ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2014года
Профессиональные заболевания

Особенности профилактики профзаболеваний у локомотивных бригад

Ксения СЛАДКОВА, эксперт журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Какими особенностями условий труда отличается железнодорожный транспорт

Многочисленные исследования показывают, что работники железнодорожного транспорта повсеместно подвержены комплексному воздействию производственных факторов. К тому же более трети работников отрасли заняты во вредных условиях труда.

Эксплуатация технологического оборудования, ремонтные и путевые работы сопровождаются высоким пылеобразованием, выделением аэрозолей, интенсивными шумом и вибрацией, а также большими физическими и нервно-эмоциональными нагрузками. Все это обуславливает повышенный риск развития профзаболеваний, среди которых преобладают:

  • болезни органов дыхания (пневмокониозы, пылевой бронхит);
  • вибрационная болезнь;
  • профессиональная тугоухость;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата.

Почти половину выявляемых случаев профзаболеваний на железнодорожном транспорте регистрируют среди машинистов и их помощников. Эти профессии относят к самым распространенным и дорогостоящим в отрасли. Если один работник теряет трудоспособность, то на обучение нового специалиста уйдет немало времени и средств. Кроме того, ошибки в работе машиниста (аварии, наезды, крушения) могут привести работодателя к серьезным экономическим потерям. Отсюда возникает необходимость постоянно совершенствовать мероприятия по охране здоровья работников локомотивных бригад и разрабатывать новые методы прогнозирования профзаболеваний.

Какие вредные факторы действуют на работников локомотивных бригад

Больше всего на работников локомотивных бригад воздействуют шум и вибрация. Основными источниками шума в кабине машиниста являются силовые установки, вспомогательное оборудование, взаимодействие колес и путей. Уровень шума в кабинах тепловозов М62, ТЭЗ, 2ТЭ10М, 2ТЭ10Л в движении, как правило, превышает допустимые значения на 15–35 дБА практически по всему спектру частот. Иногда он достигает 120–122 дБА при норме 80 дБА. В более новых локомотивах 2ТЭ116, 2ТЭ10УТ, 2ТЭ10МК уровни шума близки к установленным нормативам.

Уровень вибрации на рабочих местах машинистов и их помощников иногда превышает норму в 14 раз по вертикальной и в 10 раз по горизонтальной составляющим. Однако современные конструктивные элементы кресел и кабины (например, амортизаторы) снижают эти параметры на современных тепловозах и электровозах до предельно допустимых значений.

Работники локомотивных бригад также подвержены влиянию неблагоприятного микроклимата и химического загрязнения воздуха рабочей зоны. На серийных локомотивах, как правило, нет систем кондиционирования воздуха и климат-контроля. Температура воздуха в кабине машиниста может колебаться в пределах 16–20 ºС. Помимо этого, через конструкционные неплотности и открытые окна в кабину проникают токсические вещества – окислы азота, окись углерода, ароматические углеводороды и т. д. Так, замеры, проведенные в кабинах тепловозов типов 2ТЭ116, 2ТЭ10М и 2ТЭ10МК, выявили следующие превышения ПДК для производственных условий:

  • по оксиду азота – в 2,5–2,9 раза;
  • по оксиду углерода – в 1,1–1,3 раза.

Наряду с этим машинисты и их помощники подвержены сильным нервно-эмоциональным нагрузкам из-за постоянного напряжения зрительного, слухового анализаторов и психоэмоциональной обстановки.

Какие профзаболевания распространены среди работников локомотивных бригад

Чаще всего работники локомотивных бригад страдают от нейросенсорной тугоухости. Ее выявляют, как правило, у машинистов, а не у их помощников, которые младше и имеют меньший стаж работы. То есть длительность воздействия шумового фактора играет решающую роль в развитии профзаболеваний слуха.

Предупреждает
Татьяна ТРАУТВЕЙН,
ведущий инженер по охране труда Сибирского центра безопасности труда ООО «Сибирский центр безопасности труда» (Барнаул)

Развитию профзаболеваний слуха больше всего подвержены машинисты как тепловозов, так и электровозов со стажем труда более 20 лет. То есть основная группа риска – это работники локомотивных бригад со средним возрастом 45 лет.

