ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2024года
Руководителю службы охраны труда
опыт коллег

Как провести чек-ап СУОТ, чтобы отчитаться перед руководством и поставить цели на следующий год

Екатерина ТОМИЛОВА, руководитель службы охраны труда ООО «Региональная сеть предприятий питания»

Чек-ап СУОТ с разной периодичностью нужно проводить в каждой организации. Некоторые процедуры — аудиты и анкетирование в нашей компании организуем регулярно по графику или при наличии оснований. В конце года проводим контрольный чек-ап. Он помогает понять, насколько результативны меры безопасности в компании и на что обратить внимание в следующем году. Далее в статье расскажу, с какими проблемами столкнулись и как сейчас проводим эффективный чек-ап.

Не понимали, по каким индикаторам определять нарушения в функционировании СУОТ

Важно

В Положении о СУОТ четко пропишите процедуру чек-апа — укажите периодичность, показатели и ответственных лиц

Не могли определить, что анализировать, чтобы выявить нарушения в функционировании СУОТ. Начали с самого очевидного — анализа травматизма, так как причины НС и микротравм указывают на слабые зоны в СУОТ. Какие данные о травматизме анализируем и как автоматизируем процесс, читайте в статье.

Пример

При анализе травматизма выявила, что в подразделении за год произошло четыре НС по одной и той же причине — ожог. Так как все необходимые мероприятия соблюдают, нужно искать недостатки в СУОТ глубже. Для этого я лично посетила подразделение: наблюдала за выполнением рабочих процессов и опросила работников.
Выяснилось, что качество проведения инструктажа на рабочем месте неудовлетворительное: работникам не показывали, на какие опасные зоны следует обращать особое внимание. Чтобы устранить выявленные недочеты, разработала методические материалы и организовала внеплановый инструктаж. На следующий год запланировала специальные тренинги для ответственных лиц подразделений, чтобы повысить уровень их знаний и навыков в проведении инструктажей. 

Обратите внимание

Не пренебрегайте профилактикой травматизма и делегированием задач — это поможет минимизировать вероятность НС

В организации регулярно проводим анкетирование работников, чтобы узнать, довольны ли они условиями труда, а также собрать их предложения по улучшению процессов и выявить нарушения в функционировании СУОТ. Я одна в службе ОТ, поэтому работников анкетируют ответственные за ОТ в подразделениях, всего их 101. Если есть вопросы или замечания, ответственные обращаются ко мне. Образец анкеты смотрите в конце статьи.

Ответственные в подразделениях — директоры и координаторы документооборота регулярно проводят аудиты. Я разрабатываю и актуализирую чек-листы с учетом изменений в процессах для аудита в подразделениях. Советую не включать в чек-лист слишком много вопросов. По опыту это делает процедуру более формальной и менее результативной, так как чек-лист будут воспринимать как обременительную обязанность, а не полезный инструмент для улучшения рабочих процессов. Поэтому важно не перегружать его вопросами: сосредоточьтесь на важных моментах исходя из результатов оценки профрисков, спецоценки и анализа травматизма.

Скачать:

Чек-лист

Кликайте по половинкам чек-листа, чтобы увеличить их или свернуть

Если чек-лист не отображается, обновите страницу — нажмите F5

Анализирую больничные листы, чтобы отследить рост или снижение заболеваемости и ее причины. Выгружаю листы из системы и проверяю, насколько часто работники болеют и почему. Если работник часто на больничном, скорее всего он перегружен и нужно скорректировать его нагрузку. Чтобы снизить заболеваемость, можно организовать профилактические или спортивные мероприятия.

Количество больничных листов влияет на страховой тариф. Мы два года пытаемся его снизить, но пока безуспешно. Для этого в организации не должно быть тяжелых НС и выплаты СФР по больничным листам не должны превышать сумму, которую компания отчисляет в фонд. Иначе СФР может отказать.

Уровень усталости повышает риск НС, поэтому у каждого работника при трудоустройстве уточняем, не планирует ли он трудиться по совместительству. Объясняем, что информация нужна, чтобы составить для него оптимальный график и корректировать нагрузку.

Обратите внимание

Анализ заключительных актов помогает обосновать руководству необходимость расширения программы ДМС

Проверяю заключительные акты, чтобы медосмотры стали менее формальными и более качественными. Объясняю руководителям, чтобы проговаривали на инструктажах работникам важность медосмотров и необходимость доносить врачу актуальную информацию о своем здоровье. Так сокращаем количество НС и больничных листов, а также выявляем заболевания на ранней стадии.

