
Как подобрать мероприятия, чтобы снизить уровни профрисков: критерии, примеры и советы от практика
Используйте критерии для подбора мероприятий
При выборе корректирующих мероприятий всегда учитывают специфику деятельности: одной компании можно снизить риск с помощью приобретения дополнительных СИЗ и элементов страховки; в другой компании выгоднее исключить технологический процесс из последовательности производства и устранить риск полностью. Какие есть виды мер, смотрите на схеме. Подбор мероприятий зависит от критериев: ресурсы компании, наименование опасностей, уровни рисков и вовлеченность работников. Далее читайте, как определить меры по каждому критерию.
Виды мероприятий по снижению уровней профрисков
Если текущий бюджет не позволяет провести необходимые мероприятия, в конце года внесите их в план мероприятий по ОТ
Ресурсы компании. Чтобы оценить ресурсы компании на мероприятия, учитывайте бюджет на охрану труда, а также наличие работников, которые будут реализовывать меры, и есть ли у них время на внедрение новшеств. В первую очередь рассмотрите мероприятия, для которых не нужно менять технологический процесс и оборудование. К этим мерам обращайтесь, если нет других вариантов снизить уровень риска, так как на них потребуется больше финансовых, временных и трудовых ресурсов.
При подборе мероприятий нужно учитывать, что их реально можно выполнить. Не пишите сверхъестественные задачи. Например, когда решили заменить оборудование на линии производства, учтите расходы на период простоя, сам аппарат и его установку. Если затраты слишком высокие и работодатель не выделит на мероприятие деньги, сразу предусмотрите замену.
Пример. Как подобрали мероприятия в компаниях с разными возможностями при опасности воздействия на работника движущихся деталей оборудования | ||
---|---|---|
Возможности компании | Мероприятия | |
Не хватает ресурсов на необходимый минимум | Контроль непосредственным руководителем соблюдения работником мер безопасности | |
Выполняют необходимые мероприятия | Установка защитных кожухов и нанесение знаков безопасности, контроль их надлежащего состояния | |
Выделяют средства на дополнительные мероприятия | Замена опасного оборудования новым, исключающим опасность |
Наименование опасностей. Подбирайте мероприятия по каждой опасности отдельно. После проверьте, может ли одно мероприятие снизить уровни нескольких рисков. Так можно будет сэкономить на реализации мер.
Пример. Как выбрали мероприятия в зависимости от наименования опасности | ||
---|---|---|
Опасность | Мероприятие | |
Наезд на человека | Разделить потоки движения пешеходов и транспорта, нанести дорожную разметку и инструктировать работников | |
Столкновение транспортных средств | Нанести дорожную разметку | |
Вдыхание дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре | Обслуживать противопожарные системы и проводить тренировки по эвакуации | |
Удар из-за падения случайных предметов | Убрать коробки и предметы со шкафов и проходов к рабочим местам | |
Психические нагрузки, стресс | Контроль режима труда и отдыха |
Проверяйте эффективность защитных мер перед включением в план по управлению профрисками и заменяйте те, которые не показали результат на практике
Уровни рисков. При разработке мер управления профрисками нужно учитывать их значимость и первоочередность выполнения. Это зависит от уровней риска. Сначала подберите мероприятия для высокого уровня. Они должны быть наиболее эффективными. Для средних уровней может быть достаточно организационных мер: контроль применения СИЗ и соблюдения требований ОТ при выполнении работ.
Пример. Как подобрали мероприятия при опасности поскальзывания и спотыкания в зависимости от уровня риска | |||
---|---|---|---|
Отрасль | Уровень риска | Мероприятие | |
Строительство | Высокий | Выдавать СИЗ, контролировать их применение | |
Общепит | Средний | Уборка по графику несколько раз в день и размещение предупреждающего знака | |
Образование | Низкий | Контроль содержания напольных поверхностей в надлежащем состоянии |
Беседуйте с работниками, чтобы узнать мнения об эффективности мероприятий: наиболее популярные обсуждайте с руководителями подразделений
Вовлеченность работников. Все меры управления рисками зависят от степени вовлеченности руководства в их реализацию. В целом по организациям снизился уровень культуры безопасности из-за моратория на проверки. Важно также привлекать работников к мероприятиям. Для этого повышайте их вовлеченность с помощью пропаганды ОТ.
