ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2024года
Специальная оценка условий труда
результаты спецоценки

После спецоценки изменились условия труда: как действовать, чтобы не стать самым слабым звеном в организации

Екатерина СИТЬКО, главный редактор журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Какую информацию передать коллегам 

Обратите внимание

Результаты СОУТ, которые содержат государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, применяют со дня утверждения отчета (ч. 2 ст. 7 Закона № 426-ФЗ)

Гарантии и компенсации за вредные условия труда начисляют с момента, когда сведения о результатах спецоценки внесли во ФГИС СОУТ, и не позже (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее — Закон № 426-ФЗ). Задача специалиста по охране труда — получить результаты, проанализировать их, затем незамедлительно передать информацию в отдел кадров и в бухгалтерию.

Кадровая служба в короткие сроки должна разработать и утвердить у директора документы об изменениях и затем ознакомить работников с ними под подпись (ст. 72 ТК). Бухгалтерия должна начислять взносы в Социальный фонд (СФР) на основании действующих результатов спецоценки с учетом дифференцированной шкалы (п. 3 ст. 428 НК). Поэтому сразу, как получите отчет о СОУТ на согласование, сопоставьте результаты новой и предыдущей процедуры. Если выявите рабочие места, на которых изменились производственные факторы или итоговый класс условий труда, составьте их перечень и передайте информацию в отдел кадров и бухгалтерию.

Если организация новая и спецоценку на рабочих местах проводите впервые, предоставьте в кадры и бухгалтерию информацию об условиях труда на всех оцененных рабочих местах. Для этих целей удобно передать коллегам сводную ведомость в виде электронного документа или ее бумажную копию из отчета (форма, утв. в разделе V приложения 3 к приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Организация, которая проводила спецоценку, обязана внести отчет во ФГИС СОУТ в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета. После того как отчет внесут в систему, организация обязана уведомить об этом работодателя-заказчика в течение 3 рабочих дней. Поэтому, когда получите уведомление либо через 10 рабочих дней со дня утверждения отчета, проверьте его наличие в системе через личный кабинет на сайте Минтруда. Дату, которой сведения внесли во ФГИС СОУТ, сообщите в отдел кадров и бухгалтерию.

Как назначать гарантии и компенсации, если условия труда ухудшились

Важно

Ознакомьте работников под подпись с результатами спецоценки не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (п. 4ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)

На основании результатов СОУТ с работником заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописывают условия труда на рабочем месте, гарантии и компенсации (ч. 2 ст. 57 ТК, подп. 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ). При этом в качестве даты, с которой предоставляют гарантии и компенсации, указывают дату внесения сведений во ФГИС СОУТ.

Поскольку условия труда изменились, прежде чем заключить дополнительное соглашение, работодатель обязан уведомить работника об изменении трудового договора под подпись не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК, п. 1 письма Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1, письмо Минтруда от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516).

Если работник не согласится трудиться в новых условиях, кадровый специалист должен в письменной форме предложить ему другую работу. Если подходящей работы нет или работник отказался от предложения, трудовой договор придется расторгнуть. При этом уволенному сотруднику полагается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (п. 7 ч. 1 ст. 77, ст. 178 ТК).

Когда можно отменить гарантии и компенсации

2
месяца —

срок, за который работодатель обязан уведомить работников о предстоящих изменениях (ст. 74 ТК)

Если в организации провели мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах и СОУТ подтвердила их эффективность, работодатель вправе отменить работникам льготы и компенсации (письмо Минтруда от 11.09.2019 № 15-1/ООГ-2048). Приказ об этом издают в день утверждения отчета, но прекращать предоставлять компенсации можно только спустя два месяца, как работника ознакомили с этим приказом.

Если предоставляли гарантии и компенсации, а после СОУТ их отменили, работники могут не согласиться с изменениями и обратиться в суд. В этом случае придется доказать, что гарантии и компенсации отменили по результатам спецоценки, которую проводили в соответствии с законом без нарушения порядка процедуры, а условия труда улучшились. При этом работников своевременно под подпись ознакомили с результатами СОУТ и с приказом об изменении условий труда и порядка выдачи гарантий и компенсаций. Если нарушений не выявят, суд откажет работникам в иске.