Сверяю запланированный бюджет с реальными затратами на мероприятия по ОТ, чтобы убедиться, что нет значительного перекоса. Если вышли из бюджета или, наоборот, не доплатили, это индикатор, что СУОТ не эффективна. Большие перекосы в бюджете могут показать, что некоторые обязательные мероприятия не провели или, например, обучили работников по программам, которые им не нужны. Также отход от бюджета показывает, что скорее всего допустили ошибку в планировании на год.

Появилась необходимость подстраивать СУОТ под многочисленные изменения в законе

НПА по охране труда стали обновлять дважды в год, поэтому теперь нужно особенно тщательно проверять ЛНА на соответствие новым требованиям. Для этого сравниваем законы и внутренние документы компании.

В прошлом году использовали сервис Актион Охрана труда. Он помог не только проверить ЛНА на актуальность, но и скачать недостающие документы, чтобы доработать их под свою специфику. В этом году применяем тот же сервис, его актуализировали и добавили новые образцы по изменениям в законе. Используйте сервис из статьи в работе, чтобы провести аудит ЛНА.

Нужно не ошибиться в постановке целей в ОТ на следующий год

Во время аудита периодически выявляем недостатки в планировании на текущий год. Например, на 2024 год я ставила цель — перейти на внутреннюю систему обучения. В процессе перехода решили, что выгоднее обучать работников в корпоративном учебном центре. Так отошли от плана, но при этом сэкономили. Поэтому не забывайте оценивать прогресс и корректировать действия, когда реализуете цель.

Четкие цели помогают систематизировать работу по ОТ в организации, минимизировать риски и снизить травматизм. Формулирую их на основе чек-апа СУОТ, чтобы они были максимально реалистичными. Так цели поддержат ответственные и руководство.

В этом году планирую ввести в компании регулярную практику предоставления дополнительных компенсирующих мер на основе медрекомендаций лечащего врача. Это поможет учитывать физическое состояние работников и максимально защитить их здоровье. Например, у нас был случай, когда у подростка вылетела коленная чашечка и он не придал ему значения, так как это его физиологическая особенность. Запросили заключение лечащего врача и выдали ему специальный бандаж за счет работодателя. 

Образцы документов

Скачать:

Анкета
(вернуться в статью >>>)

Если анкета не отображается, обновите страницу — нажмите F5

12
Декабрь 2024года
Организация работы по охране труда
работа с документами

Сервис и таблица, чтобы проверить на актуальность все ЛНА по охране труда

Анна НИКОЛАЕВА, главный редактор журнала «Справочник специалиста по охране труда»

Какие процедуры нужно пересмотреть из-за изменений 2024 года

В 2024 году произошло не так много изменений в охране труда, как планировалось, но большинство из них привели к пересмотру ЛНА. Обновили процедуру расследования НС, утвердили новую методику СОУТ, порядок оказания первой помощи пострадавшим и др. В таблице найдете все изменения и узнаете, относятся ли они к вашей организации и какие документы по ОТ нужно было разработать или актуализировать.
Какие изменения 2024 года отразить в ЛНА

Расследование НС. В обновленном Положении о расследовании НС переименовали форму № 4 акта о НС на производстве из приложения № 2 приказа Минтруда от 20.04.2022 № 223н. Теперь она называется «Форма Н-1ЧС (Форма Н-1С)», а сам акт понадобится не только при расследовании ЧС, но и в других случаях, когда расследование затягивается. По нему СФР до окончания расследования выплатит пострадавшему положенные суммы.

Новые обязанности членов комиссии по расследованию НС прописывают в локальном порядке расследования. Также организуют внеплановый инструктаж по ОТ ответственным за организацию расследования, чтобы объяснить новые задачи комиссии и работодателя в связи с принятием решения об оформлении акта по форме Н-1С. Основание — изменение НПА и ЛНА, содержащих требования ОТ (п. 16 Правил обучения, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464).

Проведение СОУТ. В новой методике изменили не только формы документов и процедуру идентификации, но и обязанности комиссии по проведению СОУТ (приказ Минтруда от 21.11.2023 № 817н). Их фиксируют в локальном акте, например в Положении о СУОТ, порядке проведения спецоценки или приказе работодателя. Указывают, что комиссия должна оформлять протокол заседания на основании заключения эксперта по результатам идентификации.

