ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2019года
Организация работы по охране труда
условия труда

Санитарно-бытовые помещения: как их организовать, чтобы не получить штраф от инспектора

Илья БРОВКИН, руководитель службы охраны труда АО «Пензтяжпромарматура» (Пенза)

Какие помещения нужны на предприятии

Санитарно-бытовое обслуживание — неотъемлемая часть СУОТ. Работодатель обязан обеспечить его в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212, 223 ТК). Поэтому на предприятии организовывают:

  • санитарно-бытовые помещения;
  • помещения для приема пищи;
  • помещения для оказания медицинской помощи;
  • комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;
  • посты c аптечками для оказания первой помощи;
  • аппараты c газированной соленой водой для работников горячих цехов и участков.

К санитарно-бытовым помещениям относят гардеробные, душевые, умывальные, туалеты. Кроме них, работникам могут понадобиться места для устройств питьевого водоснабжения и размещения полудушей, помещения для обогрева или охлаждения, для обработки, хранения и выдачи спецодежды, для сушки волос (п. 5.4 СП 44.13330.2011, «Актуализированная редакция СНиП 2.09.04–87», утв. приказом Минрегиона от 27.12.2010 № 782). Состав, размеры и тип помещений зависят от вида деятельности предприятия и от числа его работников.

Перегородки в санитарно-бытовых помещениях возводят как минимум двухметровыми. Для этого используют материалы, которые можно мыть горячей водой с моющими средствами. Потолкам, а также частям стен и перегородок выше 2 м необходимо иметь водостойкое покрытие.

Рабочие места в производственных зданиях разместите не дальше 75 м от туалетов, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей, устройств для питья. Если рабочие места находятся на территории предприятия, предельное расстояние до 150 м. Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и слепых свой максимум — не более 60 м (п. 5.19 СП 44.13330.2011).

Гардеробные и помещения для обработки, хранения и выдачи спецодежды

Обратите внимание

Если чистите и обезвреживаете спецодежду после каждой смены, вместо гардеробных оборудуйте раздаточные спецодежды

Если в организации работают 50 человек и меньше, для всех групп производственных процессов устройте общую гардеробную. Если работающих больше и при работе тело и одежда сильно загрязняются, предусмотрите отдельную гардеробную, чтобы разделить личную одежду работников от спецодежды. В каких случаях это нужно, указали в таблице 1.

Таблица 1. Какие нормы действуют для гардеробных, душевых и специальных бытовых помещений и устройств

Работодатель может обойтись без шкафов. Они не понадобятся, если ведомственные нормативные документы разрешают открытое хранение одежды или работы приводят только к загрязнению рук малоопасными и умеренно опасными веществами. Используйте в таком случае вешалки.

Отделений в шкафах или крючков вешалок для обычной и специальной одежды должно быть не меньше чем работающих на предприятии. Для уличной одежды количество отделений или крючков рассчитывайте по численности в двух смежных сменах (п. 5.6 СП 44.13330.2011).

При любых работах, в ходе которых выделяются пыль и вредные вещества, организуйте комнату, где выдают, хранят и ремонтируют респираторы. Рассчитайте ее площадь по списочной численности работников. Также нужны помещения и устройства, чтобы обеспылить или обезвредить спецодежду. Их рассчитывают по численности смены. Если работодатель не может обеспечить дезинфекцию, дегазацию, обеспыливание СИЗ и пр. своими силами, такие работы проводят в специализированной химчистке, с которой заключили договор.

Для ухода за спецодеждой нужна прачечная с отделением химчистки и помещение для ремонта спецодежды. Стирать в прачечной спецодежду, загрязненную опасными веществами, нужно отдельно от остальной спецодежды. Одному работнику, который занимается ремонтом, предоставьте 9 кв. м помещения. На каждую 1000 работников по списочной численности создайте одно рабочее место по ремонту обуви и два рабочих места по ремонту одежды. Можете пользоваться услугами сторонних организаций, если у них есть оборудование для обработки спецодежды. В этом случае можете организовать на предприятии только пункт приема и сдачи СИЗ в стирку, например, при складе.