Пример. Работники компании получали надбавку 12 процентов к окладу и ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск 12 дней. А в ноябре 2017 года их ознакомили с приказом, в соответствии с которым по результатам СОУТ доплату уменьшили до 4 процентов к окладу, а дополнительный отпуск отменили совсем. Работники с этим не согласились и обратились в суд. Они просили вернуть им прежние доплату и дни дополнительного отпуска, а также выплатить каждому компенсацию морального вреда по 5000 руб.
Суд установил, что до ноября 2017 года надбавки и отпуска предоставлялись на основании аттестации рабочих мест. В 2017 году в компании провели спецоценку. Согласно заключению государственной экспертизы условий труда, нарушений при проведении спецоценки не установлено.
По результатам спецоценки класс (подкласс) условий труда изменился в сторону улучшения, и у работодателя были основания снизить надбавку и отменить дополнительный отпуск. Суд не нашел каких-либо нарушений в действиях работодателя и отказал работникам в иске (апелляционное определение Челябинского областного суда от 10.01.2019 по делу № 11-50/2019).

Выплачивать ли гарантии и компенсации, если не было СОУТ

Когда принимают работника на только созданное и еще не оцененное рабочее место, нужно в течение 12 месяцев провести внеплановую СОУТ (подп. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). До спецоценки в трудовом договоре указывают общую характеристику условий труда: описание рабочего места, оборудование и особенности работы с ним.

После спецоценки трудовой договор дополняют недостающими сведениями: вредные и опасные производственные факторы, итоговый класс условий труда, размеры и виды гарантий и компенсации. При этом работодатель вправе, но не обязан предоставить работнику гарантии и компенсации за труд во вредных или опасных условиях труда за период до проведения СОУТ (письма Минтруда от 26.03.2020 № 15-1/В-1375, от 06.05.2022 № 15-1/ООГ-1039).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ

Работодатель не предоставляет гарантии и компенсации по результатам спецоценки

Когда работодатель не хочет оформлять и выплачивать гарантии и компенсации по результатам СОУТ, задача специалиста по ОТ — разъяснить риски. Объясните, что работники могут обратиться в ГИТ, и она обяжет компанию предоставить гарантии и компенсации, включая надбавки к зарплате, за все периоды после СОУТ и по настоящее время.

Для убедительности приведите пример из судебной практики. Организация провела в 2015 году СОУТ, по результатам которой должна была платить работникам надбавку к зарплате и предоставлять дополнительные отпуска, но работодатель решил этого не делать. В 2020 году двое работников обратились в ГИТ. В результате инспектор провел внеплановую проверку и обязал организацию предоставить гарантии и компенсации с момента проведения спецоценки и по настоящее время.

Организация не согласилась с ГИТ и обратилась в суд, заявив, что установленный статьей 392 ТК срок для взыскания работниками невыплаченных надбавок истек. В итоге суд признал, что предписание ГИТ соответствует закону, и отказал работодателю (кассационное определение Верховного суда от 07.12.2022 № 46-КАД22-15-К6). 

Алгоритм

Скачать:

Алгоритм
(вернуться в начало статьи >>>)

Если алгоритм не отображается, обновите страницу — нажмите F5

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
С какого момента отсчитывают 30 календарных дней на ознакомление работников с результатами СОУТ?
Со дня утверждения отчета о проведении СОУТ
Со дня внесения отчета во ФГИС СОУТ
Со дня получения уведомления о внесении отчета во ФГИС СОУТ
3
Март 2024года
Специальная оценка условий труда
тест

Проверьте свои знания по теме «Специальная оценка условий труда»

  • 1
    Что из перечисленного работник обязан сделать в рамках СОУТ на своем рабочем месте?

