнить размеры этой ответственности со стоимостью спецоценки.
Часть 2 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф для руководителя организации в размере от 5000 до 10 000 рублей, на компанию – от 60 000 до 80 000 рублей. Причем инспектор труда может оштрафовать и руководителя, и компанию.
Кроме того, в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-16 указано, что в ходе одной проверки, проводимой в отношении работодателя, контролирующий орган может выявить сразу несколько нарушений норм законодательства о труде. Например, если спецоценка не была проведена, значит, в трудовых договорах работников не зафиксированы условия труда согласно отчету спецоценки. Поэтому инспектор может наложить штраф также за ненадлежащее оформление трудового договора. Часть 3 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает за это штраф для руководителя в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а для компании – от 50 000 до 100 000 рублей (решение Московского городского суда от 2 сентября 2014 г. по делу № 7-7508/2014).
Как показывает правоприменительная практика, инспекторы труда нередко перемножают штраф на количество рабочих мест, где не проведена спецоценка. И тогда штраф возрастает многократно.
Для аргументации своей позиции специалист по охране труда может представить руководителю организации такую таблицу:
Таблица 2. Сравнение расходов на штрафы со стоимостью спецоценки
Расходы на штрафы при отсутствии спецоценки | Стоимость спецоценки |
Максимальный штраф за непроведение спецоценки одного рабочего места: 10 000 + 80 000 = 90 000 рублей. Максимальный штраф за отсутствие в трудовом договоре условий труда на рабочем месте: 20 000 + 100 000 = 120 000 рублей Итого за одно рабочее место, подлежащее спецоценке: 210 000 рублей Общая сумма штрафа может составить: 210 000 рублей х 10 рабочих мест = 2 100 000 рублей | Стоимость спецоценки одного рабочего места: 2000–5000 рублей Итого стоимость спецоценки: 5000 умножить на количество мест, подлежащих спецоценке, например: 5000 х 10 = 5000 руб. |
Ответы на ваши вопросы
Кто выдает направление на медосмотр?
На нашем предприятии отдел кадров при приеме на работу выдает направления на медосмотр (предварительный), а при проведении повторного медосмотра медучреждение не запрашивает направление на каждого работника. В этом случае предоставляем пофамильный список работников. Правильно ли мы делаем? Какая служба или подразделение предприятия должна выдавать направления на медосмотр?
Елена МАНОЙЛОВА
Законодательство не определяет, какое подразделение должно выдавать направление на предварительный медосмотр. Работодатель самостоятельно решает, кто будет заниматься этим вопросом. Направления на медосмотр необходимо оформлять для прохождения как предварительного, так и периодического медосмотра (п. 8 и 24 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н)). Подробнее можно прочитать в статьях «Какова роль кадровой службы в проведении медосмотров» (№ 3, 2013), «Оформляем направление на медосмотр без ошибок» (№ 9, 2014), «Порядок организации и проведения периодических медосмотров» (№ 3, 2015).
Нужен ли приказ о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа?
Нужно ли подготовить новые приказы, касающиеся охраны труда в начале года? Кроме того, начальство настаивает на издании приказов о назначении ответственного по охране труда, о назначении ответственного лица по проведению вводного и других инструктажей. Нужны ли они, если в штате есть специалист по охране труда?
Нафися АКИМОВА
Ежегодное обновление приказов по охране труда не требуется. Хотя работодатель может установить такое правило.
Если в организации есть специалист по охране труда, то назначать ответственного по охране труда не нужно. Также нет необходимости назначать ответственного за проведение вводного инструктажа по охране труда. Это входит в должностные обязанности специалиста по охране труда. А вот проведением инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого инструктажей занимаются руководители подразделений либо ответственные за выполнение отдельных работ. Для проведения данных видов инструктажей нужно назначить ответственных работников.
Задайте свой вопрос!
Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.
Самые необходимые нормативные акты
Документ | Поможет вам |
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» | Выяснить, как проводится спецоценка |
Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Определить, какую ответственность несет работодатель при нарушении законодательства о спецоценке |
Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ | Уточнить ответственность за нарушение трудового законодательства |
Запомните главное
1 Если в компании проведена аттестация рабочих мест, спецоценку можно не проводить на протяжении 5 лет, кроме случаев, когда обязательна внеплановая спецоценка.
2 На проведении спецоценки можно сэкономить, если в компании есть аналогичные рабочие места, дистанционные работники, на рабочих местах не обнаружены вредные факторы.
3 Компания самостоятельно составляет график на проведение спецоценки и выбирает организацию, проводящую спецоценку, исходя из своих финансовых возможностей.
4 Штраф за непроведение спецоценки и ненадлежащее в связи с этим оформление трудового договора во много раз превосходит стоимость спецоценки.
2 Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ”», постановление Правительства СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
3 Пункт 5 Правил допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599).
4 Приказ Минтруда РФ от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее – Приказ № 33н).
за правильный ответ