По данным ранее проводившейся аттестации рабочих мест шум и вибрация на всех локомотивах обычно не превышают допустимых значений. Тем не менее условия труда на большинстве рабочих мест машинистов и их помощников признаны вредными (класс 3.2). Это связано с высокой напряженностью труда. Именно сочетание вредных факторов можно считать причиной развития профзаболеваний у работников локомотивных бригад – в частности, тугоухости. Отсюда напрашивается несколько выводов:

1.   Методика оценки шума, которая применялась ранее при аттестации рабочих мест, несовершенна. Она не охватывает все источники шума в кабине локомотива.

2.   Необходимо пересмотреть оценку факторов развития профессиональной тугоухости, потому что сейчас она ориентирована только на превышения допустимых уровней шума и не учитывает влияние других вредных факторов. Например, исследования показывают, что увеличение напряженности труда на один подкласс равнозначно увеличению шума на 7 дБА. Если уровень шума в кабине локомотива в среднем равен 78 дБА, то с учетом высокой напряженности труда его можно оценить как 93 дБА при норме – 80 дБА.

Таблица. Частота профзаболеваний у работников локомотивных бригад в зависимости от класса условий труда

Тип локомотиваКласс условий трудаЧастота профессиональной тугоухости, %Частота вибрационной болезни, %
ЭлектровозыВЛ-82М,
ВЛ-80,
ВЛ-80М,
ВЛ-10,
Л-11
3.227,321,9
Тепловозы2Т10УТ,
2ТЭ10М,
2ТЭ10В
3.228,421,9
 ЧМЭ-33.244,356,3      

Как бороться с профзаболеваниями

На основе исследований последних лет и данных Роспотребнадзора можно выделить ряд причин, обусловливающих неудовлетворительные условия труда и профзаболевания работников локомотивных бригад. Среди них:

– износ локомотивного и вагонного парков;
– нарушение санитарно-гигиенических норм и требований к условиям труда;
– отсутствие производственного контроля и несоблюдение установленных гигиенических регламентов.

Ограничить влияние вредных и опасных факторов на работников локомотивных бригад можно путем модернизации локомотивного парка. Для этого необходимо:

  • оснастить кабины электровозов и тепловозов звукоизоляцией;
  • восстановить уплотнители дверей;
  • ремонтировать или заменить кресла машинистов;
  • установить вентиляторы и стекла с обогревом и т. д.

К сожалению, эти меры не всегда выполняют качественно и целиком. Например, на сегодняшний день из числа обследованных локомотивов не соответствуют требованиям по уровню шума почти 40 процентов, а кресла машинистов не исправны в 63 процентах кабин.

В транспортной отрасли до сих пор актуальна проблема позднего диагностирования профзаболеваний, когда трудоспособность работника уже сильно ограничена. В связи с этим особое внимание нужно уделять организации медосмотров работников, а именно:

  • при составлении контингента на медосмотр учитывать комплекс вредных факторов и веществ, которые действуют на работников;
  • в полном объеме проводить необходимые исследования и анализы в рамках медосмотра, в том числе: крупнокадровую флюорографию, реовазографию периферических сосудов, капилляроскопию, исследование вестибулярного аппарата и т. д.;
  • проводить медосмотр с участием всех необходимых специалистов (отоларингологов, окулистов и т. д.);
  • отправлять работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, на обследование в центры профпатологии каждые пять лет.

Одновременно следует создать новую нормативно-правовую базу, устанавливающую режим труда и отдыха работников железнодорожного транспорта, а также их технического, технологического, профессионального, медицинского и психофизиологического обеспечения.

Советует
Андрей ЖЕЛУДЕНКО,
директор ООО «Профит-Сервис» (Владивосток)

Учет временных показателей работы должен быть основным принципом организационных мероприятий по профилактике профзаболеваний, связанных с воздействием шума и вибрации. Поэтому для работников локомотивных бригад очень важен оптимальный режим труда, позволяющий организму восстановиться к началу следующей рабочей смены.