В новой методике уточнили, что те, кого ранее признали вредниками по результатам спецоценки, могут представить предложения по идентификации факторов, и эксперт обязан их изучить (п. 14 приложения 1 к приказу № 817н). Работодатель должен проинформировать работников об их праве по закону, можно сделать это в приказе руководителя.

Оказание первой помощи. В новом Порядке изменили алгоритм оказания первой помощи и перечень состояний, при которых ее оказывают. Появилась новая обязанность — помочь пострадавшему принять лекарства, которые назначил ему лечащий врач. Теперь оказывать помощь нужно сначала несовершеннолетним, а потом — пострадавшим с тяжелыми травмами.

Из-за изменений в оказании первой помощи актуализируют раздел «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» в каждой инструкции по ОТ, а затем проводят внеплановый инструктаж. Новые формулировки для инструкций и образец единой программы инструктажа найдете в конце статьи.

Новые обязанности работников по оказанию первой помощи указывают в ЛНА по распределению функций по охране труда, например, в разделе Положения о СУОТ. Если в организации обязанности по ОТ фиксируют в правилах внутреннего трудового распорядка, трудовом договоре и должностной инструкции, работники отдела кадров должны актуализировать документы.

Программы обучения, в которых есть вопросы по оказанию первой помощи, актуализируют (подп. «а» п. 50 Правил № 2464). Вносят изменения в перечень НПА, на основе которых разработали программы, содержание тем, учебно-методические материалы и вопросы для проверки знания.

Обеспечение аптечками. Минздрав обновил требования к комплектации аптечек, которые существовали ранее, и ввел новые для отдельных отраслей, видов работ и должностей. Например, теперь свои аптечки есть у судебных приставов, образовательных учреждений и пр. Пересматривают приказы о назначении ответственных и об обеспечении комплектации аптечек для оказания первой помощи. В них вносят ссылки на действующие НПА.

Предоставление гарантий и компенсаций. Добавили новые работы, при выполнении которых работникам бесплатно предоставляют лечебно-профилактическое питание (приказ Минтруда от 19.03.2024 № 122н). Если хотя бы одну из них выполняют в организации, работникам назначают гарантию. Для этого составляют новый перечень работников и передают его в отдел кадров, чтобы подготовили документы.

Подготовка водителей и машинистов. Предприятиям по перевозке пассажиров и груза теперь не нужно направлять на аттестацию водителей автотранспорта и городского наземного электротранспорта, машинистов пригородных поездов. Достаточно проводить инструктаж и проверку знаний по транспортной безопасности (ч. 4.2 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ). Забирайте готовую программу инструктажа по новым требованиям.

Инструктажи и проверку знаний по транспортной безопасности проводят перевозчики и предприятия-субъекты транспортной инфраструктуры: автостанции, ж/д вокзалы и т. д. Когда компания организует перевозку своих работников и грузов в собственных нуждах, инструктаж не нужен.

В организации должен быть журнал инструктажей и проверки знаний по транспортной безопасности, в котором делают записи обо всех проведенных процедурах. Кто будет вносить записи и хранить документ, определяет работодатель (п. 8 Порядка, утв. приказом Минтранса от 06.05.2024 № 167).

Как провести аудит по всем локальным документам по ОТ

Проверить себя по всем документам по ОТ, которые на данный момент должны быть в организации, сможете в сервисе. В нем прочитаете подробности по каждому из документов, сформируете чек-листы по недостающим и скачаете все образцы. Сервис актуальный и требования к документам по ОТ из-за изменений 2024 года в нем также учли.

Когда начнете работу в сервисе, он предложит выбрать один из четырех разделов. Такое деление не случайное и обусловлено правами и обязанностями работодателя в области ОТ из статьи 214 ТК. Исходя из ее требований, в организации должны быть ЛНА, которые подтверждают, что работодатель:

1. Создал и обеспечил функционирование СУОТ.

2. Проводит обязательные процедуры по ОТ.

3. Организовал контроль и мониторинг.

4. Выполняет мероприятия по усовершенствованию СУОТ.

После того, как завершили работу в сервисе, нажмите на кнопку «Печать» и получите чек-лист с задачами, которые вы еще не успели выполнить. Сможете сохранить его в формате PDF или сразу распечатать, чтобы список дел был всегда под рукой.

Проведите аудит в декабре, чтобы к началу 2025 года успеть подготовить и утвердить недостающие ЛНА. Если документы по ОТ в порядке, у проверяющих не возникнет вопросов, и организация не получит штрафы, а вы подтвердите директору свою компетентность.