Душевые и туалеты, помещения для обогрева или охлаждения работников

Душевые на предприятии не нужны, если малоопасные и умеренно опасные вещества загрязняют только руки работников. В остальных случаях они нужны. Лучше разместить душевые в помещениях, смежных с гардеробными. При них устройте преддушевые — помещения, где можно снять и надеть одежду. В душевых должны преобладать открытые кабины. Закрытыми могут быть до 20 процентов кабин (п. 5.14 СП 44.13330.2011).

Удобнее, когда душевые кабины расположили между гардеробной с личной одеждой и гардеробной со спецодеждой. Сквозной проход через кабины необходим при загрязнениях тела и спецодежды, требующих химчистки и стирки.

Сколько душевых и умывальников понадобится, рассчитайте по таблице 1. Количество зависит от группы, к которой относят производственный процесс, и численности работников. Считать сотрудников можно двумя способами: по численности работающих в многочисленную смену или по той ее части, которая одновременно заканчивает работу. Если сочетаете разные группы процессов, число душевых леек и кранов умывальников рассчитайте по группе с самыми высокими требованиями, число специальных бытовых помещений и устройств — суммируйте.

Туалет необходим на каждом этаже. Но если на двух смежных этажах работают 30 и менее человек, разместите его на одном этаже, где больше работников. Так же можно поступить, когда на трех этажах работает 10 и менее человек. Этим правилом нельзя воспользоваться, если на предприятии работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Когда в одну смену трудятся не более 15 работников, можете организовать общий туалет для мужчин и женщин (п. 5.17 СП 44.13330.2011). Перед входом в туалет устройте тамбур с умывальником и самозакрывающейся дверью. Можно обойтись без тамбура, если здание реконструировали, и при этом в организации нет работающих инвалидов на креслах-колясках.

Если технологическое, энергетическое, санитарно-техническое оборудование разместили на улице, нужны помещения для обогрева. Температуру воздуха в них поддерживайте на уровне 22–25 °С, скорость движения воздуха — на уровне 0,2 м/с. Дополнительно предусмотрите приборы местного обогрева.

Когда на рабочих местах или в помещениях для отдыха интенсивно вырабатывается тепло и это ухудшает условия труда, предусмотрите устройства для охлаждения. Например, полудуш — душевую кабину с холодной водой.

Помещения для приема пищи, устройства для питья

Важно

Если на предприятии работают инвалиды на креслах-колясках, дополнительно прибавьте к площади комнаты для приема пищи 1,65 кв. м на каждого работника с ограниченными возможностями

Создавать работникам помещение для приема пищи на территории предприятия работодатель обязан в двух случаях:

1. Требование закрепили в трудовом или коллективном договоре, локальных актах организации;

2. Условия производства не позволяют предоставить работникам перерыв, поэтому они отдыхают и принимают пищу в рабочее время (ч. 3 ст. 108 ТК).

Крупные производственные предприятия обычно проектируют со столовыми. Небольшие предприятия могут обойтись местом для приема пищи. Тип помещения и его площадь рассчитайте по таблице 2.

Таблица 2. Где работники могут поесть

Количество работниковПомещение
1–9Отдельная комната для приема пищи, но разрешено на дополнительном месте в гардеробной со столом площадью 6 кв. м
10–29Отдельная комната для приема пищи площадью 12 кв. м, но не меньше чем 1 кв. м на каждого посетителя
30–200Столовая-раздаточная
201 и болееРазрешена столовая, которая работает на полуфабрикатах

Оборудуйте комнату для приема пищи умывальником, стационарным кипятильником, электроплитой, холодильником (п. 5.52 СП 44.13330.2011). Персонал, который обслуживает столовые и комнаты для приема пищи, должен иметь медкнижки, ведь для него действуют санитарные требования для работников общественного питания.

Чтобы снабжать работников питьевой водой установите фонтанчики, кулеры, закрытые на замок баки с фонтанирующими насадками и другие устройства. На 200 работников в производственных помещениях должно быть одно устройство для питья. Если на рабочих местах есть оборудование, которое выделяет избыток тепла, одно устройство полагается на 100 сотрудников. Работников горячих цехов снабжайте подсоленной газированной водой, на каждого по 4–5 литров с содержанием соли до 0,5 процента.