Какие меры профилактики профзаболеваний наиболее эффективны

Чтобы усилить контроль за условиями труда, на железных дорогах организованы региональные комиссии по охране труда, а также инженерно-врачебные бригады, в работе которых участвуют специалисты Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

Особо актуальным остается вопрос освоения современных технологий, которые помогли бы минимизировать шумовибрационный фактор на подвижном составе. В настоящее время уже предложены конструктивные решения многоступенчатого вибродемпфирования кабин локомотивов, которое снизит вибрацию на новых тепловозах и электровозах до предельно допустимых уровней.

Ответы на ваши вопросы

Относится ли радикулит к профзаболеваниям?

Является ли радикулит у железнодорожников, проводников и мойщиков вагонов профзаболеванием?
Владимир ЗАЙЦЕВ, инженер по охране труда (Омск)

Да, радикулит (радикулопатия пояснично-крестцового уровня) относится к профессиональным заболеваниям, связанным с физическими перегрузками1. Однако установить связь болезни с трудовой деятельностью работника сможет только врач-профпатолог.

Что расследовать – несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание?

На руднике произошел внезапный выброс сернистого газа. Трое рабочих пытались выйти из опасной зоны без применения изолирующих самоспасателей, хотя должны были ими воспользоваться по инструкции. В результате сотрудники получили отравление сернистым газом и были госпитализированы. Через 12 часов их выписали из больницы, и рабочие вышли на работу. Медучреждение известило Роспотребнадзор о случае острого профессионального отравления. Что в таком случае расследовать – острое профессиональное отравление или групповой несчастный случай?
Александр ЗАХАРОВ, специалист по охране труда (Красноярск)

Данный инцидент следует расследовать скорее как острое профессиональное отравление, так как работники пострадали от однократного воздействия вредного производственного фактора2. Если говорить о несчастных случаях, то расследованию подлежат инциденты, в результате которых работник утратил трудоспособность (ч. третья ст. 227 ТК РФ). В вашем случае утраты трудоспособности не было: сотрудникам не выдали больничные листы, и они продолжили работу. Кроме того, если в медучреждении работникам поставили диагноз острого отравления, то и расследовать его стоит как острое профессиональное заболевание.

Кто из работодателей должен расследовать профзаболевание?

Работник по специальности электрогазосварщик был уволен работодателем № 1 в порядке перевода к работодателю № 2. При этом рабочее место осталось прежним, вредные условия труда сохранились. Кому из работодателей теперь расследовать профзаболевание сотрудника, если предварительный диагноз ему был установлен, когда тот работал у одного работодателя (№ 1), а заключительный – когда у другого (№ 2)?
Олег ГОНЧАРОВ, специалист по охране труда (Обнинск)

Расследовать профзаболевание должен работодатель № 2, потому что:

у него работник занят во вредных условиях труда3;
при нем установили заключительный диагноз4.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

ДокументПоможет вам
Приказ Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 г. № 417нУзнать полный перечень профзаболеваний
Постановление Правительства России от 15 декабря 2000 г. № 967Разобраться в нюансах расследования и учета профзаболеваний

Запомните главное

1 Больше всего работники локомотивных бригад подвержены воздействию шума и вибрации.

2 Высокая напряженность труда машинистов усугубляет действие вредных факторов.

3 Риск развития профзаболевания растет с увеличением стажа работы. Таким образом, состояние здоровья опытных машинистов нужно контролировать особенно тщательно.

4 Модернизация локомотивного парка и качественные медосмотры – это основные необходимые меры профилактики профзаболеваний среди машинистов и их помощников.

 
Звезда
за правильный ответ
Блицпроверка
Неправильно
Правильно!
Какое профзаболевание является самым распространенным среди работников локомотивных бригад:
нейросенсорная тугоухость
радикулит
нейросенсорная тугоухость
бронхит

1 Пункт 4.4.5 Перечня профессиональных заболеваний (утвержден приказом Минздравсоцразвития  России от 27 апреля 2012 г. № 417н).
2 Пункт 4 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967).
3 Пункт 22 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967).
4 Пункт 19 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967).