Образцы документов

Скачать:

Приказ о предоставлении работниками предложений по идентификации вредных факторов на их РМ
(вернуться в статью >>>)

Программа внепланового инструктажа по новому порядку оказания первой помощи
(вернуться в статью >>>)

Приказ о назначении ответственного за аптечку
(вернуться в статью >>>)

Приказ о комплектации аптечек первой помощи
(вернуться в статью >>>)

Программа инструктажа в области обеспечения транспортной безопасности
(вернуться в статью >>>)

Журнал проведенных инструктажей и проверки знаний в области обеспечения транспортной безопасности
(вернуться в статью >>>)

Если документы не отображаются, обновите страницу — нажмите F5

12
Декабрь 2024года
Организация работы по охране труда
надзор и контроль

Внезапный инспекционный визит ГИТ: когда проведут и почему его нельзя путать с профилактическим

Александр БОРОДИХИН, заместитель руководителя ГИТ в Воронежской области по охране труда. Работает в ГИТ с 2013 года, обладатель звания «Лучший государственный инспектор труда», участвует в системе Роструда в разработке/корректировке НПА

Как проводят инспекционный визит

Важно

Плановые инспекционные визиты ГИТ не проводит

Инспекционный визит — это мероприятие, при котором контролеры взаимодействуют с работодателем. Назначить внеплановый инспекционный визит ГИТ может по согласованию с прокурорами. Мероприятие согласуют, если инспекторы предоставят информацию о вреде жизни или тяжком вреде здоровью либо о признаках непосредственной угрозы такого вреда (подп. «а» п. 3 постановления Правительства от 10.03.2022 № 336, далее — Постановление № 336).

В ходе инспекционного визита контролер вправе осмотреть объект, провести фотосъемку, аудио- и видеозапись нарушений, опросить работников и руководителей, запросить у них письменные объяснения и документы. При визите ГИТ не проводит экспертизу. Поэтому, когда нужны исследования, — используют выездную проверку (п. 40 Положения, утв. постановлением Правительства от 21.07.2021 № 1230, далее — Положение № 1230).

Чем инспекционный визит отличается от профилактического

Не следует путать инспекционный визит c профилактическим. В ходе профвизита работодателя информируют об обязательных требованиях, категориях риска и проверках, могут также проконсультировать по возникшим вопросам. Предписания по результатам профвизита не выдают, за исключением образовательных организаций, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, предприятий соцобслуживания и общепита детей, которым присвоили высокую категорию риска (абз. 5 п. 11.4 Постановления № 336; ч. 1 и 8 ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, далее — Закон № 248-ФЗ).

Инспекционный визит — это не профилактическое, а контрольно-надзорное мероприятие. По его результатам нарушителям обязательных требований выдают предписания и назначают штрафы (пп. 1 и 3 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ).

В чем плюсы и минусы инспекционного визита

Обратите внимание

Инспекционный визит могут провести дистанционно, используя аудио- и видеосвязь (ч. 5 ст. 56 Закона № 248-ФЗ)

На одном объекте контроля инспекционный визит может длиться один рабочий день (ч. 5 ст. 70 Закона № 248-ФЗ). Превышать срок инспекторам нельзя. В этом состоит преимущество мероприятия для работодателя.

Неприятностью для работодателя является внезапность: инспекционный визит проводят без предварительного уведомления (ч. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ). На предприятии не успеют подготовиться к появлению инспекторов. Недобросовестные работодатели не смогут скрыть такие нарушения как работа без ограждения, невыдача СИЗ и т. д.

К инспекционному визиту ГИТ может приступать быстрее. Мероприятия обязаны заносить в единый реестр контрольных мероприятий на proverki.gov.ru, для каждого вида — свой срок по Правилам, утв. постановлением Правительства от 16.04.2021 № 604 (далее — Правила № 604). Если информацию о выездной проверке контролеры должны опубликовать как минимум за 24 часа до ее начала, то для инспекционного визита паузу соблюдать не нужно: внести сведения о визите в реестр можно непосредственно перед его началом.

ГИТ использует инспекционный визит, когда нужно оперативно попасть на предприятие и проверить его по уже определенным вопросам. Например, по результатам расследования НС контролеры уже знают, какие нарушения есть у работодателя и за что его привлечь к ответственности. Одного дня им достаточно.