    Правильный ответ: В.
    Обоснование: часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ)

  • 2
    Когда можно применять результаты СОУТ, которые не содержат государственную тайну?

    Правильный ответ: А.
    Обоснование: часть 2 статьи 7 Закона № 426-ФЗ

  • 3
    Какой номер до начала СОУТ работодатель получает от организации, которая проводит мероприятие?

    Правильный ответ: Б.
    Обоснование: часть 6 статьи 8 Закона № 426-ФЗ

  • 4
    Что из перечисленного не учитывают во время идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов?

    Правильный ответ: В.
    Обоснование: часть 3 статьи 10 Закона № 426-ФЗ

  • 5
    Кто утверждает перечень аналогичных рабочих мест?

    Правильный ответ: А.
    Обоснование: часть 5 статьи 9 Закона № 426-ФЗ

  • 6
    Когда декларация соответствия условий труда прекращает действовать, а на рабочем месте проводят внеплановую СОУТ?

    Правильный ответ: Г.
    Обоснование: часть 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ

  • 7
    Каким документом оформляют результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов?

    Правильный ответ: Б.
    Обоснование: часть 6 статьи 12 Закона № 426-ФЗ

  • 8
    Когда комиссия принимает решение о невозможности измерений вредных или опасных производственных факторов?

    Правильный ответ: Б.
    Обоснование: часть 9 статьи 12 Закона № 426-ФЗ

  • 9
    Сколько месяцев есть у работодателя, чтобы провести внеплановую СОУТ, если в организации ввели в эксплуатацию новые рабочие места?

    Правильный ответ: В.
    Обоснование: часть 2 статьи 17 Закона № 426-ФЗ

3
Март 2024года
Промышленная безопасность
изменения в работе

Изменения-­2024 в промышленной безопасности

Екатерина ЕФРЕМОВА, главный редактор Системы Промбезопасность

Декларация промбезопасности 

С 1 января 2024 года декларация промбезопасности — основание, по которому можно понизить класс опасности при эксплуатации некоторых ОПО или не завышать его при первичной идентификации нового объекта. Также для ОПО III и IV классов опасности разрешили разрабатывать декларации по собственной инициативе. Их можно готовить на любом этапе жизненного цикла ОПО: при строительстве, реконструкции, эксплуатации, техническом перевооружении, консервации или ликвидации.

Для деклараций на ОПО III и IV классов опасности также нужна экспертиза промбезопасности. До января требование действовало только для декларации на объекты I и II классов опасности (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; далее — Закон № 116-ФЗ). Изменения внесла статья 1 Федерального закона от 14.11.2023 № 534-ФЗ.
Классы опасности ОПО

Идентификация ОПО

С января 2024 года разрешили не проводить учет суммарного количества опасных веществ одного вида на соседних объектах, расстояние между которыми менее 500 метров. Но только в случае, когда декларация промбезопасности подтверждает невозможность каскадного развития аварии, то есть при аварии на ОПО зона вероятного поражения не затронет соседний объект.

Исключение в требованиях к идентификации сделали для ОПО трубопроводного транспорта. Для них нужно учитывать суммарное количество вещества одного вида, которое находится в частях трубопроводов до узлов арматуры автоматического управления остановкой техпроцесса, расположенных менее чем за 500 метров от границ ОПО (п. 4 примечаний из приложения 2 к Закону № 116-ФЗ).

Проверки

С 6 января 2024 года Ростехнадзор использует новый индикатор риска для внеплановых проверок на ОПО III и IV классов опасности. С его помощью выявляют организации, которые провели модернизацию или замену техустройств, но не заявили об этом. Инспектор придет с проверкой, если в течение двух лет после регистрации экспертизы промбезопасности документации на техперевооружение организация не направит заявление о внесении изменений в сведения об объекте в госреестр ОПО.

Внеплановой проверки не будет, если инспектор получит информацию о том, что на ОПО не проводили техническое перевооружение. Новую причину для внеплановых проверок установил пункт 9 перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности (приказ Ростехнадзора от 27.11.2023 № 424).