 

9
Сентябрь 2014года
Переводим нормативный акт на человеческий язык

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

Алексей Сутягин, шеф-редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Текст документа

Полный текст ГОСТ 12.0.230-2007.

Организация

Организация системы управления охраной труда состоит из следующих элементов:

  • обязанности и ответственность работодателя;
  • компетентность и подготовка представителей работодателя;
  • документация, касающаяся системы управления охраной труда;
  • передача и обмен информацией.

4.3. Обязанности и ответственность работодателя.

4.3.1. Работодатель должен взять на себя обязательства обеспечить безопасность и охрану здоровья работников, руководство деятельностью по охране труда в организации и нести ответственность за выполнение указанных обязательств.

Пояснение: В тексте закона обязательства и ответственность названы всеобъемлющими. Это означает, что они охватывают все без исключения вопросы охраны труда и здоровья работников и распространяются на весь рабочий коллектив.

4.3.2. Работодатель в лице директора (генерального директора) и его заместителей, а также руководителей филиалов и представительств должен распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, результативному функционированию системы управления охраной труда. Выполнять свои обязанности так, чтобы сохранить здоровье работников и обеспечить рост производства.

Должны быть созданы подразделения или назначены ответственные работники, а также запущены процессы, которые бы:

а) обеспечивали управление охраной труда в виде иерархической командно-административной структуры с предельным единоначалием. При таком управлении каждый руководитель своего уровня обеспечивает руководство нижестоящими структурами по охране труда;

б) определяли и доводили до сведения работников обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;

в) при необходимости выполняли эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать безопасность и охрану здоровья работников;

г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между руководителями организации разных уровней, включая работников и их представителей, в процессе функционирования системы управления охраной труда данной организации;

д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в национальном стандарте, специальных стандартах или других руководствах, а также в добровольных программах, выполнение которых работодатель принял на себя;

е) устанавливали понятные достижимые цели и проводили ясную политику по охране труда;

ж) эффективно идентифицировали и устраняли или ограничивали опасность и риски от вредных условий труда, способствовали сохранению здоровья сотрудников на работе;

и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;

к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;

Пояснение: Работодатель обязуется привлекать для разработки локальных нормативных актов, проведения мероприятий по улучшению условий труда и решения других вопросов по охране труда профсоюзы или других представителей работников.

л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы ответственные за  охрану труда работники , включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции;

Пояснение: Под ресурсами понимается предоставление информации о возможностях работодателя приобретать, например СИЗ, проводить мероприятия по улучшению условий труда. Кроме того, ответственным по охране труда предоставляется широкий круг полномочий по проверке выполнения требований охраны труда. Работодатель обеспечивает участие своих представителей в работе комитетов по охране труда (административный и человеческий ресурсы). Закупает необходимые СИЗ для работников, выделяет средства на мероприятия по улучшению условий труда (финансовые ресурсы).

м) обеспечивали проведение эффективных мероприятий с участием в них работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют.

Пояснение: В организации проводятся заседания комитета по охране труда. Работодатель оказывает помощь в проведении собраний трудовых коллективов, заседаний комитетов по  охране труда, предоставляет для этого помещения.

4.3.3. В организации должны быть назначены заместитель генерального директора, а на уровне руководителей высшего звена лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:

а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;

б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;

в) содействию в участии всех членов организации.

Эти полномочия могут быть распределены между несколькими заместителями руководителя организации. Например, между директором по персоналу, главным инженером и заместителем по производству.

4.4. Компетентность1 и подготовка

4.4.1. Требования к компетентности работников по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует регулярно проводить мероприятия, поддерживающие уровень знаний и умений сотрудников, установленный законодательством и локальными нормативными актами. К ним относятся: создание программ подготовки по охране труда, обучающие занятия, конкурсы, соревнования, проверка знаний по охране труда и безопасности и пр.