Помещения здравоохранения, посты оказания первой помощи, места для отдыха

Нужен на предприятии медпункт или нет — зависит от требований в конкретной отрасли. Например, речные порты должны организовать медпункты (п. 14.6 ПОТ РО-152-31.82.03–96).

Работодателю, который обязан создать медпункт, нужно руководствоваться СП 44.13330.2011. Если списочная численность работников как минимум 50 работников, организуйте медпункт площадью 12 кв. м. Если количество работающих превысило 151 человек, норма площади выше — 18 кв. м. Еще на 3 кв. м придется увеличить площадь, если в компании трудятся инвалиды. Когда списочная численность работников больше 300, на предприятии нужно организовать фельдшерский здравпункт.

Если создавать медпункт не обязаны, оборудуйте санитарные посты. Укомплектуйте их носилками, аптечками для оказания первой медицинской помощи. Назначьте ответственного за состояние и содержание санитарных постов.

Помещения для отдыха и психологической разгрузки удобно разместить при гардеробных для домашней одежды и здравпунктах. Уровень звука в них не должен превышать 65 дБ. Если работники не контактируют с чрезвычайно и высокоопасными веществами и воздух рабочей зоны допустимый, можно организовать открытое место отдыха на площадке цеха, которую не используют в производственных целях (пп. 5.43, 5.45 СП 44.13330.2011).

Изолируйте места для курения от всех санитарно-бытовых помещений, чтобы оградить некурящих от воздействия табачного дыма (п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ). Обозначьте соответствующими знаками территорию, здания и объекты, где запрещаете курить, и отведите специальные места для курения (п. 14 постановления Правительства от 25.04.2012 № 390).

Обязательны ли нормы по санитарно-бытовым помещениям и что будет, если их не соблюдать

Важно

Ведомственные нормативные акты уточняют нормы для санитарно-бытовых помещений по отраслям. Например, СанПиН 2.3.6.1079–01 — для предприятий общепита

Работодатель применяет СП 44.13330.2011 на добровольной основе (приказ Росстандарта от 17.04.2019 № 831). Документ не регистрировали в Минюсте, на него нельзя ссылаться в спорах. Но практика показывает, что контролеры проверяют, как соблюдают свод правил.

Что произошло. Работники предприятия сушили спецодежду и спецобувь на отопительных батареях и на крючках кран-балки, поскольку помещение для сушки было небольшим. Питались они в механической мастерской на первом этаже, где был обеденный стол, стулья и посуда. А холодильник и микроволновая печь находились на втором этаже, в инструментальной.

После проверки инспектор предписал организовать помещение сушки спецодежды и спецобуви и комнату приема пищи. Работодатель обратился в суд.

Позиция работодателя. Контролеры не вправе проверять, как выполняют требования необязательных документов. У Роспотребнадзора нет полномочий проверять соблюдение СНиП (п. 1.1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Решение суда. Судья не удовлетворил жалобу и подтвердил: работодатель нарушил нормы санитарного и трудового законодательства (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 № 18АП-10478/2018, А76-3505/2018).

К таким же выводам пришли в решении Кемеровского областного суда от 21.10.2016 № 12–846/2016, определении Верховного суда Республики Татарстан от 21.12.2015 № 33-18574/2015, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 № 17АП-9105/2016, А60-692/2016, решении Арбитражного суда Архангельской области от 08.08.2017 № А05-7734/2016.

Тех, кто игнорирует требования к санитарно-бытовому обслуживанию работников, ждет административная ответственность по трем статьям КоАП. Предприятие, которое не соблюдает статью 223 ТК, могут оштрафовать на 50 тыс. — 80 тыс. руб., ИП и должностных лиц — на 2 тыс. — 5 тыс. руб. (ст. 5.27.1 КоАП). За нарушения, которые повлекли за собой несоблюдение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов и невыполнение санитарно-эпидемиологических требований, предприятие штрафуют на 10 тыс. — 20 тыс. руб., ИП и должностное лицо — на 0,5 тыс. — 2 тыс. руб. Вместо штрафа могут приостановить деятельность до 90 суток (ст. 6.3 и 6.4 КоАП).

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
От какого показателя зависит количество душевых на предприятии?
Класс условий труда на конкретных рабочих местах
Количество работников на всем предприятии
Количество работников в многочисленную смену
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.