Пример. Как вовлечь руководителя в процедуру управления профрисками | ||
---|---|---|
В организации за год произошло несколько тяжелых и смертельных НС. Специалист по ОТ проанализировал статистику и подготовил для руководства возможные пути решения. Директор увидел, как влияет на травматизм выполнение мероприятий по ОТ, и стал выделять дополнительные средства, чтобы снижать уровни профрисков, и принимать участие в подборе мероприятий. |
Заполните план управления профрисками
Расставьте опасности в приоритетном порядке. Сверху — с высоким уровнем риска. Снизу — с низким. Проверьте, что самые важные и действенные мероприятия по снижению уровней отразили напротив высокого уровня риска.
Укажите в плане ответственных за выполнение каждого мероприятия. Подберите их исходя из вида риска, длительности его воздействия и количества человек. Некоторые мероприятия должны быть на контроле у руководства организации.
В сроках отразите конкретные даты. Не пишите примерные — до конца года или третий квартал, потому что тогда непонятно будет, когда проверить выполнение и оценить уровни рисков повторно.
Обсудите сроки с ответственными лицами, чтобы они были реальными для выполнения с учетом отпусков и предвиденных ситуаций
Определите длительность воздействия опасности при выполнении работы: краткосрочная, среднесрочная или долгосрочная. Как от нее зависит уровень работников, которых будете привлекать к принятию решения о мерах по управлению риском, смотрите в таблице.
Как уровень привлекаемых к разработке мероприятий работников зависит от длительности воздействия опасности
После утверждения работодателем плана по управлению профрисками в первую очередь ознакомьте с ним всех ответственных лиц под подпись в самом документе. Рекомендую в данном случае не оформлять отдельный лист ознакомления, чтобы план сразу содержал всю необходимую информацию для составления служебных записок руководителю организации, если мероприятия не выполняют в срок.
Ознакомьте всех работников с результатами профрисков на их рабочих местах после завершения процедуры. Не забудьте, что они должны знать о существующих профрисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов (абз. 4 ч. 1 ст. 216 ТК). Ознакомить можно с картой оценки профрисков, если оформляли ее, или с реестром идентифицированных опасностей, реестром оцененных рисков и планом управления. Подписи должны быть либо в картах, либо в листе ознакомления с документами.
Проверьте эффективность
Оценка профрисков — цикличная процедура. Если не стали реже случаться НС и микротравмы, значит, в процедуре есть слабые места: не учли все опасности или подобрали неэффективные мероприятия. Попробуйте при следующей оценке использовать разные методы, чтобы охватить все опасности.
Периодичность оценки профрисков установите с учетом сроков на выполнение корректирующих мероприятий
Укажите в локальном документе, в котором регламентировали процедуру управления профрисками, как будете отслеживать эффективность мероприятий. На практике пришли к выводу, что результативно повторно оценивать риски на рабочих местах с высоким уровнем через три месяца после первичной процедуры. Если категории рисков остались прежними, мероприятия неэффективны и нужно разработать другие.
Пример. Как заменили нерезультативные мероприятия после повторной оценки | ||
---|---|---|
В компании у работников линии выявили опасность затягивания в движущие части транспортера. Сначала предусмотрели мероприятия по снижению — контроль непосредственного руководителя за соблюдением мер безопасности. Периодичность повторной оценки в локальном акте организации не указали. Через год произошел тяжелый НС с работником линии. После происшествия провели повторную оценку профрисков и выявили, что мероприятие неэффективно и нужно установить защитные ограждения, разместить знаки безопасности. |


Новый порядок оказания первой помощи: памятки для инструктажей
С 1 сентября перечень состояний, при которых необходимо оказывать первую помощь, расширили, поэтому мы разделили памятки на две статьи. В этом месяце забирайте памятки по четырем состояниям, в ноябре — остальные. Далее узнаете об особенностях нового Порядка, о которых важно рассказать на инструктаже.
Как не терять время при оказании помощи
По новому Порядку оказания первой помощи о вызове врачей нужно попросить окружающих лиц, чтобы не отвлекаться от спасения пострадавшего. На инструктаже объясните работникам, что за время, которое они потратят на звонок, состояние пострадавшего может значительно ухудшиться. Запомнить, в какой момент вызывать врачей, поможет алгоритм, а оказать первую помощь правильно — памятки в конце статьи.