4.4.2. Руководитель организации должен иметь определенный уровень знаний и опыта в области охраны труда. Если его недостаточно, генеральному директору нужно, как минимум, пройти обучение по охране труда в специализированном учебном заведении. Он должен иметь возможность повышать свою квалификацию, пройти обучение по внедрению системы охраны труда в организации и управления ею. Знания и опыт главе организации необходимы, чтобы определять и устранять или уменьшать опасности и риски, связанные с работой.

4.4.3. Программы подготовки, упомянутые в 4.4.1, должны:

а) охватывать всех членов организации, начиная с руководителей и заканчивая рядовыми работниками;

б) проводиться сотрудниками, имеющими необходимый опыт работы, образование, подготовку в области охраны труда (прошли обучение в специализированных учебных заведениях или комиссиях по охране труда внутри организации);

в) предусматривать эффективную и своевременную первоначальную (при трудоустройстве) и повторную подготовку с периодичностью, установленной нормативными актами. К примеру, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 требует проводить обучение по охране труда. Одни работники должны его проходить один раз в полгода, другие – один раз в год, а руководители – один раз в три года;

г) включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки;

д) периодически подвергаться анализу членами комитета (комиссии) по охране труда на предмет качества подготовки программ и их регулярного пересмотра, чтобы обеспечить их эффективность;

е) документально оформляться в том порядке, который установлен в организации в соответствии с ее размером и характером деятельности.

4.4.4. Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и проводиться, по возможности, в рабочее время.

4.5. Документация системы управления охраной труда

4.5.1. В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать:

а) политику и цели организации по охране труда;

б) распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;

в) наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;

г) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.

4.5.2. Документация системы управления охраной труда должна:

а) быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной работникам;

б) периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается.

4.5.3. Работодатель должен вести записи данных по охране труда и поддерживать их в рабочем состоянии. Места хранения таких записей определяет работодатель. Документация должна быть оформлена так, чтобы было легко определить ее принадлежность к вопросам охраны труда. Состояние документации должно регулярно проверяться. Срок ее хранения должен быть точно определен.

Примечание – Записи данных – общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании несчастных случаев на производстве.

4.5.4. Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности.

4.5.5. Записи данных по охране труда могут включать:

  • требования законов и других нормативных правовых актов по охране труда;
  •  сведения о результатах применения системы управления охраной труда;
  • информацию о травмах, состоянии здоровья, болезнях и инцидентах, связанных с работой;
  • данные о наблюдениях за производственной средой и состоянием здоровья работников;
  • результаты воздействия вредных производственных факторов на работников;
  • результаты мониторинга и контроля за состоянием системы управления охраной труда.

4.6. Передача и обмен информацией

4.6.1. Работодателю следует проводить мероприятия и процедуры по охране труда, а также своевременно вносить в них изменения для того, чтобы:

а) получать, документировать и реагировать на внешние (рекомендации и предписания трудовой инспекции, Ростехнадзора и других контролирующих организаций) и внутренние (собственного персонала) сообщения, связанные с охраной труда;

б) обеспечивать внутреннюю передачу и обмен информацией по охране труда между различными уровнями и функциональными структурами организации;

в) получать, обязательно рассматривать и составлять ответы на запросы, идеи и предложения работников или их представителей по охране труда.

Планирование и применение

4.7. Исходный анализ

Исходный анализ является первым этапом планирования работы по охране труда.

4.7.1. В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему управления охраной труда и соответствующие мероприятия. Если системы управления охраной труда нет, или организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.

4.7.2. Исходный анализ проводят сотрудники организации, назначенные ее руководителем. Им необходимо иметь опыт и знания в области охраны труда. В их числе обязательно должен быть специалист по охране труда. Для анализа можно привлечь сторонние организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда. В процессе анализа учитываются мнения работников организации и профсоюзов или других представителей работников. Сотрудники, проводящие анализ, должны:

а) определить действующие в настоящее время обязательные нормативные акты и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда, а также другие требования, которые организация добровольно обязуется соблюдать;

б) идентифицировать и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья работников, вытекающие из существующей производственной среды и организации труда, или предвидеть возможность вредного воздействия от предполагаемой деятельности;

в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;

г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.