Транспортировка опасных веществ

Обратите внимание

Новое руководство можно использовать при проектировании и строительстве ОПО. Предыдущую редакцию документа не использовали на этих стадиях жизненного цикла ОПО

С 1 января 2024 года нужно разрабатывать внутреннюю инструкцию по безопасному транспортированию опасных веществ на ОПО железнодорожным или автомобильным транспортом. Требования к составу инструкции указали в пункте 5 Руководства по безопасности (утв. приказом Ростехнадзора от 30.10.2023 № 390; далее — Новое руководство).

Если транспортируете опасные вещества по путям или дорогам необщего пользования на ОПО, учтите дополнительные рекомендации Нового руководства:

  • о назначении ответственных работников при транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом (п. 11);
  • организации погрузочно-разгрузочных работ и расстановки вагонов (п. 17);
  • маршрутах следования автотранспортных средств и схемах движения (п. 26);
  • внесении изменений в конструкцию транспортных средств (п. 32);
  • параметрах, которых нужно достичь при дегазации цистерн (п. 42);
  • комплектности автотранспортных средств (п. 46);
  • комплектности вагонного состава при транспортировке цистерн с легковоспламеняющимися нефтепродуктами (п. 65);
  • проведении экспертизы промышленной безопасности (п. 67).

Аттестация

Новые вопросы для аттестации. В январе 2024 года Ростехнадзор изменил вопросы в разделах:

  • требования безопасности гидротехнических сооружений. Вопросы в области аттестации В.1—В.4 изменились с 15 января;
  • требования к порядку работы в электроустановках потребителей. Вопросы в области аттестации Г.1.1 изменились с 29 января;
  • требования к эксплуатации электрических станций и сетей. Вопросы в области аттестации Г.2.1—Г.2.5 изменились с 29 января.

Новый перечень областей аттестации. С 1 сентября 2024 года вступит в силу новый перечень областей аттестации по промбезопасности, по вопросам безопасности ГТС и в сфере электроэнергетики, в который добавили 18 наименований. Из перечня исключили пять областей аттестации, их шифры заняли новые области (приказ Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285). Скачайте таблицу со сравнительным анализом областей аттестации.

Продолжат действовать результаты аттестации, которую работники прошли до 1 сентября 2024 года. В этом случае документы по аттестации будут действовать пять лет с момента аттестации работника или до внеочередной процедуры (п. 3 приказа Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285).

Пример. Работник, который строит подземные сооружения, но их не проектирует, прошел аттестацию в апреле 2024 года по Б.4.2 «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт подземных сооружений». После 1 сентября ему не нужно проходить аттестацию по Б.4.2 «Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов горной промышленности». Аттестация от апреля 2024 года будет действовать до апреля 2029 года.

Госэкспертиза проектной документации

С 1 марта 2024 года электронные документы для госэкспертизы проектной документации нужно будет подавать в формате xml, если используете принцип одного окна (приказ Минстроя от 31.01.2023 № 55/пр). Схемы для формирования документов в xml-формате Минстрой будет размещать на сайте. В каких форматах представлять документы, если на сайте нет xml-схемы, смотрите в таблице.
Форматы документов для госэкспертизы, если нет xml-схемы

Закон о промышленной безопасности

С 1 сентября 2024 года на основании Федерального закона от 25.12.2023 № 637-ФЗ в Законе № 116-ФЗ начнут действовать пять основных изменений по направлениям:

Экспертиза техустройств. Обязали проводить экспертизу промбезопасности техустройства, если фактический срок службы превышает 10 лет. До 1 сентября экспертиза требуется после 20 лет службы устройства. Требование касается устройств, срок службы которых отсутствует в технической документации (п. 2 ст. 7 Закона № 116-ФЗ в новой редакции).