Как выполнить новую обязанность и не навредить себе
Теперь при оказании первой помощи нужно при необходимости помочь пострадавшему принять медпрепараты. Например, у пострадавшего со стенокардией случился сердечный приступ, и он просит подать ему нитроглицерин и воду. Разъясните на инструктаже, что если работники не хотят отвечать за последствия такой помощи, пусть соблюдают два правила: подают пострадавшему только его таблетки и просят принять лекарство самостоятельно.
Памятки


Как разработать программу стажировки на рабочем месте
Когда нужно разработать программу стажировки

Важно
Стажировку проводят по ЛНА, который определяет объем мероприятий для нее. Работодатель вправе назвать документ как захочет, не обязательно программой стажировки
Программы стажировок разрабатывают, если в организации есть работники, которые проходят стажировку. Она обязательна для тех, кто выполняет работы повышенной опасности. Дополнительно работодатель вправе в ЛНА установить стажировку для других категорий работников. При планировании стажировки составьте перечень профессий и должностей, которым она нужна, и согласуйте его с представительным органом работников (ст. 219 ТК; пп. 26, 80 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464; далее — Правила № 2464). На каждую должность и профессию из перечня программы разрабатывают отдельно.
Что включить в программы стажировок
В программе стажировки устанавливают, что именно и за какой срок должен изучить работник. Также документ должен учитывать индивидуальные особенности рабочих мест на конкретном предприятии. Требований к разделам программы стажировки в законе нет. На практике в нее включают пояснительную записку, введение и план.
Пояснительная записка. В ней указывают, на основании каких требований законодательных и иных НПА в области охраны труда составили программу, а также количество учебных часов. Продолжительность стажировки определяют исходя из количества смен. Сколько часов нужно уделить практике, зависит от знаний и умений нового работника. План обучения составляют по объему задач для получения работником практических навыков. Объем устанавливает руководитель структурного подразделения в зависимости от требований правил, опыта стажера и локальных документов.
Введение. В этом разделе перечисляют, какие знания и навыки безопасной работы должен получить стажер. При этом учитывают характер и специфику работ, которые будет выполнять работник. Чтобы заполнить раздел, применяют правила по ОТ и должностную инструкцию.
План стажировки. Здесь указывают сам ход стажировки, начиная с приказа о назначении наставника. Также включают перечень вопросов и видов работ, которые должен выполнить стажер под руководством наставника.
Если на рабочих местах высокий уровень травматизма, в зависимости от его причин в программу стажировки включают разделы, которые указали на схеме 1. Чтобы составить программу, используют документы, которые указали на схеме 2.
Схема 1. Дополнительные разделы в программах стажировки
Схема 2. Какие документы использовать для разработки программ стажировки
минимальная продолжительность стажировки
Кто разрабатывает программу стажировки
Работодатель определяет самостоятельно, кто будет разрабатывать программу стажировки и отвечать за организацию процедуры. Как правило, за разработку отвечают руководители работников или структурных подразделений. Обязанность закрепите в ЛНА, например, в приказе.
Специалист по ОТ не разрабатывает программу стажировки, его обязанность — оказать методическую помощь руководителям (п. 3.1.2 профстандарта, утв. приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н). Чтобы руководители не перекладывали на вас обязанность по разработке программы и не обращались с бесконечными вопросами, подготовьте для них общий шаблон с подсказками.
В шаблоне программы пропишите текст, который подойдет для всех профессий, — общие положения по ОТ. Курсивом для примера внесите данные, которые руководители будут заполнять самостоятельно с учетом характера и специфики работы. Добавьте в шаблон сноски с пояснениями, куда и какую информацию нужно внести. Образец шаблона смотрите в конце статьи.
Вместе с шаблоном отправьте руководителям структурных подразделений краткую инструкцию к нему, чтобы они составляли программы стажировок самостоятельно. В инструкции пропишите:
- как использовать шаблон программы;
- как правильно установить продолжительность стажировки;
- требования, по которым выбирают наставника;
- перечень документов, которые нужно использовать;
- порядок согласования программы;
- порядок допуска стажеров к самостоятельной работе.
Программу стажировки согласовывают со службой ОТ и представительным органом работников (при наличии). Утверждает документ руководитель организации (п. 28 Правил № 2464).
Образцы документов
Скачать:
Приказ об организации стажировки
(вернуться в статью >>>)
Шаблон программы стажировки для грузчика
(вернуться в статью >>>)
Если документы не отображаются, обновите страницу — нажмите F5
за правильный ответ