4.7.3. Результат исходного анализа должен:

а) быть документально оформлен;

б) стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании системы управления охраной труда;

в) стать тем начальным уровнем, который будет использован для сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в организации.

4.8. Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

4.8.1. Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда, поддерживающей:

а) как минимум, соответствие системы охраны труда нормативным актам и правилами, действующим на территории страны;

б) основные элементы системы управления охраной труда в организации;

в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

4.8.2. Планирование мероприятий по охране труда должно основываться на результатах исходного и последующих анализов или других имеющихся данных. Например, на предложениях работников.

Мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья сотрудников на работе. Их результатом должны стать:

а) ясное определение, расстановка приоритетов целей организации по охране труда. При необходимости проводят количественную оценку целей;

б) подготовка плана, предусматривающего: достижение каждой цели, распределение между работниками обязанностей и ответственности за достижение цели, сроки выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности для каждого подразделения и уровня управления;

в) отобранные критерии, по которым можно определить достижение цели;

г) предоставленная техническая поддержка, ресурсы, в том числе, человеческие и финансовые.

4.8.3. Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда: политику, организацию, планирование и применение, оценку и действия по совершенствованию системы управления.

4.9. Цели по охране труда

4.9.1. Цели по охране труда должны соответствовать политике организации в данном вопросе. Их устанавливают на основе исходного или последующих анализов ситуации с охраной труда. Цели должны быть измеримы и отвечать следующим критериям:

а) соответствие специфике организации, а также быть приемлемыми для ее размера и характера деятельности;

б) согласованность с требованиями нормативных актов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда;

в) направленность на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников в целях достижения наилучших результатов в области охраны труда;

г) реалистичность и достижимость. Например, можно стремиться снизить вредное воздействие вредных факторов на шахтеров, но не ставить задачу полностью исключить их влияние работников;

д) документальная  оформленность и доступность всем структурам и уровням организации для ознакомления ;

е) возможность периодически оцениваться и, при необходимости, обновляться.

4.10. Предотвращение опасностей

Включает в себя:

  • предупредительные и регулирующие меры;
  • управление изменениями;
  • предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование;
  • снабжение;
  • подрядные работы.

4.10.1. Предупредительные и регулирующие меры

4.10.1.1. Для создания безопасных условий и защиты здоровья работников имеющиеся и потенциальные опасности и риски должны быть оценены.

Предупредительные и регулирующие меры проводят в следующем порядке:

а) устранение опасности/риска;

б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих сокращение продолжительности работы во вредных условиях;

г) при невозможности ограничения опасности/риска средствами коллективной защиты  работодатель должен бесплатно предоставить работникам средства индивидуальной защиты, включая спецодежду. Глава организации должен следить также за тем, чтобы СИЗ находились в исправном состоянии, а работники правильно применяли и использовали их.

4.10.1.2. Работодателю следует разработать и утвердить процедуры или мероприятия, направленные на предупреждение и регулирование опасностей и рисков. Эти мероприятия и процедуры должны:

а) соответствовать опасностям и рискам, имеющимся на рабочем месте;

б) регулярно подвергаться анализу и, при необходимости, модифицироваться;

в) отвечать требованиям нормативных актов и стандартов и отражать передовой опыт;

г) учитывать имеющуюся информацию или отчеты организаций, таких как инспекции труда, службы охраны труда и других служб.

4.10.2. Управление изменениями

4.10.2.1. Различают внутренние (например, прием на работу, применение новых технологических и трудовых процессов или организационных структур) и внешние (например, совершенствование законов и других нормативных правовых актов, слияние компаний, развитие знаний по охране труда и технологии) изменения, которые влияют на охрану труда. Они должны быть оценены. Предупредительные меры необходимо выполнять еще до введения изменений. Например, до приема сотрудника на работу, где он будет подвергаться вредным производственным факторам, работодатель должен приобрести СИЗ. Или с момента вступления в силу закона, запрещающего трудиться в конкретных вредных условиях более определенного количества времени, работодатель должен издать локальный нормативный акт, изменить трудовой договор с работником с учетом новых требований.