Словарь

Положительное заключение экспертизы промбезопасности — заключение с выводом о полном соответствии объектов требованиям промбезопасности

Продление срока эксплуатации здания и сооружения. Решение о возможности эксплуатации здания или сооружения на ОПО после окончания срока их эксплуатации будет принимать руководитель организации или обособленного подразделения. Решение должны принимать на основании положительного заключения экспертизы промбезопасности и оформлять одним из двух способов: на бумаге с подписью руководителя или электронным документом с цифровой подписью (п. 3 ст. 9 и п. 5 ст. 13 Закона № 116-ФЗ в новой редакции).

Обоснование безопасности. Документ разрешили оформлять при капремонте линейного объекта и техперевооружении ОПО. Утверждает обоснование застройщик, технический заказчик или руководитель эксплуатирующей организации при наличии положительного заключения экспертизы промбезопасности. Обоснование нужно будет направить в Ростехнадзор в течение 10 дней с момента завершения работ (п. 4 ст. 3 Закона № 116-ФЗ в новой редакции).

Декларация промбезопасности. Разрешили не разрабатывать декларацию повторно в случаях, когда изменили технологические процессы на ОПО (п. 3.1 ст. 14 Закона № 116-ФЗ в новой редакции).

Расследование аварий. В Законе № 116-ФЗ закрепили требование, что в состав комиссии по расследованию причин аварий дополнительно к другим членам нужно включать:

  1. Представителей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые обслуживают ОПО.
  2. Представителей профессионального объединения страховщиков. Их включают только при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО (п. 2 ст. 12 Закона № 116-ФЗ в новой редакции).

Представителей указанных организаций и сейчас включают в состав комиссии по расследованию аварий по требованию, но на основании пункта 9 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (утв. приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503).

Лицензирование ОПО

С 1 сентября 2024 года ограничили круг организаций, которые должны получать лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Лицензия не нужна для ОПО, которые эксплуатируют на объектах в организациях федеральных органов исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний (п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ в новой редакции на основании Федерального закона от 25.12.2023 № 637-ФЗ).

Производственный контроль на ОПО

К сентябрю 2024 года нужно изменить структуру производственного контроля (ПК). Кроме лица, ответственного за осуществление ПК, нужно будет назначить работников, которые будут его осуществлять (постановление Правительства от 29.07.2023 № 1233). Как распределили обязанности и какие права установили для этих категорий, смотрите в памятке.

Скачать:

Памятка

Кликайте по половинкам изображения, чтобы увеличить их или свернуть

Если памятка не отображается, обновите страницу — нажмите F5

ПЛАРН

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) можно будет направлять в Росприроднадзор на согласование любым доступным способом. С 1 сентября появится возможность подать план в форме электронного документа или в форме сканов через Госуслуги. При этом не нужно будет прилагать к плану копии документов об аттестации аварийно-спасательных служб, а к уведомлению о проведении комплексных учений — копию плана. Росприроднадзор и МЧС самостоятельно обменяются информацией в рамках межведомственного взаимодействия.

Росприроднадзор примет план на рассмотрение или откажет в нем с указанием причин. О решении уведомит в течение одного рабочего дня в той же форме, в которой направили план на согласование. Если ведомство согласует ПЛАРН, то также в течение одного рабочего дня сведения об этом внесут в реестр согласованных планов.

Изменения внесло постановление Правительства от 11.12.2023 № 2122. Оно также отменяет ПЛАРН для некоторых объектов на сухопутной части страны. Кроме этого, разрешает организации разработать один план:

  • для системы внутрипромысловых, межпромысловых трубопроводов месторождения углеводородного сырья или участка недр;
  • участков магистральных трубопроводов, расположенных на территории одного субъекта страны, с учетом природных особенностей мест расположения объектов, а также места дислокации привлекаемого аварийно-спасательного формирования;
  • нескольких объектов с единым назначением, а также если объекты неразрывно связаны физически или технологически. Такие объекты должны быть расположены в пределах одного или нескольких участков. 

Скачать:

Таблица
(вернуться в начало статьи >>>)

Если таблица не отображается, обновите страницу — нажмите F5

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.