Пример. На кондитерской фабрике упал с подмостья и погиб подсобный рабочий. После расследования несчастного случая утвердили акт Н-1. Затем ГИТ согласовала с прокуратурой внеплановый инспекционный визит на фабрику, потому что жизни и здоровью других работников угрожала опасность.
Инспектор нанес визит без предупреждения. Он осмотрел территорию предприятия, опросил слесаря, зафиксировал нарушения. Работодателю выдали предписание утвердить перечень работ повышенной опасности, провести обучение слесарей и электриков, направить их на медосмотры.
Работодатель обжаловал акт визита и предписание в суде. В жалобе указали, что прокуратура не согласовала предмет проверки, а доказательства инспектор собрал с нарушениями. Спор разбирали три инстанции и в итоге признали действия инспектора законными. В едином реестре проверок подтвердили согласование визита с целью проверить работы повышенной опасности после произошедшего НС. Директор фабрики подписался в решении о проведении мероприятия, а акт по результатам визита выдали представителю. При осмотре и опросе инспектор вел фотосъемку и аудиозапись. Доказательства нарушений работодателя есть, а инспектора — нет (определение Седьмого кассационного суда от 23.08.2023 № 88а-14779/2023).

Что делать если ГИТ пришла с инспекционным визитом

Обратите внимание

Перечень документов, которые госорганы должны запрашивать друг у друга в рамках межведомственного взаимодействия, указали в распоряжении Правительства от 19.04.2016 № 724-р

Если предприятие посетил контролер с инспекционным визитом, попросите его показать свое удостоверение и решение о мероприятии. Сфотографируйте на решении QR-код или выпишите из него учетный номер в едином реестре контрольных мероприятий, он пригодится в дальнейшем. Убедитесь по удостоверению, что на предприятие пришел именно тот инспектор, которого указали в решении (ч. 7 ст. 65 Закона № 248-ФЗ).

Причину визита должны указать в решении о его проведении. Работодатель вправе получать информацию о сведениях, которые стали основанием для мероприятия (п. 3 ст. 36 Закона № 248-ФЗ). Проверьте также отметку о согласовании внепланового визита с прокурорами. Когда с документами все в порядке, обеспечьте инспектору доступ в здания, сооружения и помещения (ч. 6 ст. 70 Закона № 248-ФЗ).

Представьте контролеру документы, которые относятся к предмету визита. Их должны перечислить в решении о мероприятии. Требовать другие документы инспектор не вправе. Также он не должен запрашивать документы, которые есть в других госорганах (пп. 5, 6 ст. 37 Закона № 248-ФЗ).

По результатам визита инспектор должен составить акт с одним из трех выводов: нарушений нет, нарушения есть или нарушения были, но их устранили до конца мероприятия. Если инспектор выявил нарушения, он укажет, какие именно обязательные требования нарушили и какими НПА их установили (ч. 2 ст. 87 Закона № 248-ФЗ).

После ознакомления с актом инспектор предлагает подписать его руководителю предприятия или другому представителю работодателя. Когда не согласны с результатами визита или отказываются с ними знакомиться, контролер сделает отметку об этом в акте.

Важно

Инспекторы и их руководители отвечают за своевременность и достоверность информации в едином реестре контрольных мероприятий (п. 19 Правил № 604)

На следующий рабочий день после визита результаты мероприятия должны появиться в открытой части реестра контрольно-надзорных мероприятий на сайте proverki.gov.ru (приложение к Правилам № 604). Наведите камеру смартфона на сохраненный QR-код из решения или внесите в строку поиска на сайте учетный номер. В системе должна отобразиться карточка мероприятия, куда внесли информацию о визите в вашу организацию.

Когда и как обжаловать результаты визита

Если инспектор сам нарушает закон, его действия и решения нужно обжаловать. Результаты визита, который провели с грубыми нарушениями, можно отменить. Например, если информацию о визите не разместили на proverki.gov.ru или если он длился дольше одного дня, результаты мероприятия признают недействительными (ч. 1 и 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ). Полный перечень из 9 грубых нарушений для контролеров при визитах смотрите в памятке.

 Скачать:

Памятка

Если памятки не отображаются, обновите страницу — нажмите F5

Сроки на обжалование ограничили. Есть 30 календарных дней для обжалования решения или действий инспектора, 10 рабочих дней — для предписания, 10 календарных дней — для штрафа (ч. 5, 6 ст. 40 Закона № 248-ФЗ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Подавайте жалобу через личный кабинет работодателя на Госуслугах (ч. 1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ). Жалобу на решение и действия инспектора сначала нужно направить через «Госуслуги» руководителю ГИТ или его заму. Если решение снова не в вашу пользу, обжалуйте его в Роструде (п. 53 Положения № 1230). В случае повторного отказа обращайтесь в суд.

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.