4.10.2.2. Перед любым изменением или использованием новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования на рабочих местах должны быть оценены возникающие опасности и риски. В ходе оценки учитывается мнение работников, профсоюзов или других представителей работников и комитета (комиссии) по охране труда.

4.10.2.3. Перед тем, как изменения вступят в силу, все работники, которых это затрагивает, должны быть проинформированы и подготовлены. Изменения доводятся под роспись, подготовка проходит в виде внеочередных инструктажей.

4.10.3. Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование

4.10.3.1. Работодателю следует разработать и утвердить мероприятия, направленные на предупреждение аварийных ситуаций, обеспечение готовности к ним и реагированию. Необходимо регулярно проводить тренировки работников, задействованных в данных мероприятиях.

Мероприятия должны учитывать возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций, предусматривать действия, направленные на предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны трудаи разрабатываться с учетом размера и характера деятельности организации.

Мероприятия должны:

а) гарантировать, что имеющаяся информация, взаимодействие структур работодателя и координация деятельности обеспечат защиту всех людей при возникновении аварийной ситуации в рабочей зоне;

б) предоставлять информацию контролирующим государственным структурам (ГИТ, Ростехнадзор, прокуратура и т. п.), местным органам власти и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними;

в) предусматривать оказание первой медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне;

г) предоставлять информацию о возможных или произошедших авариях и подготовить к ним всех работников на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению и устранению аварийных ситуаций.

4.10.3.2. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечивающие готовность к ним и возможность реагирования должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами там, где это необходимо.

Например, на предприятиях, где хранится большое количество хлора, работодатель согласовывает аварийно-спасательные операции с местными подразделениями МЧС России.

4.10.4. Снабжение

4.10.4.1. Работодателю следует разработать, утвердить

и регулярно контролировать процедуры, обеспечивающие  порядок, при котором:

а) в условия материально-технического снабжения и аренды обязательно будут включены требования безопасности и охраны здоровья сотрудников организации;

б) перед приобретением товаров и услуг будут проанализированы действующие законы и другие нормативные акты, устанавливающие требования к охране труда;

в) до начала использования товаров и услуг будет установлено соответствие их  требованиям охраны труда.

4.10.5. Подрядные работы

4.10.5.1. Работодатель устанавливает мероприятия, например, процедуру выбора подрядчиков, проведение ознакомительного инструктажа, обязывающие подрядчиков и их работников выполнять требования организации по охране труда, а также обеспечивает своевременную корректировку этих мероприятий.

4.10.5.2. Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

а) включать критерии охраны труда в процедуру оценки и выбора подрядчиков;

б) устанавливать до начала работы эффективное взаимодействие между соответствующими уровнями управления работодателя и подрядчиков. Информировать подрядчиков и его работников об опасностях, с которыми они могут столкнуться на площадке работодателя, а также о мерах, которые нужно принять, чтобы снизить уровень воздействия вредных факторов (например, какие лучше использовать СИЗ);

в) включать уведомления о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика, произошедшими в ходе выполнении ими работ для организации;

г) обеспечивать при необходимости ознакомление с опасностями рабочих мест и подготовку для подрядчиков и их работников перед началом или в ходе работы. Здесь речь идет об инструктажах перед началом выполнения работ;

д) включать регулярные проверки подрядчика на предмет соблюдения им требований охраны труда на площадке организации;

е) гарантировать  выполнение подрядчиком (подрядчиками) требуемых процедур и мероприятий по охране труда на площадке организации .

В следующем номере:

Продолжим переводить ГОСТ 12.0.230-2007 и расскажем, как оценивать и совершенствовать систему управления охраной труда.

1 Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку либо их сочетание.
9
Сентябрь 2014года
Судебная практика

Проведение работ без экологической экспертизы грозит серьезным штрафом даже подрядчику

Алексей Сутягин, шеф-редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Суть дела

Заказчик, ООО «ЭнергоСтрой», заключил договор с подрядчиком, ООО «Газстроймонтаж», поручив последнему обустроить котельную наружным и внутренним газоснабжением. Подрядчик приступил к строительным и земляным работам на участке, который находился на особо охраняемой природной территории. Работы проводились по проекту, не прошедшему экологической экспертизы.

Этот факт стал известен в ходе проверки подрядчика инспекторами Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Проверяющие наказали организацию штрафом в размере 50 000 рублей (ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ).

Подрядчик не согласился с данным решением. Он заявил, что не обязан проводить экологическую экспертизу, и обратился в суд.

Позиция подрядчика

Подрядчик считал, что экологическую экспертизу проекта, по которому проводились работы, обязан был проводить заказчик. Поэтому подрядчик не может нести административную ответственность. Заявитель указал, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы нарушил процедуру привлечения к административной ответственности. Кроме того, в постановлении о привлечении к ответственности конкретно не указаны обстоятельства, при которых произошли нарушения.

 Таким образом, решение о наказании подрядчика штрафом должно быть отменено как незаконное.

Позиция инспекторов

Представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы считают решение о наказании подрядчика законным и обоснованным. Проведение экологической экспертизы предусмотрено пунктом 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в тех случаях, если предполагается выполнение работ на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Поскольку подрядчик этого требования не выполнил, он должен быть наказан по части 1 статьи 8.4 Кодекса об административных правонарушениях. Размер штрафа, предусмотренный данной нормой, для организаций составляет от 50 000 до 100 000 рублей.

Советует
Виктор КОВАЛЕВ,
специалист по охране труда ООО «МЕГАПАК» (Москва)

Малозначительным может быть признано любое административное правонарушение1. Однако если вы считаете, что совершенный проступок является малозначительным и потому нарушителя нужно освободить от ответственности, подготовьте серьезное обоснование своей позиции. В противном случае суд не пойдет вам навстречу.

Позиция суда

Дело слушалось в двух инстанциях. Обе из них признали правоту Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

Судьи свою позицию обосновали тем, что Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещена хозяйственная и иная деятельность, которая негативно сказывается на окружающей среде и ведет к деградации особо охраняемых объектов. Тем же законом установлено, что строительные работы и реконструкция зданий и сооружений в особой природоохранной зоне возможны, если имеется положительное заключение экологической экспертизы2.

Объектом экологической экспертизы регионального уровня является, в том числе, проектная документация на проведение работ на особо охраняемой природной территории регионального и местного значения3.

Нарушением экологического законодательства считается ситуация, когда заказчик (заинтересованное лицо) не представил документы на экологическую экспертизу в случаях, когда она является обязательной4.

ООО «Газстроймонтаж», являясь подрядчиком, приступило к выполнению работ, не имея положительного заключения экологической экспертизы. В данном случае подрядчик являлся заинтересованным лицом.

Предупреждает
Максим ТЕРЕШКОВ, 
руководитель юридического департамента ИХ «ФИНАМ» (Москва)

В некоторых регионах приняты свои законы об административной ответственности, которые устанавливают более серьезную ответственность за экологические правонарушения. Например, в Москве действует Кодекс города Москвы об административных правонарушениях. Штраф за аналогичное правонарушение составил бы 300 000 рублей (ч. 1 ст. 4.12 КоАП Москвы).

Таким образом, заявитель совершил проступок, предусмотренный частью 1 статьи 8.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Срок и порядок расследования административного дела Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы не нарушены. Размер штрафа выбран в пределах, установленных частью 1 статьи 8.4 Кодекса об административных правонарушениях. Судьи учли, что нарушение нельзя признать малозначительным, а значит, и освободить заявителя от административной ответственности тоже нельзя.

На этом основании заявление ООО «Газстроймонтаж» не может быть удовлетворено.

Запомните главное

1  Если предстоит проводить работы в особой природоохранной зоне, проводить экологическую экспертизу обязан не только заказчик, но и подрядчик.

2 Проведение работ без положительного заключения экологической экспертизы считается реализацией объекта и признается нарушением экологического законодательства.

Решение

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2013 г. № 09АП-25735/2013 по делу № А40-39359/2013

1 Подпункт 18.1 п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10.
2 Пункт 1 ст. 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
3 Пункт 4.1 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
4 Пункт 6 ст. 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.